Открытый урок по технологии. Тема: "Роль аксессуаров в создании гармоничного образа одежды"

Разделы: Технология


Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • обобщить и закрепить знания по созданию гармоничного образа костюма

Развивающие:

  • развивать эстетический вкус и творческие способности
  • расширять кругозор, развивать эстетический вкус

Воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус
  • умение соотносить результаты своей деятельности с целью

Методы обучения:

  • беседа, практические методы, методы проблемного обучения.

Материалы и Оборудование:

для учителя:

  • компьютер с видеопроектором
  • магниты - 10 шт. и доска
  • мультимедийная презентация к уроку <Приложение 1>
  • раздаточный материал: разнообразные аксессуары

для учащихся:

  • листы с эскизами для практического задания "Определение элементов для создания гармоничного образа костюма". <рисунок7>, <рисунок8>, <рисунок9>, <рисунок10>
  • листы с эскизами для практического задания "Подбор аксессуаров для готового костюма" <рисунок 1>, <рисунок 2>, <рисунок 3>, <рисунок 4>, <рисунок 5>, <рисунок 6>
1.jpg (11567 bytes)
Рис. 1
2.jpg (8802 bytes)
Рис. 2
3.jpg (10783 bytes)
Рис. 3
4.jpg (11368 bytes)
Рис. 4
5.jpg (11509 bytes)
Рис. 5
6.jpg (11533 bytes)
Рис. 6

7.JPG (24781 bytes)
Рис. 7

8.JPG (39942 bytes)
Рис. 8

9.jpg (23294 bytes)
Рис. 9

10.jpg (17837 bytes)
Рис. 10

Форма организации урока: групповая

ХОД УРОКА

I. Организационная часть.

Подготовка класса к работе, распределение по группам, включение учащихся в деловой ритм.

II. Вступительная часть.

Тема нашего урока " Роль аксессуаров при создании гармоничного образа костюма". Но прежде, чем мы приступим к её изучению, давайте попробуем дать определение понятию "костюм".

Под "костюмом" следует понимать все, что искусственно изменяет облик человека, держась на его теле. Понятие "костюм" и эстетическая категория "красота" неразрывны. Исходя из этого мы можем выделить два основных эстетических аспекта костюма:

1. Красота самого костюма (т.е. соответствие представлениям о совершенстве костюма как вещи).

При создании и использовании костюма люди по их природе стремятся к красоте. В этом смысле красота является итоговым качеством вещи, ее соответствием исходным функциям в их оптимальном соотношении. Например: мы можем, увидев гармоничные пропорции, покрой, качественный шелк, приятный цвет, богатую вышивку и т.д. сказать: "О, какое красивое платье!". Именно так мы выбираем вещи в магазине.

2. Создание образа красивого, совершенного человека (когда костюм является средством для преобразования человека согласно эстетическим идеалам).

Презентация.

"Костюм" - единственная система, способная искусственно изменить внешность человека, подчеркнуть или же разрушить гармоничное единство тела, или определенных его частей. Предположим такую реальную ситуацию: увидев девушку в платье, которое придает ее фигуре очертания, близкое к идеалу мы можем воскликнуть "Какая красивая девушка!", что будет означать, что данный костюм выполнил свою "эстетическую функцию", он сделал человека красивым.

В современной жизни, важным признаком правильно одетого человека считается то, что никто не замечает его костюма, каков он, а все видят только красивого, совершенного человека. И в это основная задача "костюма".

Создание гармоничного образа костюма дело очень непростое, и примером тому могут послужить ошибки и известных людей, которые напрямую связаны с миром моды или шоу-бизнеса. Неслучайно ведущие журналы мира регулярно печатают рейтинг самых плохо одетых знаменитостей. (слайд № 2)

Так что же понимают под гармоничным образом костюма?

Гармоничный образ костюма - это композиция или объединение всех элементов костюма в одно целое.

Для того что бы разобраться, что же это за элементы входят в композицию костюма, вы сейчас проведёте небольшое исследование эскизов костюма, в каждом из которых один элемент композиции выпадает из общей гармонии.

Какой? Вы должны определить сами и вписать его в нашу звёздочку обдумывания.

(работа в группах и обсуждение итогов исследования.) (слайд № 3)

Итак, в понятие гармоничного образа костюма входят следующие элементы: силуэт и пропорции, стиль одежды, макияж, причёска, рисунок и фактура ткани, аксессуары, цветовая гамма.

Почти все эти элементы мы изучали с вами на уроках технологии во время изучения тем по материаловедению и цветоведению, конструированию и моделированию одежды. А непосредственно сегодня мы поговорим об аксессуарах.

III. Изучение нового материала.

Аксессуар - слово французского происхождения и обозначает мелкую деталь, дополнение к какому-нибудь предмету.

Какие же задачи решает добавление аксессуаров к костюму? (слайд № 4)

  • эстетическую
  • защиту от непогоды
  • удобство

Что же относится к аксессуарам костюма?

Всё перечислить, наверное, невозможно, потому что с течением времени и под влиянием моды одни аксессуары исчезают совсем. Например, блохоловка. (слайд №5)

Роскошная куница - красиво и богато, не так ли? Да не в том дело! Это типичный для XVI века блошиный мех. Чучела куниц, соболей и ласок притягивали к себе блох - бич не только простолюдинов, но и знатных дам.

Блошиный мех носили через плечо, внутри была пропущена золотая или серебряная цепочка, за которую чучелку удобно было держать, чтобы не соскользнула. Время от времени меховушку выносили на улицу и вытряхивали набившихся туда насекомых.

Блошиный мех старались украсить. К примеру, герцогиня Феррарская получила в подарок от мужа соболя - блохоловку с золотой головой и алмазными глазками, с нашитыми 12 рубинами и десятками жемчужин. Во время энергичных вытряхиваний служанки растеряли все жемчужины, а через месяц и голова отлетела.

Кстати, меха для ловли блох носили дамы в Италии. А во Франции ни одна приличная женщина не появлялась в обществе без изящной коробочки - блохоловки с одной-единственной дырочкой сбоку. Внутрь капали мед, рассчитывая, что блохи соберутся туда, привлеченные сладким запахом.

Блохоловки исчезли навсегда. Другие аксессуары возвращаются и снова исчезают. Появляются и совсем новые. (слайд№6)

Фантазии дизайнеров нет предела. Вот их последнее творение: украшение для глаз в виде бриллиантовой капельки, которая крепится к нижнему веку.

В словаре аксессуаров более 400 наименований, поэтому обо всех рассказать невозможно, а вот перечислить, что же не является аксессуарами мы с вами можем. (слайд № 7)

Теперь рассмотрим самые востребованные аксессуары и постараемся выработать основные принципы, по которым нужно подбирать их к костюму.

Большая группа аксессуаров относится к украшениям. (слайд № 8)

Их мы будем изучать на отдельном уроке в своё время. Но основные принципы подбора украшений мы можем сказать сейчас.

  1. Украшений не должно быть много.
  2. Все выбранные украшения должны отвечать особенностям фигуры. Людям с короткой (недостаточно вытянутой шеей) нельзя носить короткие бусы, а только длинные, которые, заодно, придадут стройность фигуре. Правда, при условии, что ноги не слишком коротки; в этом случае надо отдать предпочтение бусам средней длины.
  3. В идеале украшения должны составлять комплект (или гарнитур), если такой возможности нет, то тогда они должны быть в одной цветовой гамме, и выполнены из одинаковых материалов.

На следующей группе аксессуаров я остановлюсь поподробнее. Это головные уборы. (слайд №9)

Головные уборы в прошлые времена были важной доминантой в образе костюма, но со временем подрастеряли свои позиции. Одним из видов головных уборов являются шляпы, этот важный аксессуар почти исчез из нашей жизни, а ведь с давних времён этот головной убор наделяли магическими свойствами - считали своего рода замещением "головы". На протяжении многих лет именно шляпа определяла статус человека, его положение в обществе. Слово шляпа фигурирует во многих крылатых выражениях, например, " всё дело в шляпе" относится к 16 веку. В те времена в России во время суда в шляпу клали восковые шарики, и тяжбу выигрывал тот, кто вынимал нужный шарик.

Так как же правильно подобрать головной убор?

  1. Форма шляпы или шапки зависят от черт лица;
  2. При выборе головного убора обязательно учитывается рост, причёска и цвет волос.
  3. Головной убор должен по фактуре материалов и цветовому решению с другими элементами костюма, из которых сделаны аксессуары.

Практически те же принципы применяются при подборе обуви и кожгалантерейных изделий. (слайды № 10 , 11)

Для того чтобы сделать окончательные рекомендации по подбору аксессуаров вы должны будете поработать с шестью эскизами, которые я вам раздала.

Внимательно рассмотрите их:

Найдите три эскиза костюмов, к которым никаких аксессуаров добавлять не надо, а вот к другим трём можно и добавить что-нибудь для акцента (нужно дорисовать на эскизе). Проявите свою фантазию и обоснуйте свой выбор.

(работа в группах, показ и обсуждение результатов работы)

IV. Практическая работа.

Ну, а теперь давайте на практике попробуем использовать те знания, которые вы получили сегодня, при помощи ещё одних широко используемых аксессуаров - платочных изделий. (слайд № 12)

Итак, попробуйте создать гармоничный образ из раздаточных материалов и аксессуаров.

(работа в группах, показ созданных работ и обсуждение результатов.)

V. Подведение итогов урока.

Давайте подведём итоги и выведем основные общие принципы выбора аксессуаров для создания гармоничного образа одежды:

Следует сочетать не более 3 цветов, желательно, чтобы один из них был нейтральным, иначе вы рискуете получить прозвище попугай или светофор. Правда есть исключения, - цветные украшения к однотонному и спокойному наряду.

Несоответствие материалов и стилей, из которых сделаны аксессуары.

Ни один аксессуар не должен резко доминировать над остальными элементами одежды, и уж тем более над вашим лицом.

Закончить урок мне хотелось бы словами знаменитого кутюрье Кристиана Диора: "Умение носить аксессуары - искусство, а умение подбирать - талант!".