Урок геометрии в 1-м классе "Луч. Сходство и различие между лучом и прямой, лучом и отрезком. Построение лучей"

Разделы: Начальная школа


Стратегическая цель урока: развитие умения анализировать, обобщать; развитие коммуникативных качеств (умение слушать и слышать)

Задачи:

  1. Повторить понятие “прямой линии”, “отрезка”.
  2. Познакомить учащихся с геометрической фигурой “луч”.
  3. Учить строить лучи.
  4. Вывести сходства и различия между прямой и лучом, лучом и отрезком.

Проблема: дети не имеют полного представления о геометрической фигуре “луч”.

Текст: Луч – это часть прямой, ограниченная с одной стороны.

Тезис: Даже оказавшись на правильном пути, вы рискуете сойти с него, если остановитесь хоть на минуту. (У. Роджерс)

Комментарий хода урока. Развитие личностных качеств и психических процессов. Способы и приёмы ненасильственного воздействия.
Учитель, организуя детей на урок, просит поприветствовать улыбкой друг друга и гостей. Показать “мордашки”, которые соответствуют настроению. Читает стихотворение:

Я рада новой встрече с вами,
Мы снова вместе – вы и я.
Начинаем наш урок – он для вас.
Я желаю вам удачи, в добрый час.

Положительные эмоции, аудиальный канал восприятия. Педагогика сотрудничества.

I этап.

Заинтересовать.

Логико-психологический приём: вербальный (стихотворение)

II этап.

Соорганизация.

Логико-психологический приём: приём соучастия (слова со значением объединения)

(Дети читают изречение и высказывают своё мнение о смысле прочитанных слов) Даже оказавшись на правильном пути, вы рискуете сойти с него, если остановитесь хоть на минуту. (У. Роджерс)

Вывод: обучение нужно, чтобы не останавливаться на достигнутом, развиваться дальше.

Кинестический канал, самостоятельность мышления, эффективное внимание. Педагогика сотрудничества.

I этап. Заинтересовать.

Логико-психологический приём: вербальный (высказывание)

II этап. Вызвать на размышление.

Логико-психологический приём: вопросно-ответный ход рассуждения.

Аргументация: довод от личного опыта.

Учитель предлагает потренировать своё внимание. Игра. Дети смотрят на фигуры 5 секунд, запоминают и рисуют у себя в тетрадях.

- Дети обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга.
- Кто выполнил без ошибок?

Визуальный канал восприятия, зрительная память. Умение анализировать, тактичность, толерантность. Педагогика сотрудничества.

III этап.

Соорганизация.

Логико-психологический приём: (ситуативная работа в группах)

Психологический приём: психологическая пауза, похвала в ситуации успеха.

Сегодня мы продолжим путешествие с девочкой (показываю). А как её зовут? Точка.

Точке очень понравилось гулять по прямой линии. Шла однажды точка по прямой и вдруг прибежали ножницы, щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую.

- Ты что, Точка, не знаешь разве, что туда идти нельзя?
- Но почему?
- А там тебя вредная резинка поджидает, хочет пакость тебе сделать.
- Какую?
- Да стереть всё, чтобы ты не путешествовала дальше.
- Спасибо вам, ножницы! Тогда я пойду в другую сторону.

Скажите, а как называется получившаяся фигура? Что произошло когда щёлкнули ножницы? (Одну сторону можно продолжить. Получился луч.) Луч – это часть прямой, у которой есть начало, нет конца.

Эффективное внимание, аудиальный, кинестический каналы восприятия, воображение, смысловая память, умение анализировать, визуальный канал. Педагогика сотрудничества

I этап. Заинтересовать.

Логико-психологический приём: вербальный (сказка)

II этап. Вызвать на размышление.

Логико-психологический приём: вопросно-ответный ход рассуждения.

III этап.

Соорганизация.

Коллективная мыслительная деятельность.

Психологический приём: похвала в ситуации успеха.

- А! – радостно сказала Точка.
- Я знаю почему они так называются и на что они похожи
- А вы, ребята, знаете? (Они похожи на солнечные лучи)
- Да, подтвердили Ножницы

- Солнечные начинаются на Солнце и идут от него без конца, если только не встретят что-нибудь на своём пути. Например Луну или спутник.

- А что получится, если луч встретится с предметом? (Получится отрезок, т. к. будет начало и конец)

Игра “Солнечная мама”.

Поделите детей на пары. Каждая пара – два солнечных лучика. Солнечные лучики должны рассказать о своей солнечной маме по вопросам:

  • Чем солнечная мама кормит свои солнечные лучики?
  • Рассказывает ли она им сказки?
  • За что солнечная мама сердится на своих деток, и за что она хвалит их?
  • Отпускает ли она их одних на землю?
  • Покупает ли она им игрушки? и т.д.

Например: Наша солнечная мама покупает для нас в солнечном магазине солнечную пастилу. По вечерам, когда небо ясное и нет дождя, она рассказывает нам сказку про один волшебный лучик, который принёс людям счастье. Мама ругает нас если мы долго не хотим вставать. Но если мы просыпаемся рано, она нежно целует нас и отпускает одних в то место на земле, где больше всего не хватает света и тепла и т.д.

После того как дети придумают рассказ о солнечной маме, попросите их нарисовать её портрет. Из рисунков детей делается выставка: “Наши солнечные мамы”.

Визуальный и аудиальный канал восприятия. Педагогика сотрудничества

I этап. Вызвать на размышление.

Логико-психологический приём: вопросно-ответный ход рассуждения.

Логический приём: аналогия.

Психологический приём: похвала в ситуации успеха.

- Молодцы! Пора вставать. Теперь мы будем отдыхать.

Останемся лучиками до конца урока.

Есть лучики и не солнечные (загадки).

Аудиальный и кинестический каналы, двигательная активность, артистизм, чувство ритма. Педагогика сотрудничества.

II этап. Соорганизация.

- Начертите в тетради прямую. Отметьте на ней точку А. Часть прямой, которая лежит по одну сторону от точки А, выделите цветным карандашом. Получился луч с началом в точке А.

- Есть ли у луча конец? (нет)
- Имеет ли луч длину? (нет)

Уверенность в себе, самостоятельность, гибкость мышления. Педагогика сотрудничества

III этап. Вызвать на размышление.

Психологический приём: похвала в ситуации успеха.

Дети получают листы с заданием (найди на рисунке только лучи и обведи их красным карандашом) Уверенность в себе, самостоятельность, гибкость мышления. Педагогика сотрудничества

Психологический приём: похвала в ситуации успеха.

Дети по рядам делятся на команды и получают конверт с заданием от вредной резинки.

- Сколько лучей вы насчитаете на рисунке?

Работа в парах. Визуальный канал, умение анализировать, тактичность, толерантность. Педагогика сотрудничества

Психологический приём: визуальный (иллюстрации).

Аргументация: довод от факта

Точка однажды решила проверить
На сколько она убежит от себя
И если мы будем ей на слово верить
Ушла далеко она очень, друзья.

Прошла она лес, и пустыни, и горы,
Хоть солнце сияло, гремела гроза-
Всегда по прямой, куда смотрят глаза
Когда оглянулась, за нею вослед

Тянулся от домика тоненький след
О новой фигуре разносится весть:
Конца в ней пусть нету, начало-то есть!
И солнце, тихонько взойдя из-за туч,
Сказало: “Друзья! Назовём его… (луч)!”

Аудиальный канал восприятия, любознательность. I этап.

Заинтересовать.

Вербальный (стихотворение).

Работа в тетради

Закрась внутреннюю область.

Кинестический и аудиальный каналы, любознательность, визуальный, эффективное внимание, самостоятельность мышления. Педагогика сотрудничества

I этап.

Заинтересовать.

Вербальный.

Похвала в ситуации успеха.

- Какое Д/З вы выбираете для себя?    
Итог. Детям предлагаются высказывания, если оно истинное, то ставим И, если ложное - Л.

Луч – это прямая.
Луч можно продолжить далеко.
Луч – это прямая, ограниченная с одной стороны.
Луч – это прямая, ограниченная с двух сторон.

Аудиальный канал, самостоятельность мышления. Умение анализировать и делать выводы. Педагогика сотрудничества

I этап.

Заинтересовать.

Учитель благодарит детей за урок.

Показать своё настроение.