В пункте 2.7 статьи 32 “Компетенции и ответственность образовательного учреждения” Закона РФ “Об образовании” сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится “разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин”.
Что же такое рабочая программа и какое место она занимает в ряду документов, определяющих содержание образования?
Основными документами, содержащими требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, являются:
- государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент),
- базисный учебный план школ РФ, который содержит:
- распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям,
- по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана разрабатываются типовые (примерные) учебные программы,
- на основе этих документов образовательное учреждение составляет свою образовательную программу, учебный план,
- каждый учитель, опираясь на вышеперечисленные источники, на основе типовой учебной программы составляет рабочую программу.
Таким образом, рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения. Она показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ГОСа. Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех учителей, работающих в данной школе и обязательной для административного контроля за полнотой и качеством ее реализации.
Рабочая программа может включать в себя следующие структурные элементы:
- титульный лист,
- пояснительная записка,
- тематический план,
- содержание учебного предмета,
- перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ,
- требования к уровню подготовки учащихся,
- критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся применительно к различным формам контроля знаний,
- список литературы для обучающих и педагогов.
По решению педагогического совета образовательного учреждения к рабочей программе может прикладываться:
- календарно-тематическое и поурочное планирование,
- образцы текстов и тестовых контрольных,
- вопросы к зачетам,
- темы рефератов, проектов и т. д.
Все вышеперечисленное является учебно-методическим оснащением учебной программы.
Титульный лист
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 г. Южно-Сахалинска
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ методическим Директор школы объединением учителей начальных классов ___________ /__________/ Протокол № __ от ______ “___” ___________ 200_ г.
Рабочая программа по предмету “Русский язык” на 2008 – 2009 учебный год
Составитель: Ю. Ю. Пасынок, заместитель директора по УВР школы первой ступени, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
г. Южно-Сахалинск 2008 г. |
Пояснительная записка
Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
- кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников,
- дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
В пояснительной записке, как правило, содержатся следующие сведения:
- Цели и задачи изучения предмета (курса), концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида образовательного учреждения и конкретного учащегося. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемыми после завершения изучения курса. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми.
- Отражение расширения целей и задач изучения предмета (курса) по сравнению с примерной программой за счет введения регионального (национально-регионального) компонента.
- Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана.
- Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурную перестановку порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала, раскрытие связей основного и дополнительного образования и т. д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений.
- Общая характеристика учебного процесса: формы, методы и средства обучения, технологии.
- Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе.
- Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей программы.
Тематический план
В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программ по годам, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Тематический план может быть представлен в виде таблицы. Формы контроля определяются особенностями класса, в котором преподается данный предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно-научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кроме того, в учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе на: |
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
||
теоретические |
лабораторно-практические |
контрольные работы |
||||
1 |
||||||
2 |
||||||
В нижней части таблицы часы суммируются |
||||||
Итого |
Содержание тем учебного курса
Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
- единства содержания обучения на разных его уровнях,
- отражения в содержании обучения задач развития личности,
- научности и практической значимости содержания обучения,
- доступности обучения,
- соблюдения преемственности.
При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
- Название темы.
- Необходимое количество часов для ее изучения.
- Содержание учебной темы:
- основные изучаемые вопросы,
- практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении,
- требования к знаниям и умениям обучающихся,
- формы и вопросы контроля,
- возможные виды самостоятельной работы учащихся.
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Указывается перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ по годам обучения в течение всего срока реализации рабочей программы.
Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)
Дидактические единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки выпускников. Прописываются основные знания, умения и навыки, уровень сформированности основных компетентностей, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными стандартами по годам обучения. Требования к уровню освоения дисциплины формируются в терминах “иметь представление”, “знать”, “владеть”, “уметь” и т. д.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение количественных и качественных задач, лабораторная работа, практическая работа, тестирование, контрольная работа, комплексный анализ текста, выразительное чтение художественных произведений наизусть, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный учащимися проект и т. д.), зачет, экзамен).
Список литературы
Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную, учебные и справочные пособия, учебно-методическую литературу. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
В работе приведены примеры рабочих программ для начальной школы по русскому языку (Приложение 1), литературному чтению (Приложение 2), математике (Приложение 3), окружающему миру (Приложение 4).