Внеклассное занятие по литературному чтению в 3-м классе по теме "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова"

Разделы: Начальная школа


Тема занятия: Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова.

Приложение. (Слайд 1).

Цели занятия:

  1. Расширить знания учащихся о жизни поэта.
  2. Обратить внимание учащихся на некоторые произведения М.Ю Лермонтова с целью пробуждения интереса к творчеству поэта.
  3. Работать над выразительным чтением стихотворений.
  4. Создать на занятии атмосферу, способствующую работе каждого ученика.

Форма занятия: литературная гостиная.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Ребята, на уроках литературного чтения мы знакомились с творчеством М.Ю.Лермонтова. Сегодня мы подробнее остановимся на биографии поэта и его творчестве.

2. Выступления детей (дети совместно с учителем готовили материал к уроку).

Ученик 1: М.Ю.Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (урожденной Арсеньевой).

Приложение (Слайд 2).

Русская ветвь рода Лермонтовых вела свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, который в эпоху Смуты начала XVII века в составе шведского ополчения попал в Россию, принял русское подданство и получил поместье в Галичском уезде Костромской губернии.

К началу XIX века давно обрусевший род Лермонтовых захудал и обеднел. Юрий Петрович пленил свою богатую невесту Марию Михайловну Арсеньеву внешней красотой и редким добродушием. (Слайд 3).

Мать Марии Михайловны Елизавета Алексеевна. Принадлежавшая к богатому и влиятельному роду Столыпиных, была против этого союза. Но брак был заключен против ее воли. Семейное счастье омрачала нескрываемая недоброжелательность и постоянные ссоры Елизаветы Алексеевны со своим зятем.

Ученик 2: В 1817 году Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив единственного сына сиротой.

Лермонтов вспоминал: “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал, ее не могу вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать”.

Вероятно, смутные воспоминания о звуках материнской песни, которая не раз звучала над его колыбелью, навеяли строки стихотворения “Ангел”(1831 г).

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под пущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Учитель: Ребята, о чем это стихотворение?

– О чем пел ангел?

– Как вы понимаете выражение “Он душу младую в объятиях нес для мира печали и слез”?

– Почему “скучные песни земли” не смогли заменить “звуков небес”?

Ученик 3: После смерти матери бабушка решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана, которая не позволит дать мальчику хорошее образование. (Слайд 4). Сразу после смерти матери Елизавета Алексеевна увезла любимого внука в свое имение Тарханы Пензенской губернии. Здесь она окружила внука заботой и лаской, не жалея средств на развитие многообразных талантов мальчика. (Слайд 5, 6, 7).

Приложение

Ученик 4: С детских лет Михаил Юрьевич писал стихи, рисовал, увлекался музыкой, в совершенстве овладел европейскими языками. Но семейная драма наложила свой отпечаток на характер поэта. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом. Эти чувства Лермонтов выразил в стихах.

Ужасная судьба отца и сына –
Жить разно и в разлуке умереть…
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь Божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?

Ученик 5: В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый недуг надолго приковывал его к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Воображение стало для него новой игрушкой. Мальчик рано почувствовал себя одиноким. Его часто охватывала тоска по “душе родной”, способной понять его и утешить.

В 1818 и 1820 годах Елизавета Алексеевна ездила с внуком для лечения на Кавказ. Летом 1825 года бабушка в третий раз повезла мальчика на Кавказ на воды. Он уже подрос, смог увидеть гораздо больше, чем в первые поездки. Эта поездка принесла Лермонтову столько впечатлений, что их хватило на несколько поэм и стихотворений, написанных в 1828-1830 годах. Вот одно из них. (Слайд 8).

Кавказ.

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял,
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..

Учитель: За что любит М.Ю.Лермонтов Кавказ?

– О каком счастье вспоминает поэт?

Ученик 6: В 1827 году бабушка привезла поэта из Тархан в Москву для продолжения образования. После отличной домашней подготовки в 1828 году Лермонтов был принят сразу в 4 класс Московского университета Благородного пансиона.

В 1830 году Лермонтов завершает свое обучение в Благородном пансионате и поступает на нравственно-политическое отделение юридического факультета Московского университета.

В 1832 году поэт вынужден был оставить Московский университет из-за конфликта с некоторыми профессорами. Он едет в Петербург в надежде продолжить обучение в столичном университете. Но ему отказали. Тогда 4 ноября 1832 года Михаил Юрьевич сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

В 1835 году Лермонтов оканчивает Школу направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Петербургом в Царском Селе. (Слайд 9).

Ученик 7: 27 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. В течение ближайших часов по Петербургу разнесся слух, что Пушкин убит. На следующий день Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта”, которое в рукописных копиях разошлось по столице. 7 февраля Лермонтов написал продолжение стихотворения.

(Учитель читает стихотворение “Смерть поэта”).

Смерть поэта.

Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде…и убит!
Убит!... к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселите6сь… – он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар…спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно.
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?..издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит – и взят могилой,
Как то певец, неведомый, но милый,
Добыча равности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в это свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок, - они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печаль.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона.
Пред вами суд и правда – все молчи!..
Но есть и божий суд, наперстники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Ученик 8: Когда это стихотворение дошло до царя, вскоре у поэта устроили обыск. (Слайд 10, 11). В конце февраля Лермонтов пробыл несколько дней под арестом в главном штабе. Затем он был переведен из гвардейского гусарского полка в Нижегородский драгунский полк и начал готовиться к отъезду на Кавказ, где шла война с горцами.

В начале декабря 183 года хлопоты бабушки увенчались успехом. Лермонтов смог вернуться в Петербург. Здесь его встретили как уже знаменитого опального поэта.

Открытый и сердечный в кругу близких по духу и убеждениям людей, Лермонтов был непримирим ко всякой неправде, к любой лжи и фальши. Он никогда не скрывал своего презрительного отношения к высшему свету, своего негодования на правительство и придворных. Была подстроена ссора с сыном французского посланника де Барантом, по пустячному поводу.

В феврале 18400 года состоялась дуэль. Барант выстрелил и промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. После дуэли поэт был арестован и заключен под следствие.

23 апреля 1840 года опубликован приказ: “Поручика Лермонтова перевезти в Тенгинский пехотный полк тем же чином”.

11 июня 1840 года Лермонтов прибывает на Кавказ и принимает участие в военных действиях. (Слайд 12).

Ученик 9: 14 января 1841 года поэт получает отпуск и возвращается в Петербург. По окончании отпуска Лермонтов просил об отсрочке, ему отказали. Михаил Юрьевич пытался уйти в отставку – отказ.

11 апреля 1841 года Лермонтов навсегда покидает Петербург. Перед отъездом он написал стихотворение “Тучи”.

Тучи.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Учитель: О чем это стихотворение?

– С кем сравнивает себя поэт?

– Что же гонит поэта “с милого севера в сторону южную”?

Ученик 9: Когда поэт прочел это стихотворение при прощании с друзьями, глаза были полны слез. Он чувствовал, что больше сюда не вернется.

Лермонтов возвращается на Кавказ и живет в Пятигорске.

Последние стихи исполнены роковых предчувствий. Это стихотворения “Сон” и “Выхожу один я на дорогу”. (Два ученика читают стихотворения “Сон” и “Выхожу один я на дорогу”.)

Сон.

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня – но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

Выхожу один я на дорогу.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть;
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Ученик 10: Роковые события развернулись 13 июля вечером в доме Верзилиных, где часто собиралась молодежь. (Слайд 13). В комнату вошел Мартынов, молодой офицер, одетый в щегольскую черкеску с большим кинжалом у пояса. Лермонтов, не терпевший ни малейшей фальши ни в чем, неизбежно, при каждой встрече подтрунивал над ним. То же случилось и в этот раз. Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Лермонтов был убит. (Слайд 14, 15).

Приложение

3. Подведение итогов урока.

Учитель: Что вам больше всего запомнилось из жизни поэта?

– Что вас затронуло больше всего?

– Какое стихотворение М.Ю.Лермонтова вам больше всего понравилось?