Конкурсно-развлекательная программа "Путь к просторам Вселенной"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 6, 7

Ключевые слова: Игра по станциям, история космонавтики, Вселенная, Солнечная система


Цель:

  • Воспитательный аспект – воспитание чувства товарищества, ответственности, умения работать в коллективе; чувства гордости за достижения своей страны и человечества в целом.
  • Познавательный аспект – знакомство с некоторыми фактами истории изучения космоса и развития космонавтики.
  • Развивающий аспект – развития внимания, памяти, мышления, логики, творческих способностей.

Оснащение:

  1. Плакат с изображением маршрута “космического путешествия” (план игры).
  2. Листы с заданиями к конкурсам №№ 3, 5.
  3. Листы чистой бумаги, цветные маркеры (фломастеры), карандаши, ручки.
  4. Магниты.
  5. Лист оценивания и инструкция для жюри.
  6. Призы.

Ход игры

1. Вступительная часть

Учитель (ведущий): “Здравствуйте, участники нашей игры, уважаемые члены жюри и гости! Сегодня мы приглашаем всех отправиться в необычное космическое путешествие. Легко догадаться, что оно посвящено особому для нашей страны дню, который мы недавно отмечали. Можете ли вы назвать мне эту знаменательную дату? (22 апреля – День Космонавтики). Космос и космонавтика – это то, что всегда волновало и влекло любознательных, смелых, умных романтиков. Именно им и их устремлениям посвящены эти стихотворные строки.

Ученик 1:

Нам становится тесно
Под синей небесною чашей,
Из земной колыбели
Мы рвемся в иные миры.

Ученик 2:

Больше нет робости
Перед тьмою вечною,
Больше нет пропасти
За тропой Млечною.
Наверху – ждут еще:
Мир планет светится,
Скоро им в будущем
Человек встретится!

Ученик 3:

Не постигнуть Вселенную разом,
Не постигнуть и в тысячу лет,
Но опять человеческий разум
Оставляет – пусть ощупью – след.

Итак, вместе с двумя экипажами космических кораблей мы отправляемся к далекой планете Мистерии (что в переводе с английского означает – загадка). Космонавты должны будут проявить смекалку, применить знания в разных областях знаний и даже проявить свои творческие способности. За пультом управления полетом на Земле остаются члены нашего жюри (далее следует их представление). А наши зрители будут группами поддержки наших команд, помогая им в трудную минуту.

2. Основная часть

Первый конкурс – “Стартовый”. Он состоит из двух частей. Во-первых, экипажи должны отрапортовать о готовности к полету. Во-вторых, в ходе блиц-опроса им предстоит показать владение необходимыми знаниями о космосе и космонавтике. Итак, слово – командирам экипажей. (Презентация команд). А сейчас каждая команда за 2 минуты должна успеть правильно ответить на наибольшее количество вопросов. Экипаж “Космонавтики”, на старт, внимание, марш!

  1. Первый российский космонавт (Ю.А.Гагарин).
  2. Год первого космического полета человека (1961).
  3. Дублер первого космонавта России (Г.Титов).
  4. Страна, чьи граждане совершили высадку на Луну (США).
  5. Выдающийся российский авиаконструктор, создатель корабля “Восток” (С.П.Королев).
  6. Количество планет в Солнечной системе (9).
  7. Самая крупная планета Солнечной системы (Юпитер).
  8. Название нашей галактики (Млечный Путь).
  9. Ученый, который был зажжен в средние века за свои идеи о Вселенной и иных мирах (Дж.Бруно).
  10. Явление, которое можно наблюдать в момент нахождения Луны точно между Солнцем и Землей.

“Земляне”, на старт, внимание, марш!

  1. Первый российский космонавт, вышедший в открытый космос (А.Леонов).
  2. Год первого выхода человека в открытый космос (1965).
  3. Год запуска первого искусственного спутника (1957).
  4. Страна, которой принадлежал этот спутник (Россия).
  5. Третья от Солнца планета (Земля).
  6. Естественный спутник Земли (Луна).
  7. Что представляет из себя Солнце как космическое тело (звезда)?
  8. Прибор для наблюдением за звездами с Земли (телескоп).
  9. Ученый, в конце своей жизни воскликнувший: “А все-таки она (Земля) вертится!” (Г.Галлилей)
  10. Сколько созвездий входит в систему Зодиака (12)?

(Жюри подводит итоги/)

Итак, два космических корабля с нашими экипажами стартовали с планеты Земля.

Впереди второе испытание – космическая станция на планете “Историческая”. Экипажи должны продемонстрировать знания о знаменитых космонавтах и астронавтах. Заранее были подготовлены рассказы, прослушав которые, следует отгадать, о ком идет речь.

(Команды выступают с короткими рассказами, соперники отгадывают, жюри оценивает).

Третий конкурс вас ожидает на орбите планеты “Математическая”. Экипажи должны правильно выполнить вычисления, чтобы дать ответы на два вопроса (для каждой команды). Болельщики тоже могут помочь заработать экипажам дополнительные очки, выполнив подобное задание.

1-я команда:
1) Расстояние от Земли до Солнца: (66 3 – 98 : 2) 1000000 + 600000

Ответ: 149 600 000 км

2) Год, когда мы в очередной раз сможем наблюдать комету Галлея: 8000 : 4 + 31 2

Ответ: 2062 год

2-я команда:
1) Год высадки американских астронавтов на Луне: 3000 – (250 4 + 31)

Ответ: 1969 год

2) Сколько земных лет составляют один космический год? (38000 – 13000 + 25000) 9 : 2 1000

Ответ: 225000000 лет

Болельщики 1-й команды: Год, когда в последний раз крупный метеорит врезался в Землю: 10000 : 4 – 296 2

Ответ: 1908

Болельщики 2ой команды: Год первого полета женщины-космонавта: 5400 : 6 + 3189 : 3

Ответ: 1963

(Команды и болельщики производят расчеты, жюри суммирует баллы.)

Четвертая станция – на планете “Техническая”. Экипажи должны за 5 минут придумать, нарисовать и защитить проект космического корабля.

(Болельщики в это время по очереди называют термины, относящиеся к теме “Космос и космонавтика”. Команде, чьи болельщики назовут последнее слово, добавляется 1 балл.)

Мы устремляемся к следующей, пятой, планете. Ее название – “Лингвистическая”, то есть наши космонавты должны будут продемонстрировать знание языков, так как это необходимо в случае контакта с инопланетянами. Задание: Расшифровать фамилии русских и американских исследователей космоса, заменяя числа буквами русского и английского алфавитов.

1-я команда:
15, 10, 12, 16, 13, 1, 6, 3 (рус.) Ответ: Николаев.
15, 12, 4, 18, 9, 14 (англ.) Ответ: Oldrin.

2-я команда:
19, 1, 3, 10, 24, 12, 1, 33 (рус.) Ответ: Савицкая
19, 3, 15, 20, 20 (англ) Ответ: Scott.

(Болельщики в это время отвечают на вопросы, оставшиеся неотвеченными на старте. После конкурса жюри суммирует баллы экипажей и их болельщиков).

Внимание! Мы выходим на орбиту планеты “Творческая”! Приготовится к контакту с ее обитателями. А что если известные нам языки окажутся непонятными для инопланетян?

Самое время проверить еще одно домашнее задание наших экипажей. Они должны рассказать о человеческой цивилизации без единого слова. Команда соперников попытается расшифровать этот рассказ.

(Презентация домашнего задания. Баллы ставятся за наглядность и доступность для понимания выступления и за полноту понимания того, что показали соперники.)

3. Заключительный этап

Итак, мы подлетаем к цели нашего путешествия – планете “ Мистерия”. Полет не был легким, недаром древняя латинская пословица гласит: “Per aspera ad astra”, что в переводе означает “Через тернии к звездам”, а тернии – это многочисленные трудности, которые встречаются на пути к цели. Но наши экипажи с честью их преодолели. И сейчас мы узнаем финальные результаты игры и назовем экипаж победителей, который первым высадится на Мистерию. А что их там ожидает … тайна.

(Жюри подводит итоги всей игры. Экипажам вручаются призы.)