Игра по станциям "Культура Древней Руси"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Рубеж тысячелетий поставил нашу страну на путь духовного возрождения. Поэтому перед внеклассной работой по предметам гуманитарного цикла можно поставить задачу более глубокого изучения наших культурных корней и духовного наследия.

Представленная методическая разработка игры по станциям является результатом многолетнего сотрудничества учителей истории и изобразительного искусства: эта игра-викторина проводится в школах во время декады знаний по истории, а также в 2003 году более расширенный вариант использовался для проведения районной олимпиады по истории. Игра вызывает неизменный интерес и высокую творческую активность учащихся.

Методические требования к игре:

  • возраст участников – 6-8 классы;
  • сотрудничество не только со школьной, но и районной библиотекой;
  • для проведения самой игры – предоставление помещений для станций и линейки команд, как в масштабах одной школы, так и районного мероприятия.

I. Цели:

  • развитие интереса учащихся к духовному наследию наших предков;
  • воспитание уважения к прошлому нашего народа;
  • воспитание чувства национальной гордости за великие культурные достижения наших предков.

II. Подготовка

  1. Создание организационного комитета: учителя истории, литературы, ИЗО, МХК, технологии, библиотекарь.
  2. Формирование жюри станций: 3 старшеклассника и 1 учитель.
  3. Состав участников: команда по 10 человек от 7-х (8-х) классов.

 III. Порядок проведения игры по станциям:

  1. Подготовка командой домашнего задания.
  2. Выполнения командой заданий на станциях.
  3. Подведение итогов.

IV. Правила проведения игры

  1. Открытие. Общая линейка и выдача маршрутных листов командам.
  2. Два варианта прохождения станций

А)

1-я станция – капитан команды;
2, 3, 4 станции – по 2 человека;
5-я станция – по 3 человека.

  • На станцию одновременно заходят представители не более 10 команд. Если команд больше – игра идёт в 2 потока или станции дублируются.
  • На подготовку ответа даётся 5 минут и на ответ 2 минуты (25 – 30 минут на станцию);
  • За дополнения к ответам соперников – дополнительно от 0,5 до 1 балла;
  • Подведение итогов на станции – 10 минут, общее время игры на станции 40 – 45 минут.

Б) весь состав команды проходит маршрут в полном составе.

  • Члены команды на станциях получают по 2 минуты на подготовку ответа и отвечают в порядке жеребьёвки.
  • Члены команды имеют право дополнить ответы соперников. Дополнения оцениваются 0,5 – 1 балл.
  • При прохождении станции в маршрутном листе команды выставляются баллы членом жюри станции.
  • В итоге баллы суммируются и на основе общей суммы распределяются места. (при желании возможно создание своей собственной шкалы оценок).

 V. Перечень станций:

  1. «Гой еси, добры молодцы да красны девицы» (Приветствие и «необычные» имена);
  2. «Мой дом – моя крепость» (Древний город);
  3. «Внуки Бояна» (Устное народное творчество);
  4.  «Без хозяйки дом – сирота» (Быт Древней Руси).

 VI. Структура станций

  1. «Гой еси, добры молодцы да красны девицы» - 6 баллов:

- Представление – название, девиз, эмблема, приветствие (сдаются в письменном виде в жюри, размер – А 4),

- «Необычные» имена,

- «крылатое» выражение (объяснить).

  1. «Мой дом – моя крепость» - 6 баллов:

- характеристика крепости: географическое положение, стратегическое положение, основные материалы строительства (Орешек, Псков, Изборск, Старая Ладога, Великий Новгород, Ивангород, Копорье, Хортица);

- храмовое строительство: Св. София (Новгород), Георгиевский собор (Ст. Ладога), церковь Параскевы Пятницы (Новгород), Георгиевский собор Юрьева монастыря (Новгород), Дмитриевский собор (Владимир), Церковь Покрова на Нерли, церкви Московского кремля – архитектурные особенности, материалы.

  1. «Внуки Бояна» - 7 баллов: 3 песни на тему растений (домашнее задание) и задания по пословицам
  2.  «Быт Древней Руси» - 10 баллов:
      • Составить женский костюм из отдельных элементов (и назвать их): южно - русский крестьянский, северный русский крестьянский, боярышня 16 – 17 вв.,
      • Рисунок резьбы на прялке (заготовка выдаётся), объяснить изображение;
      • Край полотенца: вышивка и кружево (Мокошь, Древо жизни, птицы кони, олени) – 2 листа А4;
      • Назвать элементы костюма (по репродукции картины) – 2 балла.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.