Урок развития речи по теме "Рассуждения - размышления" (7-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель:

  • создание условий для
  • расширения знаний о рассуждении,
  • развития речи и творчества, логического и образного мышления,
  • нравственного воспитания.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о типе речи – рассуждении;
  • познакомить с особенностями рассуждения-размышления;
  • учить составлять рассуждение-размышление;
  • предложить для прослушивания музыкальные пьесы;
  • обогащать словарный запас детей;
  • помочь понять содержание слова «милосердие»;
  • воспитывать в детях чувство сострадания, соучастия, милосердия.

Оформление: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, запись музыкальных пьес - «Осенняя песенка» П.И.Чайковского, Скрябина, инструментальной музыки, символы – шарики для рефлексии.
Тип урока: урок развития речи и творчества с использованием ИКТ.

Структура урока.

1. Оргмомент. Мотивация.
Путешествие на облаке [ 1 ]
Цели: Эта игра поможет привести детей в "рабочее" состояние перед началом занятий.
Материалы: В качестве сопровождения желательно использовать
спокойную инструментальную музыку.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...
Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на бе­лое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. По­чувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднима­ется в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако пе­ренесет вассейчас в такое место, где вы будете счастливы.
Постарайтесь мысленно "увидеть" это место как можно более то­чно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 се­кунд.)
Теперь выснова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало... Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе... Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Я рада вас приветствовать на очередном уроке развития речи.

2.Определение темы урока. Целеполагание. Чтобы определить тему урока, восстановите схему.

 Слайд 2, 3.
Мы сегодня будем говорить не просто о рассуждении. Тема нашего урока «Рассуждение - размышление». Запишите ее.
Какие задачи мы поставим перед собой?
Слайд 4.
Над какой задачей мы будем работать в первую очередь?
2. Давайте порассуждаем на лингвистическую тему. Прочитайте теоретический материал на с. 213-214 и найдите ответы на вопросы.
- На какие разновидности делится рассуждение?
- Что из себя представляет рассуждение – размышление?
- Какая форма характерна для текста данного типа?
- К какому стилю относится рассуждение-размышление?
- От чего зависит стиль рассуждения-размышления?
Слайд 5.
Опираясь на вопросы и материалы учебника, дополните схему.
Слайд 6, 7.

3. Работа с понятийным конструктором.
Дальнейшему нашему разговору, реализации второй задачи будут способствовать слова Р.Ролана. Запишите их.
«Большая душа никогда не бывает одинокой»
Слайд 8.
Как вы думаете, о чем мы будем рассуждать? Ваши версии.
Версии детей записываем на доску.
Вернемся к словам Р.Ролана.
- Что делает человека одиноким? Подумайте, запишите найденные понятия на стрелы и прикрепите на доску.
Слайд 9.
Я хочу добавить слово «равнодушие» (если не назвали дети).

4. Чтение текста «Бездушие и равнодушие» Д. Гранина. [ 2]
Слайд 10.

5. Частичный анализ текста.
– О чем этот текст?
- В каком из перечисленных предложений содержится основная мысль текста?

  1. Равнодушие и даже бездушие стали в нашем обществе явлением привычным.
  2. Упрекать других легко, когда сам находишься в бедственном положении.
  3. Чувство взаимопомощи было присуще людям и во время войны, и после нее.
  4. Постепенно чувство отзывчивости исчезло.

 Слайд 11,12.
6. Что же делать, чтобы не было в мире одиночества или хотя бы было его меньше?
Как вы считаете?
Выслушаем детей.
Давайте завяжем узелки на память.

  • Надо быть добрым во всем.
  • Зло рождает зло.
  • Надо уметь творить добро для других.
  • Не обижать близких людей своим равнодушием.
  • Уважать привычки и вкусы чужих для вас людей.
  • Быть благодарным, всегда помогать кому бывает трудно.

 Слайд 13.
Каждый из детей получает «узелок на память».
7. Физкультминутка. [ 1 ] Слайд 14
Цели: Предлагаемый здесь комический ритуал разом решает несколько различных задач:
— создает веселое настроение в классе, — дает детям возможность немного подвигаться, — создает в группе то замечательное единство, которое легко воз­никает во время совместной физической деятельности ее участ­ников.
Инструкция: Все ненадолго встаньте и немного потянитесь. Прямо сейчас мы все вместе совершим особый ритуал. Этот ритуал должен помочь нам удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума. Вытянитесь вверх, как будто вы хотите достать до по­толка, потянитесь во все стороны, раскинув руки как можно шире, и напрягите все свои мышцы! Теперь встаньте так, чтобы ваши ступ­ни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите ру­ки примерно в 20 сантиметрах от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть нить туда-сюда, от одного уха к другому... Огляни­тесь вокруг и смотрите, как мы делаем то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз — два, раз — два! Влево — вправо, влево — вправо! Знаете, кто вы сейчас? Вы — умст­венные трубочисты. Вы прочистили содержимое ваших голов, так что огонь вашего познания может теперь гореть ярким светом, и вы сно­ва готовы к новым открытиям.

8. Словарная работа.
А как вы понимаете слово «равнодушие»?
Равнодушие – выражение безразличия, безучастности.

9. Работа с понятийным конструктором.
Какие качества нужно развивать в себе, чтобы не быть равнодушными?
Слайд 15.
Выберите из предложенных вам понятий те, которые вы считаете нужными и прикрепите их на доске:
бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм,
щедрость, одиночество, прощение, желание, осторожность,
корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие,
требовательность, непримиримость к злу.

10. Чтение отрывка из текста В.Сухомлинского:
Слайд 16

 Равнодушие к нуждающимся в помощи – это один из самых опасных пороков. Быть равнодушным – значит, по существу, потерять способность к чувствованию рядом с собой человека. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, сочувствием, состраданием и в то же время высокой принципиальностью и требовательностью, непримиримостью к злу, умением отличить безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу. (В.Сухомлинский) Что добавим в схему?

11. Словарная работа.
- Каким словом мы можем объединить эти качества?
Милосердие.
- Как вы понимаете это слово?
Слайд 17.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из
сострадания, человеколюбия.
Мы с вами подобрали составляющие милосердия.
12. Является ли проблема милосердия сегодня актуальной? Кто может быть одиноким?
Старый человек, больной, обиженный…
Какая декада сейчас идет?
(декада инвалидов)
Кому она посвящена? Нуждаются ли они в милосердии?

13. Прослушайте музыкальную пьесу П.И.Чайковского. Созвучна ли она нашему разговору?
Слайд 18.
Это «Осенняя песенка». Какие мотивы мы слышим в ней?

14. Вернемся к эпиграфу нашего урока и вашим версиям. Правильно ли вы определили суть нашего разговора?

15. Творческая работа.
Пришло время начать работу над рассуждением – размышлением.
Слайд 19.
Темы для работы:

  • Согреть своим теплом. Что это значит?
  • Равнодушие или милосердие?
  • Что же с нами происходит?

Не забывайте об особенностях данного типа речи.
Слайд 20
- Какую тему вы выбрали?
- О чем будете размышлять?
- Какие вопросы поставите? Во время работы не забывайте обращаться к записям в тетради.

16. Это ваше домашнее задание. Запишите.

17. Итог урока.
Слова В.Мономаха.

А куда ни пойдете,
Где ни остановитесь в пути,
Везде напоите и накормите
Всякого просящего…
…Вы же поступая хорошо,
Не ленитесь на все доброе.
Не пройдите мимо человека,
Не приветствуя его,
А скажите всякому при встрече
Доброе слово.
Слайд 21
Я хотела бы к этим словам добавить слова В.Сухомлинского: Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть
в его глазах радость, беду, несчастье, горе.
Пусть эти слова будут вашим жизненным девизом. Сделайте доброе дело, помогите тому, кто нуждается в помощи, и вы будете сильнее. Дающий человек, дарящий, помогающий всегда сильнее жестокого, равнодушного. Мне очень хочется, чтобы вы были сильными.

18. Рефлексия. Слайд 22
Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вам понравилось работать на уроке, вы усвоили материал, вы довольны своей работой и работой своих товарищей, поднимите красный символ, если у вас есть какая-то неудовлетворенность, - синий, и если вы с нетерпением ждали, когда же кончится урок, и вы всем недовольны – желтый.

Литература.

1. Электронная библиотека. К.Фогель. Как научить детей сотрудничать? Книга 2.
2. Русский язык. 9 класс. итоговая аттестация-2007. Предпрофильная подготовка к итоговой аттестации/ Под. Ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: Легион, 2006. – с.99-101.