Цель урока:
- Дать представление о «забытых» произведениях
- Вызвать интерес к биографии А.П.Гайдара.
- Показать возможность практического применения полученных знаний.
- Формировать умение работать в группе, доказывать свою точку зрения.
- Развивать творческие способности учащихся, исследовательские навыки, познавательную активность.
- Воспитывать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи, способность правильно вести себя в минуты опасности на примере героев рассказа Гайдара «Дым в лесу»
Оборудование:
- Портрет и фотографии А.П.Гайдара.
- Иллюстрации к произведениям Гайдара.
- Стенды с результатами анкетирования.
- Эпиграф урока.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, дорогие друзья! Мы снова с вами проводим необычный урок. В этом году мы начали заниматься проектной деятельностью на уроках литературы, а сегодня покажем, чему научились, подведем итоги нашей деятельности.
Наш урок посвящен рассказу А.П.Гайдара «Дым в лесу». Скажите, пожалуйста, кто читал произведения этого писателя? Какие произведения читали? А кто знаком с этим рассказом? Каковы ваши впечатления? А кто знаком с биографией писателя?
Учителя, как никто другой, могут влиять на души учеников. Доброта, желание заботиться о других, любовь к Родине – эти качества пробуждает каждый педагог в своих учениках. Разве не этому учат книги А. П. Гайдара? Сейчас они снова изучаются в школе, было время, когда они были исключены из школьных программ. Справедливо ли это? На этот вопрос искали ответ учащиеся, работавшие над проектом: «Почему забыт Аркадий Гайдар и его произведения?»
- Краткое изложение проекта. (Выступление ученика.)
- Авторы проекта. Учитель русского языка и литературы Козлова Т.Е. и ученики 5 «Б» класса. Проект предназначен для учащихся, учителей литературы и родителей.
- Цель: показать, что произведения А. П. Гайдара не устарели и носят воспитывающий характер.
Задачи проекта:
- Выяснить, знают ли ученики 5-8 классов произведения А. П. Гайдара.
- Познакомиться с книгами писателя и его биографией. Выяснить, какие темы поднимаются в повестях А. П. Гайдара и чему они учат.
- Узнать в книжных магазинах, продаются ли сейчас книги Гайдара.
- Выяснить среди учителей литературы и родителей, почему, на их взгляд, сейчас произведения не изучаются в школе.
- Сделать вывод, справедливо ли это.
- Выявить воспитательное значение рассказа «Дым в лесу»
- Пропагандировать творчество А. П. Гайдара.
Биография у Гайдара необыкновенная. Жаль, что прожил он мало. Сам Гайдар считал, что «это просто обыкновенная биография в необыкновенное время». Всю свою жизнь он старался быть первым. Первым стал командиром полка, первым принял огонь фашистов, спасая своих товарищей. Герои его произведений тоже стараются быть первыми во всем и везде. Они, как первопроходцы, идут по трудной, но благородной дороге, совершая добрые дела и увлекая за собой других. Гайдар жил в трудное, но необыкновенно интересное время. Вот об этом нам расскажет группа № 1.
Выступление группы № 1
- Дружба Гайдара с ребятами.
- Гайдар – детский писатель.
- Гайдар на войне.
Имя А. П. Гайдара было широко известно в эпоху социализма. С разрушением старого строя произведения писателя оказались забыты. Ученики 5 класса познакомились с книгами писателя и пришли к выводу, что это несправедливо. Произведения Гайдара, на наш взгляд, учат патриотизму, честности, справедливости, воспитывают чувства доброты, взаимовыручки. Недопустимо, чтобы книги Гайдара были забыты. Мы обращаемся к учителям и взрослым с рекомендацией знакомить детей с творчеством А. П. Гайдара и его удивительной биографией. Ребята из группы № 2 познакомят нас с результатами анкетирования учащихся 4–6-х классов.
Выступление группы № 2
Результаты анкетирования учеников 4-6 классов. (Выступления учащихся). (Рассказ сопровождается демонстрацией стенда с результатами анкетирования).
Было опрошено 80 человек. 45 из них не читали книг Гайдара совсем, 12 человек назвали его поэтом. 15 учащихся сказали, что родители читали им в детстве « Чук и Гек», «Тимур и его команда». 8 человек смогли вспомнить название книг писателя. Анкетирование показало, что учащиеся плохо знают творчество А.П.Гайдара и не знакомы с его биографией.
Среди ответов учащихся были такие, где говорилось, что родители читали им произведения Гайдара. Это послужило поводом для опроса взрослых, чем и занималась группа № 3.
Результаты опроса среди взрослых и учителей.
Все опрошенные назвали разные книги А. П. Гайдара. Взрослым задавались и такие вопросы: «Вы согласны с тем, что произведения Гайдара пропагандируют старый режим? Справедливо ли, что книги писателя были исключены из школьной программы?»
Все взрослые признались, что любят книги Гайдара. По их мнению, эти произведения учат быть добрыми, справедливыми, верными друзьями и просто хорошими людьми. В них нет пропаганды социалистического режима, поэтому забывать эти книги нельзя.
Значит, можно сделать вывод, что родители покупают своим детям книги с произведениями Гайдара. Ребята из группы № 4 изучили прилавки книжных магазинов.
Результаты посещения книжных магазинов.
В книжных магазинах они узнали, что в продаже книги Гайдара есть. Только в очень ограниченном количестве. В одном из магазинов оказалось, что в продаже есть несколько экземпляров сборника «Чук и Гек», куда включены повести и рассказы Гайдара. В других магазинах не оказалось ни одного экземпляра. По словам продавца, книги эти не спрашивают.
Более десяти лет произведения Аркадия Петровича не изучались в школе. Сохранились ли его произведения в школьной библиотеке? Об этом нам расскажут исследователи из группы № 5.
Результат работы школьной и детской районной библиотек.
В школьной библиотеке оказалось 12 экземпляров сборника рассказов и повестей Гайдара из серии «Школьная библиотека», несколько книг «Чук и Гек». Старый сборник под названием « Дальние страны». Школьный библиотекарь объяснила, что наша школа новая. Фонд библиотеки небольшой, поэтому так мало произведений этого писателя.
В районной детской библиотеке оказалось книг Гайдара в достаточном количестве, но они очень ветхие и хранятся только в читальном зале. Но в наличии имеются все произведения Аркадия Петровича.
Аркадий Гайдар стал писателем и написал замечательные произведения для детей: «Школа», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда», «Дым в лесу» и другие. Герои рассказов и повестей Гайдара – такие же мальчишки и девчонки, как сами читатели. Они ваши ровесники и могли бы быть вашими товарищами. Об истории создания рассказа «Дым в лесу» вам расскажет группа № 6.
Выступление группы № 6
Рассказ впервые напечатан в журнале "Пионер" № 2 за 1939 год. В том же году вышел отдельной книгой в издательстве «Детская литература».
В этом рассказе Аркадий Гайдар продолжает разрабатывать тему готовности ребят к подвигу. Пусть в данном случае подвиг совсем не громок — и всего-то требуется от «Володьки из сто двадцать четвертой квартиры» переплыть через неширокую речку Кальву. Да и не совершен этот подвиг — самого Володьку пришлось вытаскивать из реки. Главное другое: Володька знает, что, раз нужно, он переплывет...
Известно, что Аркадий Гайдар с неодобрением относился к тем художественным произведениям, в которых юные герои с ошеломляющей легкостью совершали головокружительные подвиги. Он считал, что в угоду занимательности нельзя жертвовать правдой. А правда порой бывает сурова, но ребята, если придет час, должны действительно внести свой посильный вклад в дело защиты Родины. Вот поэтому он написал этот рассказ, чтобы мы, прочитав его, извлекли уроки для себя.
Надеюсь, вам понравились выступления учащихся, и у вас появилось желание проверить свои знания текста, побеседовать по содержанию рассказа.
Беседа по содержанию:
- От чьего лица ведется рассказ? В каких книгах вы встречались с подобным примером? Какую цель преследует писатель, доверяя повествование своему юному герою?
- Проследите по тексту, как в рассказе постепенно нарастает напряжение, ощущение тревоги. С чем это связано?
- Как проявил себя Володя в экстремальной ситуации? Чему учит его жизнь, когда он остается один на один с опасностью?
Анализ эпизода «Встреча Володи с летчиком Федосеевым».
- Что в поведении и в манере речи летчика, тоже оказавшегося в критической ситуации, могло послужить образцом для подражания? Чему Федосеев учит Володю и читателей?
- Какую роль в рассказе играет щенок Брутик? О чем должны подумать читатели, узнав в конце рассказа о его гибели?
- Повзрослел ли Володя к концу рассказа?
Творческий проект.
Сочинение – миниатюра. «Какие уроки извлек из этой ситуации Володя? Какие уроки извлекли мы, читатели XXI века?»
В своих сочинениях учащиеся не дали однозначных ответов. Брутик погиб из-за легкомыслия Володи. Он же философски замечает: « Да, Брутика жаль и мне. Но что поделаешь: раз война, так война». Себя герой ни в чем не винит, ответственности за то, что случилось, не чувствует. Учащиеся оправдывают Володю, ведь он еще мал.
Другие считают, что мальчик пережил большую опасность и, безусловно, проявил мужество, спасая летчика, преодолел свой страх, а это очень сложно. Он получил много уроков: увидел перед собой человека, не сломленного трудностями, услышал его голос и понял, как надо вести себя в грозные минуты испытаний. Он ощутил на себе, что значит плохо учиться. Он понял, что не разберется в карте, а ведь этому учили в школе.
Вместе с Володей и учащиеся извлекли уроки: этот рассказ учит быть ответственными, уметь в минуты испытаний не пасовать. Нужно уметь преодолевать страх в минуту опасности, при чрезвычайных ситуациях. Это произведение показывает, как взрослеют дети, как меняется их внутренний мир, учит дружить, сопереживать. В современной жизни эти качества очень нужны.
Заключительное слово учителя.
Из таких маленьких, но важных поступков складывается длинная дорога, название которой – жизнь. За свою короткую, но такую замечательную жизнь Гайдар написал много. Книги этого писателя интересны. Как много их, произведений, ушедших в прошлое, забытых временем и людьми. Но воскресить хотя бы некоторые из них в наших силах.
Подведение итогов.
Вы сегодня замечательно продемонстрировали, что с удовольствием занимались исследовательской деятельностью, самостоятельно познакомились с произведением Гайдара, поделились своими впечатлениями. А сейчас я прошу ответить на мои вопросы:
- С какими трудностями вы столкнулись при подготовке проектов?
- Что особенно запомнилось во время работы над проектом?
- Пригодятся ли вам знания, которые вы получили во время работы над проектом?
- Для кого они полезны? Какие результаты они принесли?
Хотелось бы выразить надежду, вы продолжите работу по созданию творческих проектов.