Урок биологии по теме "Внешнее строение, поведение дождевых червей. Роль в почвообразовании"

Разделы: Биология


Учебник А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. «От амебы до человека». Биология 7 класс.

Урок 26. Раздел Беспозвоночные. Высшие многоклеточные. (§19)

Цель урока:

  • дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации;
  • дать характеристику среды обитания, познакомить со строением представителей класса Олигохет на примере дождевого червя;
  • провести наблюдение за поведением и рефлексами, значением в природе.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с внешним строение класса Олигохеты на примере дождевого червя, провести наблюдение за поведением и рефлексами.
  • Воспитательные: воспитание сознательной дисциплины на уроке, прививать интерес к природе, видеть прекрасное.
  • Развивающие: развивать умения анализировать ответы,развивать познавательный интерес к предмету, навыков работы с живыми материалами, развивать умения выделять главное; развивать умения и навыки, необходимые для работы в паре.

Формы работы на уроке: а) объяснение материала; б) лабораторная работа; в) самостоятельная работа

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны усвоить, что кольчатые черви – сегментированные свободноживущие животные;
  • знать внешнее строение кольчатых червей;
  • выделять особенности приспособления к среде обитания кольчатых червей;
  • узнавать кольчатые черви на рисунках и натуральных объектах.

Методические рекомендации:

  1. Материал по дождевым червям необходимо заготавливать осенью. Для этого нужно накопать на огороде с хорошо удобренной почвой крупных дождевых червей и вместе с почвой принести их в кабинет. Время от времени почву увлажняют и добавляют сверху растительные остатки для питания червей. Так можно содержать червей целый год. Их можно использовать на практических занятиях, а также проводить опыты по планам индивидуальных работ.
  2. Текст инструктивной карты раздать на каждый стол.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Эпилог:

Великий Чарльз Дарвин был первым, кто внимательно пригляделся к дождевым червям и оценил их способности и роль на планете. Дождевые черви занимали Дарвина на протяжении 50-ти лет - всей его жизни в науке. В конце 1881 года вышел его классический научный труд: "Образование растительного слоя Земли деятельностью дождевых червей и наблюдения над их образом жизни".

Чарльз Дарвин говорил:«Нельзя не удивиться, когда подумаешь о том, что весь растительный слой уже прошел через тело дождевых червей и через несколько лет снова пройдет через них. Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но еще задолго до его изобретения почва правильно обрабатывалась червями и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в истории земной коры заняли бы столь видное место".

«…м-р Фиш отверг мои заключения об участии, принимаемом червями в образовании растительного слоя, только из предвзятой идеи о их неспособности произвести такую работу. Он говорит, что "при их слабости и их незначительной величине работа, которую им приписывают, должна для них быть совершенно непосильной".

Кто же оказался прав: Чарльз Дарвин или его оппонент?

На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.

III. Актуализация знаний:

  1. Назовите основные отличия Кольчатых червей от Плоскихи и Круглых.
  2. На какие известные вам классы делится Тип Кольчатые черви? ( Полихеты и Олигохеты)
  3. Назовите представителей класса Полихет. (Нереиды, Афродита (или морская мышь), Серпула)
  4. Какова среда обитания этих червей и каковы приспособления к этой среде? (водная, жабры, параподии)
  5. Можно использовать эти приспособления на суше? Почему?

Каково строение и какие приспособления к обитанию на суше другого класса - Олигохет – узнаем в ходе урока на примере знакомого нам дождевого червя.

IV. Изучение нового материала

Тема: «Кольчатые черви. Внешнее строение и поведение дождевого червя». (на доске)

Рассказ учителя о кольчатых червей с применением мультимедийного проектора.

1. Систематическое положение:

Тип Кольчатые черви
Класс Малощетинковые
Семейство Настоящие черви, или Люмбрициды
Род Дождевой червь
Вид Обыкновенный дождевой червь

2. Строение. (на экране - слайд диска «Лабораторный практикум» 5.3.4. Работа протекает в интерактивном режиме)

  1. Членистое тело состоит из трех отделов: головной лопасти, сегментированного туловища и задней лопасти, где расположены зона роста и анальное отверстие. У некоторых имеются мелкие глаза.
  2. Тип Кольчатых червей отличается от плоских и круглых сегментированностью строения. В каждом сегменте червя повторяются многие органы. Кожа у кольчатых червей представлена однослойным эпителием с железистыми клетками.
  3. Головная лопасть. Небольшая подвижная лопасть впереди рта, расположенного на брюшной стороне тела. У дождевого червя она не имеет ни глаз, ни щупалец.

  4. Сегменты. На каждом сегменте имеется по 4 пары жестких щетинок – производных кожи, которые образуют на теле продольные ряды – сбоку и снизу. Хорошо развиты кольцевые и продольные мышцы.

  5. Поясок. Железистое утолщение покровов. Во время размножения поясок выделяет вещества кокона.

    Есть тончайшая кутикула, которая выделяется кожным эпителием.

IV. Изучим внешнее строение, поведение на живых объектах, выполняя лабораторную работу.

Цель: знакомство со строением и особенностями поведения кольчатых червей на примере дождевого червя.

Материалы и оборудование: Банка с дождевыми червями в почве, ванночки, пинцеты, стеклянные пластины, лист бумаги, репчатый лук, ручные лупы, хозяйственные перчатки (для брезгливых), инструктивная карта.

Инструктивная карта: (Приложение 1)

  1. Вытащите пинцетом дождевого червя из банки с почвой и поместите его в кювету или миску с почвой. Понаблюдайте, как червь зарывается передним концом вперед, сокращая кольцевую и продольную мускулатуру. Зарисуйте.

  2. Положите дождевого червя на стекло и рассмотрите его сверху и снизу. Обратите внимание на вздутый головной конец со ртом на нижней стороне тела и на задний уплощенный конец тела с анальным отверстием на последнем членике. Через ручную лупу рассмотрите парные щетинки на каждом сегменте тела на боковых и брюшных валиках (4 пары щетинок на каждом сегменте: 2 – по бокам, 2 – снизу). Зарисуйте. Рассмотрите окраску спинной и брюшной сторон тела. Определите стадию развития червя: неполовозрелый червь без вздутого пояска в передней трети тела, а половозрелый – с пояском. На нижней стороне тела найдите парные половые отверстия на бугорках: женские на 14-м сегменте, мужские – на 15-м. Запишите.

  3. Положите дождевого червя на лист бумаги. При его движении можно расслышать шуршание. Предположите, чем вызвано это шуршание?

  4. Поместите перед дождевым червем свежеотрезанный кусочек лука. Понаблюдайте за рефлексом – резкими изгибами тела червя, который остро реагирует на химическое воздействие.

  5. Выпустите червя в банку с почвой. Регулярно в течение месяца увлажняйте почву, кормите червей растительными остатками.

V. Демонстрация презентации «Экос» и результата опыта.

(Приложение 2)

Через месяц мы увидим результаты. Но сегодня мы опередим время. В этом нам поможем экологический кружок «Экос», который заложил такой же опыт месяц назад и сейчас мы посмотрим на результаты этого опыта.

VI. Проверка усвоенных знаний (тест):

(Приложение 4)

Фамилия _____

Тест к лабораторной работе «Внешнее строение, поведение дождевых червей. Роль в почвообразовании»

Выберите из предложенных суждений правильные (обведите цифру в тесте)

  1. Дождевые черви живут в почве богатой перегноем.
  2. Дождевые черви являются гермафродитами.
  3. Анальное отверстие дождевого червя расположено на 16 сегменте.
  4. Кожа покрыта кутикулой, а на каждом членике 16 щетинок.
  5. Дождевые черви – хищники.
  6. На коже дождевого червя много слизистых и ядовитых желез.
  7. Тип Кольчатых червей разделен на классы: Олигохеты, Полихеты.
  8. Среди различных червей Кольчатые – наиболее прогрессивная группа.
  9. Мускулатура дождевого червя образована продольными и кольцевыми мышцами.
  10. Олигохеты играют большую роль в почвообразовании, разлагая органические остатки.

(Правильные ответы: 1, 2, 7, 8, 9, 10)

Итог урока: Кто же был прав: Дарвин или Фиш? Почему?

Приложение 3.

Материалы и оборудование:

Для объяснения нового материала: мультимедийный проектор; учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс» издательства Республиканского центра (2004 г.) при поддержке НФПК; доска, мел.

К лабораторной работе: банка с дождевыми червями в почве, ванночки, пинцеты, стеклянные пластины, лист бумаги, репчатый лук, ручные лупы, хозяйственные перчатки (для брезгливых), инструктивная карта (Приложение 1 – подготовить на каждый стол), презентация (Приложение 2).

К проверке знаний: тест (Приложение 4 – по количеству учащихся).