Развитие творческих способностей в Школе архитектурного развития

Разделы: МХК и ИЗО


Развитие творческих способностей в Школе Архитектурного Развития (ШАР) осуществляется активизацией пассивных форм сознания. Содержание программ для курса “Пластическое моделирование” 3-й уровень, возраст учащихся 9-10 лет, и “Эргономика пространства” 5-й уровень, возраст учащихся 11-12 лет, ориентированы на профильную подготовку школьников в области искусства, которые развивают художественно-творческий потенциал личности, проецируемый в будущем в любую область творческого труда. Цель занятий – активизировать воображение и одновременно использовать мышление, преобразуя и созидая “личностные” пространства (интерьерные и городские). В практической деятельности, осваиваем такие категории как: симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, динамика и статика, метр и ритм, – развивая познавательную сферу. В конце каждого занятия проводим рефлексию (обязательное обсуждение результатов практического задания), что помогает педагогу полнее донести до учащихся цели и задачи занятия, а учащимся критически оценить, полученные результаты.

Выделяем повторяющийся геометрический элемент, на основе которого создаются гибкие пространства: плоскостями (рис. 1), в объёме "способом секущих плоскостей" (рис. 2); моделируем глубинные пространства, отражающие всевозможные человеческие слабости: злоба в Ледяном дворце Снежной Королевы (интерьер), жадность во дворце Дракона (фрагмент городского пространства), коварство в замке Волшебника (панорама городского пространства) (рис. 3). Выявляя достоинства и пороки сказочного мира, составляем краткие описания (в стихах и прозе) нравов обитателей этих пространств, обращаем внимание на текстурные и фактурные поверхности сказочного пространства. Из бумаги моделируем прямолинейные, криволинейные поверхности, осваивая технические средства пластического моделирования.

Те, кто в ШАРе продолжает обучение, пройдя 1-й / 2-й уровни, могут передать темперамент человека, колорит пространства, приёмами освоенными на “Цветопластическом моделировании”, отработанные на занятиях “Артграфики”. Сказочных животных: Конька-Горбунка, Жар-птицу, Муху-Цокотуху, Удалого Комара и Кровопийцу-Паука (по мотивам сказок П.И.Ершова и К.И.Чуковского), они легко могут передать на бумаге, а Змеи, Драконы, Волшебники – выполненные на 3-м уровне в технике оригами, стимулируют их воображение и носят качественно новый характер. Для новичков предлагается эти образы выполнить из листа бумаги известными способами “аппликации”, сделать “коллаж”, таким образом повторяем пройденный материал и решаем ещё одну важную проблему “изучение нового, повторяя пройденное”.

Моделирование различных видов природного рельефа на 3-м уровне, обращено к композиционному мышлению, формирующее восприятие архитектурного пространства, как органичного процесса построения естественного ландшафта, а для “пластического моделирования” важно с точки зрения гибкости его элементов (рис. 4).

Передать ощущение многомерности и многогранности пространства можно, осваивая принцип “проекционного моделирования”, где при создании фронтальной и объёмно-пространственной открытки, используя её виды и средства, происходит фрагментарное представление (моделирование архитектурных фрагментов) и развивается пространственное мышление (рис. 5)

Попытка обратиться к природным мотивам связана с эмоционально-психологическим восприятием ребёнка своего окружения, особенно характерна для возраста 9-10 лет. Эстетические идеи и фантазии, выраженные природными формами, перекликаются с образами биоархитектуры: ученики используют тектонику биоформ, как результат формируются “структуры”, выражающие пластический образ (рис. 6).

Отметим, что в развитии творческих способностей присутствуют элементы творческой деятельности субъективного и эмоционального характера, как преподавателя, так и ученика. Обращаясь к опыту культурного мира учащегося, архитектор – педагог вместе с учениками может создавать пластику пространства: гармоничную, органичную, гибкую, опираясь на знания об архитектурной композиции, ища смыслы в ассоциациях и воображении первичного образа.

На 5-м уровне один из основных законов композиции “о целостности и единстве” применяем к городской среде, рассматривая её как “систему”, элементы которой могут взаимозаменяться, не теряя общей целостности. Пользуясь простыми фигурами: квадрат, круг и треугольник, находим соответствия между горизонтальными и вертикальными “элементами пространственной системы” – развиваем пространственное мышление; отрабатываем технические приёмы макетирования; определяем основные понятия и термины, которые приняты в “эргономике” (науке, главная цель которой обеспечение эффективной и комфортной жизнедеятельности человека). Развивая абстрактно-логическое мышление, на основе простых форм: куба, шара, пирамиды моделируем пространство, сомасштабное человеку. Для формирования критериев оценки комфортности, анализируем эффективные приёмы освещённости архитектурного пространства, обращаемся к ассоциациям: “ страх, угрюмость” – “ радость, лёгкость”. Введение рельефа и оранжировка в основном композиционном пространстве, имеет минимальное значение.

ТЕМА 1 Рассматриваем один из принципов создания гармоничного пространства, создавая комфортное и дискомфортное психологическое состояние, пропорционирование. Ставится задача закомпоновать простые геометрические фигуры в определённом соотношении, предполагающие взаиморасположение предметной среды в пространстве. В упражнениях необходимо помочь учащимся разобраться в цветовых и световых нюансах, отвечающие “личностным” потребностям, применяя простые средства бумаги, гофро- и пено- картона (рис 7).

а) В построении однородного пространства обращаем внимание на существование низшего уровня упорядоченности – гомогенность (термин, употребляемый при визуальной характеристике пространства).

Пользуемся фигурами: квадрат, треугольник, круг – одинаковыми по цвету, фактуре.

б) Чтобы избежать монотонности, необходимо в создании композиции стремиться к упорядоченности более высокой - разнородности. На плоскости листа, усваивая тему задания, в технике наброска рисуем схемы из геометрических фигур, планируя будущую композицию, и переходим к объёмно- пространственному моделированию. Ограничивая композиционное решение 3-емя элементами, уделяем внимание выразительности композиции.

Используем геометрические фигуры, отрабатываем принцип проекционного моделирования, когда стыковка плоскостных элементов в целостную картину осуществляется на вертикальной плоскости.

ТЕМА 2 Рассечение плоскостями, физических объёмов (куба, призмы, шара), овладевая техническими навыками моделирования на начальном этапе, подводит к структурному моделированию ( выделение физической массы конструкций (стен, перекрытий и т.п.) и межобъёмного пространства). Ориентирование в пространстве, выделяем как важный фактор комфортного пространства (рис. 8).

Основная задача во всех упражнениях формулируется строго, но наличие элемента фантазии учащегося при пластическом и тектоническом решении предполагает получение “личностной” работы, не претендующей на художественную ценность, носящей характер форэскиза (композиционно завершённый и выразительный).

Пользуемся объёмами: закрытыми, открытыми; одинаковыми и контрастными по цвету, фактуре.

ТЕМА 3 Для комфортного психологического восприятия пространства требуется создание уравновешенных композиций. Модульные композиции, с выделением композиционного центра и основных осей, помогают изучить явления симметрии (одну из форм высокой меры уровня упорядоченности, применительно к пространству с разным масштабом (двор, улица, площадь, город)):

- расположение модулей с выделением центра композиции;
- осевое расположение модулей;
- кольцевое расположение модулей;
- радиальное расположение модулей.

Составление из частей целого – развивает визуальный опыт, умение увидеть пространство, как систему взаимосвязанных элементов (рис. 9).

Упражнение осуществляется сначала на плоскости – поисковый эскиз, затем в объёме из полосок, сложенных в геометрические объёмы (в плане имеющие квадрат, треугольник, круг). По мере усложнения поисковых эскизов, техника исполнения усложняется, вводится цвет и фактура. Для обогащения пространства, используем плавно изогнутые элементы. Выявить масштаб пространства помогает фигура человека, склеенная из бумаги (обозначая только силуэт).

ТЕМА 4 Свет и цвет, помогают выявить особенности планировочной композиции, акцентировать внимание на доминантах городского пространства, ритмично расположенный в пространстве помогает выявить масштаб, а архитектурные элементов моделируют глубинную композицию городского пространства. Рассматривая городскую среду фрагментарно, “от общего к частному”, выделим зрительную компоненту, как основную в восприятии отдельных элементов, а светотехническую, как данную нам в ощущениях. Для критерия оценки комфортности и эффективности закрытого и открытого пространства определим характеристики, выделяя точечное, линейное, локальное, заливающее освещение (рис. 10).

После рассмотрения примеров светового дизайна города, даётся задание за 2 академических часа выполнить клаузуру на тему, соответствующую изучаемого пространства(в соответствии с общей программой ШАР). Для подведения итога, рассматривается планшет А3 с изображением плана, фасада и макета, составляющего композиционный ряд в эргономично моделируемом пространстве. Графически подчёркнутый силуэт и масштаб пространства, определит тип пространства, а макет выявит эффективный способ освещения данного пространства.

Система упражнений и заданий, главная особенность которых заключается в изучении теоретических вопросов и приобретении практических умений и навыков по курсам “Пластического моделирования” и “Эргономике пространства”, для разных возрастов учащихся определяют разный подход в методике подачи материала. Моделирование из простых фигур, переходя к сложным формам, на любом уровне творческого развития является организующим началом при определении гармоничного пространства, а рассмотрение особенностей развития внутреннего и внешнего архитектурного пространства и создание “личностных” пространств даёт возможность почувствовать себя творцами. Поднимаясь вверх “шаг за шагом” на ЗО ступеней, смоделированных общей программой Школы Архитектурного Развития, средствами макетирования и способами изучаемого предмета, на итоговом уроке создаём объёмно- пространственную модель пространства, даём оценку пластичности и эргономичности пространства.

Учитывая возможности современных компьютерных технологий, моделирование пространства, средствами макетирования, видится важным этапом в развитии творческих способностей на любом этапе.

P.S Приведённые ниже схемы, являются прототипами фронтальной, объёмной и глубинной композиции, изученных в темах курса “Эргономики пространства” 5-й уровень.

Схема 1

Квадрат, треугольник, круг – основные элементы в моделировании фронтального пространства.

Схема 2

Кулисные поверхности и сечение плоскостью, применяем в моделировании объёмов пространства.

Схема 3

Куб, пирамида, призма – элементы глубинного пространства.