Сценарий открытого классного часа "Выбор профессии"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: оказание учащимся помощи в выборе будущей профессии.

Задачи:

  1. формирование положительной профессиональной мотивации;
  2. расширение у детей знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;
  3. составление для каждого ребенка карты с характеристикой его интересов, склонностей и способностей;

Участники: учащиеся 9 класса, классный руководитель, педагог-психолог, представитель администрации школы, зрители (учащиеся 8-10 классов).

Ответственные: классный руководитель Думина В. А., педагог-психолог Грибова Н. И.

Подготовка и оформление: оформление класса плакатами с изображением профессий, оформление листов со словами “хочу, могу, надо”, проведение анкетирования учащихся, подготовка индивидуальных карт для учащихся; 2 чистых листа, 2 ручки, карточки с названием профессий, секундомер, мягкая игрушка.

Ход мероприятия

Ведущим является психолог школы.

Зал украшен плакатами, стулья для участников в зале расставлены полукругом.

Ведущая. Здравствуйте, дорогие друзья! Нам очень приятно видеть вас сегодня здесь, тем более что сегодня мы предлагаем вам рассмотреть очень актуальную тему – тему профессионального самоопределения.

Теория и практика профессиональной ориентации молодежи имеют почти столетнюю историю, если вести ее отсчет со времени создания первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году или со времени открытия специализированного бюро в Бостоне в 1908 году. И за это время профессиональная ориентация накопила ценный опыт и множество методов работы.

Сегодня мы постараемся помочь вам, дорогие ребята, в этом нелегком деле – выборе профессии. На свете существует множество профессий, и их число постоянно увеличивается вследствие развития нашего общества. Но вопрос “Кем быть ?” все так же, как и много лет назад, волнует молодежь. В наше время на помощь подростку могут прийти специалисты, такие как психологи, которые могут рассказать не только о правилах выбора профессии, но и помогут определить ваши склонности, интересы, способности и с их учетом вывести оптимальный для вас вариант. Но, к сожалению, к таким специалистам пока редко обращаются. Именно поэтому очень важно самому ориентироваться в мире профессий, иметь собственное мнение.

По данным центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО, 50% учащихся, как правило, выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46% респондентов ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых – родителей, родственников или знакомых; 67%, не имеют представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе; 44% респондентов не обеспечены сведениями о возможностях обучения по интересующей сфере труда.

На этой неделе вам предлагалось заполнить анкету, целью которой было изучение уровня вашей подготовки к выбору профессии (см. Приложение 1).

Обсуждение обобщенных данных анкетирования.

По данным анкетирования после окончания 9 класса 50% собираются продолжить обучение в 10 классе, 30% - еще не решили, 20% пойдут учиться в какой-либо колледж, техникум. При выборе профессии 50% учащихся класса посоветуются с родителями и друзьями, 20% - только с родителями, 30% решат все сам (заметьте, с работниками школы – никто!). Половина класса знает основы выбора профессии и то, какие профессии будут в ближайшее время востребованы на рынке труда, а половина – нет.

Ведущая. Итак, подведем итог проведенному анкетированию: многие из вас нуждаются в помощи специалистов при выборе профессии. Сегодня я постараюсь вам немного помочь, но давайте сначала немного поиграем. Игра называется “Лучшее в тебе”. Сейчас я дам эту игрушку первому сидящему игроку. Он должен передать ее сидящему рядом, при этом называя лучшее качество этого человека. Этот человек в свою очередь передает ее дальше также называя лучшее качество соседа, и т. д. Когда игрушка окажется у последнего игрока, он должен будет вернуть ее обратно сидящему рядом, также называя его лучшее качество, и так до последнего (т. е. первого) игрока.

(Эта игра способствует восстановлению доброжелательной обстановки среди ребят для продолжения дальнейшей работы).

Ведущая. Молодцы, вот видите, у каждого человека есть хорошие качества, которые обязательно пригодятся не только в будущей профессии, но и в жизни. Надеюсь, настроение у каждого улучшилось, а мы продолжаем. Следующая наша игра немного схожа с предыдущей, назовем ее “Качества профессионала”. У меня есть карточки, на каждой из которых написано название профессии. Сейчас каждый из вас получит такую карточку. Ваша задача: назвать те качества, которые будут способствовать успешному выполнению профессиональных обязанностей. Приведу вам пример. Возьмем профессию “менеджер”. Чтобы быть хорошим менеджером, нужно быть не только, добрым, умным, хорошим другом (то есть это те качества, которые вы отмечали друг в друге), но необходимо уметь грамотно говорить и вести переговоры, быть вежливым, тактичным, активным и т. д. Давайте попробуем?

Ведущая раздает детям карточки с названием профессий: летчик, учитель, ветеринар, врач, актер, программист и т. д.

Ведущая. Отлично! Теперь, после такой игры, мне бы хотелось каждому из вас рассказать о ваших интересах, склонностях и способностях, я думаю, вам будет интересно, ведь именно они во многом определят ваш профессиональный выбор.

Приведение данных результатов диагностики ИСС. Для каждого ребенка оформлена красочная карта с характеристикой ИСС, даны рекомендации по выбору будущей профессии.

Ведущая. Следующая наша игра называется “Цепочка профессий”. Сейчас мы и выстроим эту цепочку. Я назову первую профессию, например, воспитатель, следующий назовет профессию, в чем-то близкую воспитателю, например педиатр. Вы спросите, почему педиатр? Да потому, что и воспитатель, и педиатр работают с детьми. Следующий назовет профессию, близкую к педиатру, и т. д. Важно, чтобы каждый смог объяснить, в чем сходство названных профессий. Понятно? Тогда начнем.

Профессии:стилист; маляр.

Ведущая. Хорошо! Теперь давайте условно разобьемся на команды.

Классный руководитель помогает сформировать команды.

Ведущая. У каждой команды было творческое домашнее задание – выбрать профессию и показать ее в виде пантомимы, а зрители должны угадать, что это за профессия. Попрошу выйти ко мне представителей от каждой команды. Но это еще не все. Пока мы будем разгадывать профессии, у остальных участников будет задание: написать как можно больше профессий, начинающихся на букву “м”. На выполнение задания вам дается 3 минуты. Выигрывает та команда, которая вспомнит больше профессий на заданную букву. Итак, приготовились, время пошло! А мы займемся отгадыванием профессий.

Зрители отгадывают профессии, по истечении времени проводится подсчет профессий, определяется победитель конкурса.

Ведущая. Наше мероприятие подходит к концу. В психологии считается, что для человека самой лучшей, удачной профессией можно считать ту, которая удовлетворяет трем основным составляющим, таким как “хочу”, “могу”, и “надо”.

Под словом “хочу” мы подразумеваем собственное желание ребенка получить эту профессию, но не как не желание других людей (родители, знакомые, сверстники). Когда говорим “могу”, мы имеет в виду, во-первых, способности ребенка, необходимые для выполнения данного вида деятельности, а во-вторых, возможность приобрести данную профессию, т. е. поступить в вуз, колледж или какое-либо другое учебное заведение. Ну, а под словом “надо” подразумевается востребованность данной профессии в обществе. Так вот, если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет наилучшим вариантом для ребенка. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения. Мы желаем вам, чтобы выбранная в дальнейшем профессия приносила вам как можно больше удовлетворения.

Спасибо всем за внимание и активное участие! До встречи!

Список литературы:

  1. С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, Е. В. Титов “Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников”; М., “Новая школа”, 2004 г.