Цели урока. Познакомить учащихся с важнейшими историческими и экономическими событиями, связанными с завоеваниями татаро-монголами Русского государства. Продолжить развивать уважение к Москве – центру ремесла, торовли, культуры. Развивать представлние об историческом прошлом данной эпох. Обогащать словарный запас и речь учащихся. Воспитывать чувство глубокого патриотизма к своей стране, городу; уважение к истории России; прививать интерес к предмету. Следить за правильной посадкой учащихся на уроке. Контролировать дозировку изучаемого материала, опираясь на возраст учащихся.
Оборудование урока. Учебник “Москва – наш город. 2 класс” (автор М. Поникарова). Рабочая тетрадь по москвоведению для 2 класса (автор Г.С.Игонина,Н.Я.Горелова), иллюстрации
Ап.М.Васнецова “Кремль при Иване Калите”, “Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском”, “Московский Кремль при Иване III”, видеокассета “Страницы истории”, видеомагнитофон, телевизор, аудиозапись стихотворения
Ф.Глинки “Москва”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Ребята, прозвенел звонок, начинается урок москвоведения.
2. Тема урока.
– Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по древней Москве, узнаем
Как русский народ боролся со своими врагами.
Звучит аудиозапись стихотворения Ф.Глинки “Москва”.
Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады и деревни, И палаты и дворцы. |
Кто царь-колокол подымет? Кто царь-пушку повернёт? Шляпы кто, гордец, не снимет У святых в Кремле ворот? |
Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах; Сколько башен, сколько храмов На семи твоих холмах! |
Ты, как мученик, горела, Белокаменная ! И река в тебе кипела Бурнопламенная! |
Кто, силач, возьмёт в охапку Холм Кремля-богатыря? Кто собьёт златую шапку У Ивана-звонаря? |
И под пеплом ты лежала Положённою! И из пепла ты восстала Неизменною! |
3. Актуализаия знаний.
Проверка домашнего домашнего задания.
– В каком городе мы живём?
– Что вы знаете о Москве? Какой это город?
– Что обозначает слово город?
Ученики. Город – крупный населённый пункт, торговый, промышленный и культурный центр.
– С именем какого князя связано основание Москвы?
– Какой была местность, где была основана Москва?
– Где построил город князь Юрий Долгорукий
Вывод. Юрий Долгорукий-основатель Москвы. Москва построена на удобном месте, где сливались речка Неглинная с Москвой-рекой.
Град, что строил Долгорукий,
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов.
В.Я.Брюсов.
4. Тема урока.
Рассказ учителя.
– Простояла деревянная Москва не долго (81 год). Москва неоднократно сжигалась и разрушалась многочисленными врагами: литовцами, татаро-монголами.
В 1237 году случилась большая беда. Двинулась на Русь сила несметная – ордынский хан Батый со своим огромным войском. Не стали русские князья объединяться вместе против общего врага и разгромил Батый все княжества поодиночке (первое рязанское).
Покорилась ему и Москва. Наложил Батый огромную дань на землю русскую (откуп золотом и товарами). И долго-долго была Русь под татаро-монгольским игом (1240-1480).
Княжил в Москве (1325-1340) великий князь Иван Калита. Он был мудрым политиком, много земель присоединил к своему княжеству (Белоозеро, Углич, Галич).
Ему хан Батый поручил собирать дань и отвозить в Орду. Платил Калита дань хану, но и для Москвы много оставил. И Москва богатела. При Иване Калите был построен белокаменный Успенский собор (1325 г.) – главное святилище Москвы и, вместо деревянного, был заложен каменный Архангельский собор.
ТСО. Просмотр видеофильма “Под игом татарским”.
– Кто напал на Русь?
– Почему хан Батый смог разгромить русские княжества?
5. Работа с учебником.
а) Чтение текста с.12-13;
б) Словарная работа: пищали – огнестрельное оружие; приступ-штурм, атака; крепость – укреплённое место с долговременными оборонительными сооружениями; ярлык – от слова повеление, выдавался ханом Золотой Орды русским князьям в знак утверждения права на власть; представлял собой свиток с ханской печатью.
в) Вопросы учителя по прочитанному материалу.
– Кто напал на русскую землю?
– Что сделали с Москвой кочевники?
– Какой московский князь смог договориться с Золотой Ордой?
– Кто разгромил войска татаро-монголов?
6. Работа с иллюстрациями:
а) А.Васнецов “Белокаменный Кремль” при Иване Калите”.
Вывод. При Дмитрии Донском Москва стала белокаменной.
б) А.Васнецов “Московский Кремль при Иване III”.
Вывод. Кремль, каким он вошёл в наше сознание, был воздвигнут 500 лет назад при царе Иване III, праправнуком Ивана Калиты. Когда приближался враг, то за Кремлёвские стены пряталось не только население Москвы, но и люди из дальних мест: из под Можайска, Звенигорода, Коломенского, Тушина.
7. Физкультминутка.
Прогулка по Москве.
Солянка, Полянка,
Варварка, Покровка,
Арбат, Якиманка,
Волхонка, Петровка,
Остоженка, Балчуг –
Московский мой край.
Запомнил дорогу?
Теперь вылетай!
8. ТСО
Просмотр отрывка видеофильма “Строительство Кремля при Иване III”.
9. Работа с учебником.
Чтение отрывка на с.15-16.
– Что узнали о строительстве Кремля?
Вывод. При Иване III началась перестройка Кремля из кирпича.
10. Самостоятельная творческая работа.
а) Работа в тетрадях с.10 №2: подобрать к рисункам нужные подписи-названия стен Кремля, построенных при разных князьях.
б) №3.Сложить пословицу о Москве.
Проверка: Москва – всем городам мать.
11. Итоги урока.
– Что нового узнали на уроке?
Вывод.
– Правление Ивана III ознаменовалось освобождением от татаро-монгольского ига.
– Иван III впервые провозглашает себя Великим Князем Всея Руси.
– При Иване III началась перестройка Кремля.
12. Задание на дом.
– Составить картинный пересказ о Москве: при Иване Калите, при Дмитрии Донском, при Иване III.
– Выполнить задания в тетради на с.11 №4,5.
Список литературы
- Н.И.Поникарова “Москва – наш город”. Учебник для 2 класса. Изд. “Москвоведение”. Москва,2005 г.
- Н.Л.Кульчинская “Путешествие по Москве”. Изд. “Перспектива”, Москва,2002 г.
- Г.С.Игонина, Н.Я.Горелова “Здравствуй, Москва!”. Изд. “Москвоведение”. Рабочая тетрадь по москвоведению для 2 класса, 2007 г.
- Р.Х.Хабибулин “Приди ко мне в Москов”. Изд. “Перспектива”. Москва,2001 г.
- Л.В.Куцакова “Москва Златоглавая”. Изд. “Ника-Пресс”. Москва,2007 г.
- В.Борисов “Царь град”. Изд. “Адонис”. Москва, 2006 г.
Иллюстративный материал
- А.П.Васнецов “Кремль при Иване Калите”.
- А.П.Васнецов “Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском”.
- А.П.Васнецов “Московский Кремль при Иване III”.
Технические средства обучения
- Видеокассета “Страницы истории”. Видеостудия “Кварт”.
- Аудиокассета с записью стихотворения Ф.Глинки “Москва”.