Задачи:
- расширение знаний детей о правильном питании, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем;
- сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни наших предков, о высоко калорийных и полезных продуктах питания;
- формировать у детей навыки приготовления вкусных, полезных, разнообразных каш, как обязательного компонента меню школьника,
- просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
Класс оформляется как русская изба: на заднем плане русская печь: она сделана из фанеры так, что в нее можно ставить горшок. Посередине деревянные столы и скамьи. На столе – горшки и миски с кашами, самовар.
За несколько дней до праздника участникам предлагается просмотреть различные книги про историю русской кухни, припомнить сказки, а так же русские пословицы, поговорки, и скороговорки про кашу.
Родители и гости получили красочное приглашение на праздник.
ВЕДУЩИЙ:
Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции и застолья.
Сегодня героиней нашего праздника будет ее ВЕЛИЧЕСТВО КАША!
Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал.
ПРАМАТЕРЬЮ хлеба величают ее в народе .На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица:
«КАША - МАТЬ НАША».
Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо .Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.
Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «к а ш е й».
Вот какая история вышла с кашей Дмитрия Донского. Решив жениться на дочери нижегородского князя, он, по обычаю должен был ехать на кашу к отцу невесты. Но Дмитрий, князь московский, счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и пригласил его к себе. Нижегородский князь тоже не согласился на столь «оскорбительное» предложение..Тогда выбрали золотую середину. Кашу сварили не в Москве и не в в Новгороде, а в Коломне. С этой историей, говорят, связано появление популярного русского присловья «заваривать кашу».
Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу .Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!»Выражение это дошло и до наших дней.
Сегодня кашу заварили родители и дети 2 «А» класса.
Замечательная вышла каша!
Душистая, ароматная, рассыпчатая!
Ребята! А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?
«Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила…»
( Ребята хором произносят продолжение стишка )
Входит СОРОКА:
Как на Кашин День рожденья
Кашу принесли с вареньем.
Так наелись я и ты –
Разболелись животы.
Знаете ли вы, ребятишки,без чего вкусной каши не бывает? Угадайте – ка мои загадки, тогда мы назовем с вами все,что для хорошей каши нужно.
- Что всегда поверх каши лежит ? (масло)
- Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! ( соль )
- Жидкое, а не вода, белое, а не снег. ( молоко )
- Я бел, как снег, в чести у всех
И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар )
Сорока: Молодцы, ребята! Все назвали. А теперь я пойду кашку вам сварю, печка – то уже готова.
ВЕДУЩИЙ: Ребята! А какую кашу вы любите больше всего ? ( Дети называют свою любимую кашу)
ВЕДУЩИЙ: А вы ели когда – нибудь кашу из топора ?
(инсценировка р.н.с. «Каша из топора )
(Появляются Солдат и старуха )
ВЕДУЩИЙ: Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:
- Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.
- Вон там на гвоздике повесь
- А ль ты совсем глуха . что не чуешь ?
- Где хошь, там и заночуешь!
- Глухая! Подавай на стол!
- Да нечего,родимый!
- Свари кашицу
- Да не из чего!
- Давай топор ! Я из топора кашу сварю!
ВЕДУЩИЙ: Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…
- Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать !
( Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату. )
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.
- Готова ли?
- Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.
( Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату. )
- Ну, старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть
( Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна )
( Старуха, смакуя кашу ):
-Служивый, а когда ж топор будем есть ?
-Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю..
( встает )
-Ну, будь здорова, хозяйка !
( Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.
ВЕДУЩИЙ: Вот так-то солдат и кашки поел, и топор унес.
- А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором ?
Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара.
УЧИТЕЛЬ:
Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события.
Так жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу и съесть ее.
При рождении ребенка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.
А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.
Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс. лет.
Ребята! Вот перед вами набор различных круп. Кто сможет назвать, как они называются ?
ИГРА «Знатоки» «Найди пару!»
( На столе раскладывается гербарий из злаковых растений. Дети по виду колоска должны определить название растения, а затем найти соответствующую крупу и назвать ее. ( Ячневая, манная, пшеничная, рисовая, пшенная, гречневая, кукурузная, перловая )
Победители получают призы .
УЧИТЕЛЬ – Ребята ! Наиболее подходящим блюдом для завтрака является каша. Каши содержат необходимое количество питательных веществ . К тому же они легко усваиваются, что немаловажно утром ( ведь организм ребенка только просыпается ).
- Какая ваша любимая каша ?
( Дети называют свою любимую кашу)
Каждая семья рассказывает о семейных «фирменных» рецептах приготовления каш. Угощают, предлагают попробовать приготовленную мамами и бабушками кашу.
Некоторые родители подготовили выступление в стихах:
Как на наше удивленье, Получили приглашенье Стали думать и гадать, Как же кашу нам подать? Думали мы, думали, Наконец, придумали. Каши разные нужны, Каши всякие важны! |
Но одна нам всех милее Рисовая каша наша Сладкая, приятная, С изюмом ароматным Вкусная, пахучая Белая, сыпучая. И гостей всех угощу! (Семья Щевцовых ) |
УЧИТЕЛЬ: Вот в сказке «Горшок» дед и баба тоже очень любили кашу есть .Посмотрите, что из этого получилось.
Инсценировка сказки «Горшок»
ВЕДУЩИЙ:
Жили-были Мужик да Баба. Такие ленивые были Так и норовили всякое дело на чужие плечи спихнуть. Даже дверь никогда на крюк не закрывали: утром вставай, да руки протягивай, да опять крюк скидывай…
( Выходят Мужик и Баба. Мужик садится за стол Баба вынимает из печи горшок, ставит на стол. )
Раз сварила Баба каши. А уж каша вышла ! Румяна, рассыпчата, крупинка от крупинки так и отваливаются. Вынула Баба кашу из печи, на стол поставила, съели кашу, ложки облизали.
( Мужик и Баба едят кашу, облизывают ложки и, довольные, откидываются на стульях. )
Съели кашу, мыть горшок теперь надобно.
БАБА: Ну, мужик, я свое дело сделала, кашу сварила, теперь твой черед трудиться – горшок мыть !
МУЖИК: Да полно тебе ! Мужиково ли дело горшки мыть! И сама вымоешь.
БАБА: И не подумаю.
МУЖИК: И я не стану!
БАБА: А не станешь, пусть так стоит!
МУЖИК: Баба, а ведь горшок надобно вымыть…
БАБА: Говорю же – ты мой!
МУЖИК: Ну вот что, баба! Кто первый завтра встанет да первое слово скажет, тому и горшок мыть!
БАБА: Согласна!
( Мужик и Баба ложатся на лавку )
ВЕДУЩИЙ: Наступила ночь…
Утро настало .Никто не встает – не хотят горшок мыть! Соседи забеспокоились: что-то стариков не видать. Уж не случилось ли что?..
( Входит соседка, оглядывается.)
СОСЕДКА: Маланья, матушка, почто корову не выгоняла, не захворала ли ?Да что с тобой приключилось-то? Почто молчишь, а? Господи помилуй… Да где у тебя мужик-то? (Подходит к мужику.) Василий, а Василий…(Тормошит мужика.) Что у тебя с женой-то, а? ( Отходит от бабы и мужика, обращается к зрителям ) Ой, не ладно ведь у Маланьи с Василием. Лежат пластом, глазами глядят, а словечка не выговорят. Уж не порчу ли на них напустили ? Сбегаю за Батюшкой.
(Соседка убегает и через некоторое время возвращается с Батюшкой)
СОСЕДКА: Вот, Батюшка, лежат оба, не шелохнутся,глазенки-то открыты, а сами –то молчат.
БАТЮШКА: Василий, что с тобой приключилось?…( Подходит к бабе ) Маланья,что с мужем-то ?
(Пауза )Да, придется тебе, соседушка, за ними присмотреть. Боязно их одних оставлять, кабы чего не вышло…
СОСЕДКА: Я не останусь,Батюшка, не хочу даром сидеть. Положи жалованье – посижу.
БАТЮШКА: Да какое ж тебе жалованье положить?…Да вот ( находит кофту бабы )возьми вот кацавейку, плохонькая, да сгодится тебе поносить не один годок.
( Соседка берет кацавейку, собирается примерить. Баба вскакивает. )
БАБА: Это что ж такое ? Мое добро раздавать?! Сама еще поношу, покрасуюсь. А ну все вон !Чужим добром распоряжаться надумали!
( Баба выхватывает у соседки кофту и начинает выгонять гостей )
МУЖИК: Ну вот, ты первая слово – тебе и горшок мыть! ( Баба начинает гоняться за мужиком, тот убегает )
Выходит СОРОКА с кастрюлей дымящейся каши, начинает раскладывать по тарелкам – по ложке на каждого и приговаривать:
Это вам не просто каша на тарелочке лежит
Зачерпни ее, дружок, положи ее в роток.
Это вам не просто каша с корочкой хрустящей.
А румяный теплоход самый настоящий!
( Сорока вручает каждому зрителю тарелку с кашей. Пока зрители угощаются – музыкальная пауза. Когда музыка стихает, на сцену выходит ведущий.)
Конкурс «ЗНАТОКИ КАШИ»
Необходимо с завязанными глазами по вкусу определить, какая это каша.
- Ребята! А с какой кашей вы познакомились раньше всего в жизни?
- С манной кашей!
- Из какой крупы ее приготовили ?
УЧИТЕЛЬ: Манная крупа, приготовляемая из пшеницы, относится к легкоусвояемым и очень калорийным продуктам. Ее рекомендуют давать ребенку на завтрак перед серьезными нагрузками ( контрольными, соревнованиями )
Кто сегодня приготовил манную кашу? Вам слово!
Дети и родители рассказывают о рецепте приготовления «своей» каши и угощают ею гостей.
--- Вспомните, из какого рассказа эта история с манной кашей?
(Зачитывается отрывок из рассказа Драгунского «Тайное становится явным»
ВЕСЕЛЫЕ КОНКУРСЫ.
1 «Кто быстрее ?»
Вызываются два ребенка, они должны как можно быстрее из детской бутылочки через соску высосать манную кашу.
- «Накорми брата»
2 человека с завязанными глазами кормят из одной миски друг- друга кашей.
Пять минут --- и тарелка пустая !
Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню шоферу,
Жаркой печке, проворной трехтонке,
Шумной мельнице,рыжей буренке,
Обняла свою бабушку Маша:
«Всем спасибо, хорошая каша!!!»
Если в беспорядке мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: в голове у вас каша!
Только это, друзья, чересчур!
Ведь согласитесь-ка, ребята
Что поговорка не права:
Ну разве каша виновата, что бестолкова голова!
Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять…
Говорят, что во рту у вас- каша!
Обвиняют беднягу опять.
Но согласитесь-ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у вас ленив!
Если порвались ботинки ваши,
И в дыре нога видна,
Говорят: башмаки просят каши,
Значит, вновь виновата она!
Но разве правильно, ребята,
Нам вымещать на каше злость?
Ведь разве каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь?
Не верьте в разные обманки—
НЕТ НИЧЕГО РЕКРАСНЕЙ МАНКИ!
СТИХИ про манную кашу
Приехала к бабушке Маша,
Сварила ей бабушка кашу.
«Садись, гостья желанная,
Остынет каша манная.
Каша с сахарным песком
Да с душистым молоком!
На-ка ложку, Маша,
Ешь скорее кашу!
Но руками Маша машет
«Не хочу я кашу вашу!»Вдруг гром, тряхнуло дом,
Зашаталось все кругом:
Это трактор с трактористом
Появились под окном.
Долго Машу журили, бранили:
«Мы пахали, поля боронили
Выросла пшеница, можно заблудиться:
Густа, высока. Не достать до колоска»Тут комбайн по деревне шагает,
Застегнулся на тысячу гаек.
«Покажите-ка девочку Машу,
Что не ест нашу манную кашу!
С комбайнером нам как не сердиться-
Или зря убирали пшеницу?!»И корова пришла, замычала:
«Молоко я для каши давала!»
Да как топнет корова копытом:
«На капризу я тоже сердита!»
Замотала буренка рогами:
«Зря я, что ли бродила лугами?
Молоко ли мое не душисто
От травы-муравы шелковистой?»Тут заслонкою печь забренчала:
«Я работала тоже немало,
Вон как спину свою накалила-
Я для Машеньки кашу варила»
Сколько все потрудились для Маши
Съешь хоть ложечку, Машенька, каши!
Села Маша поближе к окошку,
Шепчет: «Дайте-ка мне, бабушка, ложку!
Ароматная каша, густая,
А вот про какую кашу мы будем говорить сейчас, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Выступление родителей и детей, приготовивших гречневую кашу.«Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест—похвалит.
(гречневая каша)
Итак. Реклама гречневой каше!
Наиболее полезна гречневая каша. Ведь в гречневой крупе, из которой она изготовляется, много растительных белков, жиров, углеводов—крахмала. Она содержит фосфор, кальций, калий. Железо, магний, марганец, а также витамины группы Б.
---А какие пословицы и поговорки вы знаете про гречневую кашу?
«Горе наше, гречневая каша- есть не хочется, а покинуть жаль»
«Гречневая каша—матушка наша, хлеб ржаной—отец родной.»
(Музыкальная заставка. )
Игра «ПОВАРЯТА»
В блюдцах насыпаны вперемешку различные крупы. Задание «поварятам»:отделить крупы друг от друга и разложить по отдельным мискам. Победителем станет тот, кто быстрее и без ошибки справится с заданием.
ВЕДУЩИЙ: Теперь пришел черед пшенной каши. Кто из вас приготовил пшенную кашу?
(Мамы демонстрируют и «защищают» блюда из пшена. )
Мы вдвоем с сестрою Клашей
Воевали с пшенной кашей:
В две руки мешали—пригорать мешали.
Отошли к окошку отдохнуть немножко-
Каша пригорела, каша угорела…
К нам стучатся,нам кричат:
«Почему в квартире чад?! Почему на кухне дым?
Объясняем толком им: «Каша угорела. Каша пригорела!»
Семья Капинос «защищает» рецепт своей каши частушками.
КАША «ВИТАМИННАЯ»
Красно яблочко поспело
Все в себя собрать успело.
Углеводы и кислоты,
Солям тоже есть работа.
Положила я изюм—
Бывший виноградик.
Кашу пробуйте мою
Похвалите всю семью!
Угощайтесь на здоровье!
ВЕДУЩИЙ:У меня горшочек каши
Каши очень непростой,
Если съешь ее ты ложкой,
Сразу вырастешь большой!В каше есть пшено из проса
Омывали его росы.
Солнышко его любило,
А я в кашу превратила!Тыква выросла огромной
В ней и сахар и белки,
Каротин, клетчатка, воды,
Витаминов в ней – полки!
И выросла каша душистой и сладкой.
Работает в поле железная жатка.
Толкаются куры на каждом крылечке.
Включаются плитки и топятся печки.
И мамы нам варят кормилицу нашу—
Молочную кашу. овсяную кашу.
Любят кашу взрослые и дети. Любимой кашей Петра \ была ячневая каша. А вы знаете, что это за каша? ( Ячменная каша )
Наш трактор сегодня работает, пашет.
Что вырастет в поле? Овсяная каша!
Овсы поднялись за четыре недели,
Во все колокольчики зазвенели.
Угощайтесь нашей кашей! В иней содержатся витамины А и Е, которые способствуют росту детского организма.
ВЕДУЩИЙ:
Я заметила, что наши ребята в школьной столовой с большим аппетитом едят рисовую молочную кашу. И сегодня наши мамы и бабушки приготовили чудесные каши из риса.
«Защита» рисовой каши:
Рис, по сравнению с другими крупами. наиболее богат крахмалом, но содержит меньше белка, жира, минеральных веществ. Рис очень легко усваивается организмом, поскольку в нем мало клетчатки.
Пробуйте нашу кашу, приятного аппетита!
Все гости угощаются кашами.
А теперь. чтобы окончательно определить, кто из зрителей заработал сегодня призы, мы проведем викторину.
ВИКТОРИНА.
1) Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило весь город. Какие слова надо было сказать горшочку ? ( Братья Гримм; «горшочек вари» и «горшочек не вари» )
2) Сколько детей было у сороки --белобоки ? ( Пять )
3) Назовите автора сказки «Каша из топора» (Р. н. с. )
4)Чем угощала Лиса Журавля ? ( манной кашей )
5) ИЗ чего сварена каша, которой поп из сказки А,С, Пушкина кормил своего работника?
( Из полбы Полбой на Руси называли особый вид пшеницы-с ломким колосом, т.е. пшеничная каша )
6) Из чего варилась знаменитая «суворовская» каша?
Знаменитый рецепт суворовской каши родился во времена исторического перехода армии Суворова через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось чуть-чуть гороха, пшена, перловки. гречихи. Чем же накормить истощенных солдат? Суворов приказал все варить в общем котле, добавив лука и масла. Оказалось очень вкусно и полезно, а такую кашу называют сейчас «суворовской»
7) Какой кашей кормили ежедневно римских гладиаторов ? ( ячменной, т.е. перловой.)
8) знаете ли вы откуда появилось понятие «однокашники»? (В старину ученики шли в школу с горшочком каши для обеда. Во время перерыва кашу ели все вместе, т.е. одну кашу ели.)
ВЕДУЩИЙ: Молодцы! Награждаем победителей!
А сейчас самое время устроить пир на весь мир! Да и самовары уже поспели!
Все гости садятся за столы, угощаются кашей, делятся рецептами.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА! Кашу варили и ели родители и ученики 2 «А» класса.
ЛИТЕРАТУРА.
- Балинская И. Поваренок. Забавная кулинария: Книга для детей.. М, 1995.—с. 46-53.
- Ковалев В,М, Могильный Н,П, Русская кухня: Традиции и обычаи.- М., 1990.-с. 106- 109.
- Моя первая книга по кулинарии.—М. 1995.-с. 146-150.
- М,М,Безруких, Т,А,Филиппова, А,Г, Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. «НЕСТЛЕ» «ОЛМА - ПРЕСС» М, 2006 с. 20-24. «Читаем, учимся, играем» № 7 ; 2005 г. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ.