Методические рекомендации для подготовки и проведения мультимедиа урока в современной школе

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Методические рекомендации для подготовки и проведения мультимедиа урока в современной школе

Сегодня учитель как никогда находится в поиске новых подходов к методической деятельности, мотивирующей развитие креативных способностей, познавательно-ценностных интересов и исследовательской самостоятельности учащихся.

Основными направлениями деятельности педагога могут быть:

* в информационной области:

- использование интернет-ресурсов, мультимедийных учебников и обучающих программ;
- создание мультимедийных презентаций учителями и учащимися;
- формирование информационной культуры.

* в диагностико-прогностической области:

- диагностика информационных потребностей учителя;
- диагностика потребностей педагогических кадров в повышении квалификации.
- мониторинг процессов внедрения информационных технологий в учебный процесс.

* в области содержания образования:

- дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения;
- пропаганда ИКТ и их активное освоение.

* в инновационной и экспериментальной области:

-работы творческой группы учителей по проблеме применения ИКТ на уроках;
- организация и проведение семинаров, мастер-классов;
- опытно-экспериментальная работа.

*в  области повышения квалификации:

- переподготовка и повышение квалификации учителей в области современных информационных технологий.

Учитель на уроках  может использовать:

  • Презентации, созданные учителем и учащимися, или презентации из Интернета.
  • Электронные энциклопедии. (Например, «Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия»)
  • Электронные учебники. (Ученику сначала предлагается просмотреть обучающий курс или выполнить виртуальный эксперимент на основе полученных знаний, а затем пройти программную систему контроля знаний).
  • Интерактивные тренинги (Например, для подготовки к ЕГЭ).
  • Конструкторы тестов, которые позволяют учителю самому формулировать вопросы заданий, а выставленную компьютером оценку занести в журнал.

Основными типами уроков по способу использования информационных технологий являются:

  • Уроки, где компьютер используется в демонстрационном режиме при помощи проектора/или урок с использованием интерактивной доски.
  • Уроки, где компьютер используется в индивидуальном режиме – урок проходит в компьютерном классе без выхода или с выходом в Интернет.

 

Формы использование на уроке интерактивной доски:

  • Выполнение индивидуального задания учащимся у доски - осуществляется «захват» заранее подготовленного документа, например, Microsoft Power Point «подпиши  известные тебе объекты; построй график функций; разгадай кроссворд и т.д.» через панель инструментов доски. Затем проводитсяпроверка выполнения задания другим учащимся класса: электронным маркером другого цвета отмечаются правильные и неправильные ответы или вносятся исправления.
  • Работа с  интерактивными картами и моделями.
  • Проведение виртуального опыта или эксперимента

Использование на уроке метода проектов:

Современное  обучения строится на введении элементов проблемности, поиска и исследования.  Максимально развить творческий потенциал позволяет метод проектов (информационных, исследовательских, творческих). Метод проектов способствует формированию информационной культуры через:

  • Актуализацию личностной позиции, конструирование педагогического процесса, направленного на развитие личностных качеств учащихся;
  • Реализацию проекта в условиях многогранного информационного поля;
  • Повышение ответственности учителя за результаты многозначной информации, которую получают учащиеся и соответствующее повышение ответственности учеников.

Проект - это 5«П»:

Проблема - Планирование - Поиск информации - Продукт – Презентация
Проект должен иметь цель, например, сбор информации или проведение исследования  и т.д. По содержанию могут быть  межпредметные. По объему как короткосрочные (один урок) или долгосрочные (готовятся заранее). Формой продукта проекта может быть, например, мультимедийная презентация.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

  • Исследовательские
  • Менеджерские
  • Коммуникативные
  • Презентационные
  • Рефлексивные
  • Навыки оценочной самостоятельности
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве

Методика организации проекта:

Этап

Содержание

Условия достижения предполагаемого результата

Предполагаемый результат

1.Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами)

* перечисление интересующих учащихся тем проектов;
* формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата.
Проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся. Применение принципа самоактуализации и выбора.

Готовность учащихся к восприятию нового материала. Осознание учениками цели деятельности.

2.Аналитический (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний)

* уточнение намеченной цели и задач;
* поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, СМИ, Интернет, использование собственного опыта учащихся;
* сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

Предоставление учащимся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. Установление межсубъектного характера взаимодействия учащихся.

Проявление инициативы и индивидуальности учащихся.

3.Обобщение (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков)

* систематизация полученных данных;
* построение общей логической схемы выводов в виде мультимедийной презентации.

Проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.

Самопознание, самостроительство и самореализация личности ребенка.
Развитие творческих способностей учащихся. Оперирование знаниями, полученными в ходе деятельности. Обогащенность субъектного опыта, выработка индивидуального стиля познания.

4.Презентация (этап анализа исследовательской деятельности)

* осмысление полученных данных и способов достижения результата;
* обсуждение
результатов работы над проектом.

Реализация принципа педагогической поддержки личности ребенка при его самовыражении.

Оптимизация развития и саморазвития. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Использование компьютерного тестирования в индивидуальном режиме:

  • Это могут быть готовые программные продукты – «Интенсивные тренинг-курсы» или электронные «Репетиторы».
  • Можно использовать программу «Конструктор тестов» (размещена на сайте www.keepsoft.ru). С помощью программы «Конструктор тестов. Тренажер» учащиеся в индивидуальном режиме проверяют уровень знаний и умений по вопросам, составленным учителем и занесенным заранее в «Редактор» программы. Преимуществами данной программы является возможность редактирования заданий, возможности внесения дополнений, использования в тесте изображений и звуков. Результаты теста фиксируются в электронном виде, поэтому есть возможность ученику повторно посмотреть задания и улучшить результаты. 

Этапы внедрения ИКТ в учебный процесс:

I этап (подготовительный) «Компьютерная грамотность»

* Формирование учителями-предметниками представления о возможности и необходимости использования НИТ в учебном процессе. Обучение педагогов основам компьютерной грамотности. Переход к педагогической деятельности в электронной информационно-образовательной среде.

II этап «Создание творческой педагогической лаборатории»

* Определение круга педагогов, работающих над проблемой использования ИКТ в учебном процессе. Создание творческой группы педагогов по проблеме. Разработка методики использования НИТ в учебном процессе. Определение критериев результативности деятельности.

III этап «Внедрение ИКТ в школьное образование»

*Проведение педагогических семинаров, мастер-классов. Проведение промежуточного мониторинга.

IV этап «Итоговый»

*Анализ, подведение итогов и оформление результатов (авторские учебные пособия, научно-методические статьи, мультимедийные презентации); обобщение и распространение успешного опыта работы; прогнозирование дальнейшей деятельности в области НИТ.