Модифицированная программа "Окружающий мир" через гражданское образование

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


Учебник: «Мир и человек», 4 класс (в двух частях), авторы: А.А. Вахрушева, А.С. Раутиан, О.В. Бурский, рекомендованной МО РФ.

Пояснительная записка

Модифицированная программа учителя Топтуновой М.В. по курсу «Окружающий мир» через Гражданское образование»  в 4 классе разработана на основе государственной программы для 4-х летней школы А. Вахрушева, А. Раутиан «Окружающий мир», первой его части, рассчитанный на один час в неделю, всего 34 часа, издательство «Просвещение», 2008г, рекомендованной и допущенной МО РФ и программы «Гражданское образование в начальной школе», разработанной в рамках эксперимента школы по теме «Становление социальной зрелости учащихся в системе непрерывного гражданского образования». Решение о создании интегрированного курса «Окружающий мир и гражданское образование» было принято на педсовете № 1 от 28.08.2008 г.
В начальной школе одной из важнейших задач является формирование правовой культуры детей. Одно из основных направлений в реализации данной задачи это знакомство с международными правовыми документами – «Декларацией прав ребенка», «Конвенцией о правах ребенка», «Всеобщей декларацией прав человека», – их осмысление; призвана способствовать рождению и становлению правового самосознания у детей, а так же расширению ориентации младших школьников в пространстве и времени. Задачи начального образования в начальной школе реализуются через систему уроков по курсу «Окружающий мир».
Для удобства изучения программного материала учащимися 4 класса, темы курса «Окружающий мир» в авторизованной программе даны в порядке, предложенном учебником, а также сформулированы, как в учебнике. Все темы, предлагаемые программой А. Вахрушева, сохранены.
Данная авторизованная программа включает весь материал, предусмотренный государственной программой, содержит обязательный минимум начального образования по данному предмету. И соответствует требованиям к выпускнику начальной школы.

Модифицированная программа  «Окружающий мир» через Гражданское образование»

Тема

Государственная программа, часы

Авторизованная программа, часы

Окружающий мир

Тело человека как самостоятельный организм.
Человек и его строение.
Тело человека.

Гражданское образование

«Ребенком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста…» (ст.1, «Конвенция о правах ребенка»)
«Ты имеешь право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи» (ст. 7)
«В каждом ребенке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между народами» (ст. 29, п. 1)

 

 

Окружающий мир

Место человека в биосфере Земли.

Гражданское образование

 «Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст. 6)

 

 

Окружающий мир

Биосфера и происхождение человека.

Гражданское образование

«Родители и члены семьи несут ответственность за ребенка по закону» (ст.5)
«Общая и одинаковая ответственность обоих родителей за воспитание и развитие ребенка» (ст. 18)

 

 

Окружающий мир

Происхождение рукотворного мира.

Гражданское образование

«Каждый ребенок имеет право на образование» (ст. 28)
«Ребенок должен иметь доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников» (ст. 17)
«Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни  в обществе» (Преамбула Конвенции, ст. 29, п. 1d)

 

 

Окружающий мир

Как нам жить?

Гражданское образование

«Ребенку должны предоставляться возможности свободно развиваться духовно, умственно и физически» (ст. 27)
«Ребенок имеет право свободно участвовать в культурной и творческой жизни, и заниматься искусством» (ст. 31, п. 2)

 

 

Итого: Окружающий мир

34

34

Итого: Гражданское образование

 

32

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Количество часов

Дата

  1.  
Как устроен организм человека.
Включение в процесс самопознания

1
1

 

  1.  
Кожа – «пограничник организма»
Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, религии.

1
1

 

  1.  
Как человек двигается.
Включение в процесс самопознание

1
1

 
  1.  
Путешествие бутерброда.
Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.

1
1

 
  1.  
Как удаляются ненужные вещества.

1

 
  1.  
Для чего и как мы дышим.
Мир семьи.

1
1

 
  1.  
Волшебная восьмерка.
Все люди рождаются свободными и равными в правах.

1
1

 
  1.  
Что такое кровь.

1

 
  1.  
Почему наш организм работает слаженно.
Выявление особенностей характера.

1
1

 
  1.  
Окна в окружающий мир.
Выявление интересов.

1
1

 
  1.  
Многогранный мир чувств.
Выявление особенностей характера, интересов, чувств.

1
1

 
  1.  
Родители и дети.
Знакомство с различными социальными ролями.

1
1

 
  1.  
От чего мы иногда болеем.
Мир семьи.

1
1

 
  1.  
Наши предки – древесные жители.
Осмысление понятий «старина», «предки», «потомки, «поколение».

1
1

 
  1.  
На заре человечества.
«Мировое древо» как символ взаимосвязи времен.

1
1

 
  1.  
Проверочная работа.
Родословная.

1
1

 
  1.  
Рукотворная жизнь.
Понятие «человек», «общество».

1
1

 
  1.  
На службе у человека.
Будущая профессия.

1
1

 
  1.  
Как стать сильным.
Будущая профессия.

1
1

 
  1.  
Как человек использует свойства воды.
Социальный проект «Чистый водоем».

1
1

 
  1.  
Как человек использует свойства воды.
Защита  проектов «Чистый водоем».

1
1

 
  1.  
Как человек использует свойства воздуха.
Предназначение человека.

1
1

 
  1.  
Горные породы и минералы.
Конституция Российской Федерации.

1
1

 
  1.  
Металлы.
Права и обязанности граждан.

1
1

 
  1.  
Приручение огня.
Будущая профессия.

1
1

 
  1.  
Невидимая сила.
Будущая профессия.

1
1

 
  1.  
Чудо – волны.
Взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущем.

1
1

 
  1.  
Человек проникает в тайны природы.
Общий дом всего человечества – планета Земля.

1
1

 
  1.  
Как нам жить.
«Мое здоровье»

1
1

 
  1.  
Как нам жить.
Что такое взросление.

1
1

 
  1.  
Как нам жить.
Социальный проект «Подарок школе»

1
1

 
  1.  
Проверочная работа.

1

 
  1.  
Основы выживания.
Осмысление понятий «дом», «Родина».

1
1

 
  1.  
Завоевание биосферы.
Осмысление понятий «отечество», «мир».

1
1

 
Итог: Окружающий мир
Гражданское образование

34
32

 

Реферативное описание разделов программы

«Окружающий мир» через Гражданское образование»

Окружающий мир. Тело человека как самостоятельный организм – 15 часов.Устройство человека. Система органов тела. Кожа. Движение человека. Мышцы. Пищеварение. Органы дыхания. Кровь. Мозг. Органы чувств. Микробы.

Гражданское образование. «Ребенком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста…» (ст.1, «Конвенция о правах ребенка») – 5 часов. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка. Включение в процесс самопознания. Выявление особенностей характера, интересов, чувств. «Ты имеешь право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи» (ст. 7) – 4 часа. Знакомство с различными социальными ролями человека. Мир семьи. «В каждом ребенке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между народами» (ст. 29, п. 1) – 4 часа. Все люди рождаются свободными и равными в своих правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола, религии.

Окружающий мир. Место человека в биосфере Земли – 5 часов. Сходство питания. Специфика человека. Безотходное производство. Разделение труда.

Гражданское образование. «Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст. 6) – 5 часов. Получение и расширение представлений об общим доме всего человечества – планете Земля. Осмысление понятий «дом», «родина», «отечество», «мир», «Россия»

Окружающий мир. Биосфера и происхождение человека – 3 часа. Основа выживания. Изготовление орудий труда. Завоевание биосферы.

Гражданское образование.«Родители и члены семьи несут ответственность за ребенка по закону» (ст. 5) – 1 час. Взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущем. Осмысление понятий «старина», «предки», «потомки», «поколение».«Общая и одинаковая ответственность обоих родителей за воспитание и развитие ребенка» (ст. 18) – 2 часа. Родословная. «Мировое древо» как символ взаимосвязи времен.

Окружающий мир. Происхождение рукотворного мира – 7 часов. Экологическая система. Роль науки в жизни человека. Вода. Воздух. Горные породы. Звук. Электричество.

Гражданское образование.  «Каждый ребенок имеет право на образование» (ст. 28) – 1 час.  Конституция РФ. Права и обязанности граждан.«Ребенок должен иметь доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников» (ст. 17) – 2 часа. Понятия «человек», «общество». Предназначение человека.«Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе» (Преамбула Конвенции, ст. 29, п.1 ) – 4 часа. Будущая профессия. Социальный проект «Чистый водоем».

Окружающий мир. Как нам жить – 4 часа. Развитие цивилизации. Два пути человечества.

Гражданское образование.  «Ребенку должны предоставляться возможности свободно развиваться духовно, умственно и физически» (ст. 27) – 2 часа. Понятие здорового образа жизни как основы самореализации личности. Что такое взросление.«Ребенок имеет право свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством» (ст. 31, п. 2) – 2 часа. Осмысление общечеловеческих ценностей и нравственных понятий. Социальный проект «Подарок школе»

Заключение

Модифицированная программа по курсу «Окружающий мир» через Гражданское образование», для 4 класса, разработана на основе государственной программы   «Мир и человек»,  А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан, Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4), Москва, «Просвещение», 2008г. и программы «Гражданское образование в начальной школе», разработанной в рамках эксперимента по проблеме «Становление социальной зрелости учащихся в системе непрерывного гражданского образования».
Данная программа содержит все основные темы и разделы государственной программы и программы «Гражданское образование в начальной школы», разработанной в рамках эксперимента по теме «Становление социальной зрелости учащихся в системе непрерывного гражданского образования».
Таким образом, данная программа учителя Топтуновой М.В. может быть использована для проведения уроков «Окружающий мир» через Гражданское образование» в 4 классе