Урок по литературному чтению. В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Продолжить работу над «Сказкой о жабе и розе» В.М. Гаршина;
  • Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;
  • Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни;
  • Формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота;
  • Работать над развитием речи, развивать воображение и наблюдательность;
  • Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Ход урока

1. Оргмомент

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, писать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.

Давайте прочитаем эпиграф нашего урока (Слайд 1).

Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает, мы научимся на уроке.

2. Вхождение в тему

Читаем текст (Слайд 2).

О чём мы будем говорить на уроке?

Узнаёте героев, которых так старались нарисовать?

(Слайд 3)

Мы продолжаем работать над «Сказкой о жабе и розе».

Что хотел писатель подсказать названием сказки? (жаба и роза вместе не смотрятся)

Что это будет? (конфликт)

3. Сообщение целей урока

(Слайд 4)

Наша задача понять, что существует два мира добро и зло.

4. Работа по теме урока

(Слайд 5)

Выразите свои представления о жабе и розе по следующему плану.

5. Поисковая работа

(Слайд 6)

А теперь давайте прочитаем, что думает о розе автор.

Рождение розы.

Подробно ли описана красота розы? (нет)

А что описано? (утро, роса, всё вокруг)

О чём это говорит? (о счастье)

Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить)

Когда плачут люди от счастья?

Главное для розы: СЧАСТЬЕ ЖИТЬ

Что помогает понять счастье розы? (аромат)

Что автор использует для этого? (эпитеты, образные определения)

ТОНКИЙ СВЕЖИЙ АРОМАТ БЫЛ СЛОВАМИ, СЛЕЗАМИ, МОЛИТВАМИ

Что вы поняли? (роза счастлива)

Говорит ли автор об этом напрямую? (нет)

Автор использует аллегорию.

А вы ощущаете, что роза счастлива, красива? (это соответствует вашим словам)

А теперь посмотрим, что использовал автор при описании жабы?

Выберем точные подробные выражения.

Какая она?

(Слайд 7)

Вывод: В чём разные жаба и роза?

6. Физминутка

(Слайд 8)

7. Групповая работа

(Слайд 9)

1 группа (с. 172, 175)

Докажите, что жаба завистлива.
Озаглавить.
Распределить чтение.
Какие слова использует автор для описания жабы.
Вывод: какая душа у жабы?
Докажите, что она нехорошая.
Что она придумала.

2 группа (с. 171-172, 175)

Докажите, что роза добрая, красивая.
Что описывает автор?
Назовите мир вокруг розы.
Озаглавить.
Какими человеческими качествами наделена роза?
Что больше всего хотела роза?
Что описывает автор, когда создаёт образ розы?
Что он использует?

3 группа (с. 175-177)

Докажите, что конфликт сохраняется.
Озаглавить.
Душевное состояние жабы.
Какие слова использует автор?
Какая черта открылась у жабы.

4 группа

Докажите, что роза и мальчик похожи.
Мальчик – часть мира розы.
Какая у них душа?
Любит ли их автор?

8. Итог

Где кульминация, то есть самый напряжённый момент?

(Слайд 10)

Можно ли сказать: «Мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни?»

Какова главная мысль рассказа?

Красота спасёт мир.

Добро победит зло.

9. Рефлексия

(Слайд 11)

Предлагаю составить свое небольшое стихотворение, связанное с темой урока. У вас есть выбор: вы можете работать индивидуально или объединиться в группу. Вам помогут рифмы.

10. Домашнее задание

(Слайд 12)

"Когда роза начала вянуть, ее положили в толстую старую книгу и высушили, а потом, уже через много лет, подарили мне. Потому-то я и знаю всю эту историю".

А вы дома, напишите всю эту историю, но от имени, от лица розы, которая и рассказывает всю эту историю Гаршину. Или перескажите сказку или составьте тест по сказке.

(Слайд 13)

Заканчиваем урок.

При разработке урока использовались образовательные ресурсы интернета.

Презентация урока – Приложение 1.