В условиях вариативности муниципальной системы образования, социально-ориентированной образовательной деятельности различных типов и видов учреждений, актуальной задачей становится повышение роли воспитания в образовательном процессе. Не будем рассматривать этимологию и исторические корни слова “воспитание”. Отметим лишь, что оно предполагает наряду с другими смыслами личное взращивание. Обратимся к его современному пониманию и терминам, тесно с ними связанным, так как, не определившись в общих вопросах методологического и теоретического характера, не выработав подходов к воспитанию, невозможно целенаправленно осуществлять воспитательную работу.
Если говорить кратко, в научных работах, педагогических словарях под воспитанием понимается:
- целенаправленное создание условий для развития и саморазвития человека;
- управление процессом развития (формирования) личности посредством создания необходимых для этого условий;
- целенаправленная деятельность по формированию ценностных ориентаций.
Под воспитанием понимают приобщение к знаниям о жизни, помощь в приобретении собственного опыта деятельности, отношений и общения, соответствующих принятым в данном обществе нормам и ценностям. Воспитание предполагает передачу, трансляцию опыта предыдущих поколений как фундамента собственного опята, создаваемого ребенком в данных условиях. Сам человек – активный участник, субъект собственного воспитания. Самовоспитание – целенаправленное совершенствование, без которого невозможно эффективное воспитание.
Воспитанность, в свою очередь, определяется как обобщенный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека, выражающийся в степени соответствия слов и действий отдельного лица принятым в данном обществе нормам и правилам человеческого общежития. Воспитанность – уровень личностного развития, лежащего в основе отношения к миру, своему в нем месту, к людям, степень осознания себя, своих возможностей; образ данного человека в глазах окружающих. Выделяют воспитанность внутреннего и внешнего содержание, качество и меру воспитанности.
Под воспитательной работой понимается профессиональная деятельность педагогов, направленная, прежде всего, на создание условий для развития и саморазвития ребенка.
Это вид педагогической деятельности, осуществляемой отдельным педагогом и педагогическим коллективом. Это организация совместной деятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.
Воспитание в образовательных учреждениях реализуется через воспитательный процесс, то есть взаимодействие педагогов и детей с целью ориентаций их на самовоспитание, самореализацию. Это планомерно организованная система педагогических влияний. Важными характеристиками воспитательного процесса являются целостность и непрерывность, преемственность и последовательность.
Воспитание (в широком смысле) осуществляет все общество, так как онтологически оно означает социальное становление личности, то есть процесс достижения ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой, самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.
За последние 15 лет, в связи с переходом общества в образовании от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества, заметное развитие получили личностный, личностно-ориентированный подходы в воспитании, стержнем которых являются ценностные ориентации. Ввиду вышесказанного воспринимается как вполне естественное и приемлемое следующее определение воспитания: “Процесс становления, обогащения и совершенствования субъективно-личностного и духовного мира человека”. Воспитание не должно сводиться лишь к развитию способностей человека ради самих способностей, к его обучению, образованию. Настоящее воспитание есть построение более высокого яруса в субъективном мире человека – его ценностного горизонта, его руководящей внутренней совести, которая призвана изнутри управлять развитием личности, поведением человека и нести ответственность за обретение и применение человеком своих способностей.
Школа – это камертон общества, она ощутила опасность такого “переходного периода”, когда в поисках “брода” взрослыми теряются дети.
Это позволяет определить главное в инновационном преобразовании школы: необходимо создание инновационного пространства, такой культурной, коммуникативно-образовательной среды, где бы в комплексе решались задачи учебно-воспитательного процесса на принципах взаимообогащения, взаимоуважения, сотрудничества учителя, учеников, родителей, администрации.
Содержание государственной политики в области воспитания определяется сформированными в Федеральном законе “Об образовании” принципами гуманистического характера образования.
Сегодня важно обозначить параметры воспитанности, ориентируясь на которые, каждое образовательное учреждение должно строить собственную модель “школы воспитывающей”, ориентируясь не общечеловеческие ценности, интеллигентность, коллективизм, креативность, адаптивность, чувство собственного достоинства. Среди основных свойств развивающейся личности должны быть и независимость, свобода в суждениях, мнениях, поступках, но в сочетании с ответственностью за последствия.
Каковы же условия, реализуя которые мы сможем добиться желаемых результатов? Прежде всего – это наличие квалифицированных педагогических кадров.
В целях обеспечения единства процессов обучения и воспитания в образовательных учреждениях в штатное расписание включены должности заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, педагога-психолога, старшей вожатой, педагога дополнительного образования, которые наряду с классным руководителем призваны осуществлять организацию воспитательной деятельности в системе образования.
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогу, на которого возложены функции классного руководителя.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
В рамках ПИП “Образование” с января 2006 года введено дополнительное вознаграждение за классное руководство, до этого она составляла от 7% до 15% ставки педагога, и выплата данного вознаграждения предусмотрена за выполнение именно воспитательной функции, за организацию внеурочной работы с обучающимися.
В системе образования города Омска работают 13738 педагогов, 2/3 которых выполняют функции классного руководителя.
Реальную поддержку со стороны государства ощутили педагогические кадры благодаря конкурсу лучших учителей, одним из основополагающих критериев конкурсного отбора при этом является реализация педагогом воспитательных функций.
Наиболее важным условием результативности воспитания – организация разнообразных видов деятельности обучающихся и воспитанников с учетом их возрастных особенностей, участвуя в которых ребенок приобретает нравственный опыт, опыт социальных отношений, при этом формируются коммуникативные и творческие способности, происходит становление гражданина, человека, ответственного за свое здоровье, за свои поступки, за выбор будущей профессиональной деятельности.
Департаментом образования, образовательными учреждениями реализуется комплекс мер по организации эффективной профилактической и просветительской работы, направленной на борьбу со злоупотреблением наркотиков, алкоголя, психотропных веществ, а также проводится работа, направленная на организацию досуга и занятости обучающихся в свободное от учебы время.
В докладе директора Департамента образования Администрации города Омска Дубина И. В. также был отражен и тот факт, что круг взаимодействующих со школами в вопросах воспитания подрастающего поколения организаций расширяется:
- сотрудничество с учреждениями здравоохранения;
- работа с социальными центрами;
- советами ветеранов;
- вузами и ссузами;
- культурными заведениями (театрами, музеями, домами творчества, культурно-досуговыми центрами, УВД, ГИБДД, КТОСами, окружными администрациями и департаментами).
Такое активное вовлечение общественности в жизнь школы обусловлено демократизацией российского общества, реализацией национального проекта “Образование”. Было отмечено, что образовательное учреждение следует и впредь сохранять принцип открытости для общества, поддерживать приобретенные связи и налаживать новые.
Качество образования играет региональную роль в том, какое место страна займет в мировой экономике, политике, культуре и прямо влияет на ее внутреннее развитие. Поэтому в наших интересах сделать все, чтобы российское образование стало конкурентоспособным, то есть соответствовало мировым стандартам и превосходило их. И все инновационные проекты, реализуемые в муниципальной системе образования, направлены на решение этих задач.
Итак, подводя итог всему вышесказанному:
Истинная сущность воспитательной работы согласно основным постулатам педагогики заключаются не в наших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации жизни ребенка.
Когда в среде молодежи произошли серьезные изменения не в лучшую сторону, падение авторитета государства, общества, культуры не могло не сказаться на нравственно-социальных идеалах и жизненных целях молодежи, нежелание служить в армии, а значит и нежелание защищать свою родину, неподготовленность к труду, рост анархизма, фашистских настроений и многое другое, что можно одним словом назвать нравственная деградация молодежи.
Кардинальное изменение ситуации сегодня возможно лишь при условии серьезной поддержки воспитательной деятельности учреждений образования.