Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание гласных на конце наречий"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • уточнить представления детей о наречии;
  • познакомить с правописанием суффиксов –а и –о в наречиях;
  • продолжить работу по формированию орфографической зоркости;
  • продолжить работу над каллиграфией;
  • способствовать формированию внимания;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:

  • магнитные карточки;
  • раздаточный материал: «состав слова»; суффиксы: и ; приставки: с-, из-, до-, в-, на-, за-, сигнальные карточки «Да-нет»;
  • компьютер;
  • репродукция картины В.Васнецова «Витязь на распутье»;
  • музыкальное оформление из оперы «Садко».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.

II. Чистописание

На доске: 

аккуратно                  завтра
около                         медленно

Учитель: Как всегда урок мы начнём с минутки чистописания, на которой повторим правописание строчных букв а и о и элементы соединения этих букв в словарных словах.

(Дети записывают в тетради элементы чистописания, слова с элементами чистописания)

На доске: Сначала подумай, а потом делай.

Учитель: Прочитайте и подумайте, когда так говорят? (Ответы детей)

Учитель: Спишите пословицу, при этом не забудьте, как пишутся буквы и их соединения, а  выделенное слово разберите по составу.

(Дети записывают пословицу в тетрадь и делают разбор слова по составу)

– Покажите схему разбора слова сначала.

(Дети показывают схему)

– Охарактеризуйте это слово как часть речи.

Дети: Сначала – это наречие, отвечает на вопрос: Когда?. Это неизменяемая часть речи, поэтому не имеет окончания.

III. Постановка цели урока

На доске:   слева, добела, затемно, изредка, начисто, вправо.

Учитель: Прочитайте слова, записанные на доске (магнитные карточки) К какой части речи относятся эти слова?

Дети: Это наречия.

Учитель: Подумайте, пожалуйста, на какие 2 группы можно разделить эти наречия? Запишите в тетради

(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).

На доске:

слева                         затемно
добела                       начисто
изредка                     вправо

Учитель: Объясните своё решение.

Дети: У одних наречий на конце суффикс , а у других – суффикс .

Учитель: Выделите эти суффиксы в словах.

(Дети в тетрадях выделяют суффиксы)

Учитель: Выделите приставки в каждой группе. Что вы заметили?

Дети: Наречия с суффиксом имеют приставки: с-, до-, из-(ис-).
– Наречия с суффиксом имеют приставки: за-, на-, в-.

(Дети выделяют приставки. На доске составляется таблица.)

На доске:

-а                                                           -о
с-                                                           за-
до-                                                         на-
из- (ис-)                                                 в-

IV. Работа по закреплению нового материала урока

Учитель: Откройте тетрадь «Пишем грамотно» на с.12 и прочитайте задание к упражнению 1, выполните его.

(Дети читают задание к упражнению, открывают тетради и выполняют задание )

Учитель: Как же вы дописали правило? (Дети читают правило)

Учитель: Ребята, сейчас вы совершили открытие: сформулировали правило правописания наречий с суффиксами и . Цель на этом уроке: поупражняться в написании этих суффиксов.

V. Игра «Кто больше и быстрее?»

Учитель: А сейчас откройте тетрадь «Учусь писать без ошибок» на с.76 и прочитайте задание к упражнению 124.

– Это упражнение мы будем выполнять в виде игры. Разделимся на 2 команды: 1 ряд – первая команда, а 2 ряд – вторая команда. По очереди представители каждой команды выходят к доске и записывают составленное слово. Выигрывает та команда, которая составит быстрее и больше наречий, не сделав ни одной ошибки.

(Дети выполняют задание игры)

Учитель: Как вы думаете, почему вы не сделали ни одной ошибки в написании наречий с суффиксами и ?

Дети: Мы не сделали ни одной ошибки потому, что помним правило, над которым мы работали в начале урока.

Учитель: Молодцы!

VI. Самостоятельная работа. Закрепление

Учитель: Откройте учебник на с.42. Прочитайте задание к упражнению 2. Это упражнение вы делаете самостоятельно. При выполнении помните о правописании суффиксов и на конце наречий. Выполняйте задание.

Один ученик выполняет задание у доски (выписывает только слова, в которых пропущена орфограмма и доказывает правильность своего выбора), а остальные выполняют упражнение в тетрадях.

Проверка: ученик у доски показывает выполнение задания, остальные – проверяют и сравнивают свои работы с его.

VII. Физминутка

Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись.

VIII. Творческая работа

Учитель: А сейчас посмотрите на картину В.Васнецова «Витязь на распутье».

(На телевизор проектируется репродукция картины)

– Кто изображён на картине?

Дети: Богатырь.

Учитель: Героем какого произведения может быть этот персонаж?

Дети: Этот персонаж может быть героем былин.

Учитель: Какие былины вы знаете?

(Дети приводят примеры произведений)

– Послушайте отрывок из былины «Три поездки Ильи Муромца» (чтение проходит на фоне музыкального сопровождения):

Долго ехал богатырь и наехал он в чисто полюшко на странный камень высотой в рост человеческий, мохом поросший, от него расходились три дороги в разные стороны, а на том камне была надпись выбита:…

– Какая же надпись была выбита на камне? Запишите эту надпись в тетради, используя наречия с изучаемой орфограммой.

(Дети записывают свои варианты надписи на камне, а 1 ученик работает за компьютером – набирает свой вариант ответа)

Проверка: выслушиваются 2-3 варианта ответов. На экране телевизора проецируется вариант надписи: 

Кто вправо поедет – тому убитому быть,
Кто влево поедет – тому богатым быть,
А кто прямо поедет – тому женатым быть.

Учитель: Молодцы!

IX. Итог урока

Учитель: Какое открытие сделали?

(Дети повторяют правило)

Учитель: И в заключение урока мы ещё немного поиграем. Я вам буду говорит наречия, а вы будете показывать карточки с суффиксом и приставкой, которые надо писать в этих словах:

ВЛЕВО,
ЗАПРОСТО,
ИЗДАЛЕКА,
СЛЕГКА,
СНОВА.

(Дети показывают карточки с  приставкой и суффиксом)

Учитель: Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке, а самые активные получают отметки. Это:

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Х. Задание на дом

Учитель: Дома вы повторите правило и выполните упражнение 2 на с.41.
– На этом урок окончен.