Урок русского языка в 4-м классе по теме "Несклоняемые имена существительные"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Формировать умения находить в речи несклоняемые имена существительные.

  2. Способствовать развитию интереса к познанию нового, развитию литературной речи и каллиграфического навыка.

  3. Воспитывать любовь к предмету, уважение друг к другу, толерантность.

Оборудование:

  • компьютер;

  • проектор и экран для демонстрации презентации Power Point;

  • конверты с карточками (см. Приложение).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

  1. Какую часть речи изучаем? (Имя существительное.)

  2. Что такое имя существительное? (Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)

  3. Какие грамматические признаки имени существительного знаете? (Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, тип склонения, число, падеж.)

- Сегодня на уроке мы узнаем новую группу слов этой части речи. А сейчас словарная работа.

(Дети работают в тетради.)

Словарь: железо, завтрак, пальто, лопата, народ, календарь. (Под диктовку.)

- Назовите лишнее слово. (Лопата). Почему? (Лопата – существительное 1-го склонения, т.к. ж. р, окончание -а.)

- А остальные слова какого склонения? (2-го) Почему? (М.р. с нулевым окончанием, и ср.р.с окончанием -о.)

(Ответы детей сопровождаются демонстрацией презентации Power Point. Слайд №1.)

  • Что такое склонение имён существительных? (Изменение формы слова, изменение по падежам, изменение окончаний.)

  • Что такое окончание? (Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.)

  • Что нужно помнить про окончания существительных 2 склонения? (В П.п. пишется окончание -е.)

3. Постановка проблемы (работа в группах).

- Измените по падежам слова железо и пальто.

Конверт №1.

Задание. Просклоняйте существительные. Выделите окончания.

Падежи

Вопросы

Существительное

И.п.   железо, пальто
Р.п.    
Д.п.    
В.п.    
Т.п.    
П.п.    

- Какие вопросы соответствуют каждому падежу? (Дети называют.)

(Ответы детей сопровождаются демонстрацией презентации Power Point. Слайд №2.)

- Какие окончания в каждом падеже при изменении слова железо? (Дети называют.)

- А в слове пальто?

Решение проблемы.

- Слово пальто склоняется? (Нет.) Почему? (Не изменяется форма.)

- Как могут называться такие существительные? (Предположения детей.)

- Какая тема урока? (Несклоняемые имена существительные.)

- Что такое несклоняемые существительные? (Предположения детей.)

Конверт №2. Правило.

Правило.

Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.

Новое пальто, пойду в пальто, пуговицы на пальто.

- Прочитайте правило. (Слайд №3.)

- Прочитайте слова. (На экране слайд №3.)

Окно, кино, пианино, какао, молоко, сено.

- На какие группы их можно разделить? (Склоняемые и несклоняемые. Слайд №3.)

- Разделите их на 2 группы. (Дети работают в группах.)

- Назовите окончания в словах 1 столбика. Докажите.

- Во 2 столбике? Докажите.

(Ответы детей сопровождаются демонстрацией презентации Power Point. Слайд №3.)

Проблемный вопрос.

- Что можете сказать про окончания несклоняемых имён существительных? (Его нет.) Почему? (Нет изменяемой части слова.)

Игра-соревнование.

Конверт №3.

- Из слов на карточке выбрать и записать несклоняемые имена существительные.

(Работа в группах.)

Задание. Из предложенных слов выбрать несклоняемые существительные.

Метро, пальто, село, поле, кафе, какао, шоссе, филе, седло, горе, лото.

Проверка.

- Какая буква на конце этих несклоняемых имён существительных? Какого они рода? Можно ли утверждать, что они 2 склонения? (Нет.)

- Почему? (Нет окончания.) Молодцы!

Конверт №4.

- Откройте четвёртый конверт. Прочитайте стихотворение.

Морж спросил у Кенгуру:
Как выносишь ты жару?
Я от холода дрожу!-
Кенгуру сказал Моржу

- Какое существительное повторяется дважды? (Кенгуру.)

- Форма одинаковая? (Да.) А падеж? (Разный.) Как определить падеж? (По вопросам: (у кого?) у кенгуру – Р.п., (кто?) кенгуру – И.п.)

- Можно ли определить падеж у несклоняемых имён существительных? (Можно. Но только в тексте по вопросам.)

4. Итог урока.

  • Что нового узнали на уроке? (Есть особая группа существительных – несклоняемые.)

  • Что такое несклоняемые существительные? (Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.)

  • Что можете сказать про окончание несклоняемых имён существительных? (Они не имеют окончания (всё слово-основа.)

  • Можно ли у них определить падеж?(Падеж можно определить только в тексте.)

(Ответы детей сопровождаются демонстрацией презентации Power Point. Слайд №4.)

- Зачем в начальной школе изучают такую тему? (Чтобы была грамотная речь.)

5. Домашнее задание.

  1. Найти в словаре 5 несклоняемых имён существительных.

  2. Составить 4 предложения с несклоняемыми существительными.

  3. Определить у них падеж.

Выставление отметок. (Дети обсуждают в группе.)