Цель урока: привлечь внимание учащихся к проблеме бытовых отходов.
Задачи:
Обучающие.
- Раскрыть смысл понятия “бытовые отходы”;
- Рассказать о видах бытовых отходов;
- Познакомить со способами ликвидации бытовых отходов.
Развивающие.
- Умение оценивать свой личный вклад в решение проблемы бытовых отходов;
- Умение приводить примеры рациональных приемов ликвидации бытовых отходов;
Воспитывающие.
- Бережное отношение к природе;
- Экологическую культуру.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Ознакомление с новым материалом.
Деление класса на команды с помощью разноцветных фишек. Формирование 4 команд.
1. Индуктор – просмотр сюжета “Замусоренный склон”.
Везде, где появляется человек, остается мусор. Количество людей неуклонно растет и, конечно, количество мусора тоже.
Ежегодно в одном только СПб образуется 5 млн. м3 мусора, т.е. 13600 м3 в день. Представьте себе, что если весь мусор одного дня в одном городе, пусть и довольно большом, выложить полосой высотой и шириной в 1 метр, то получится свалка длиной более 13 км.
2. Задание 1. Что вы можете сделать для того, чтобы мусора было меньше?
3. Как вы думаете, можно ли получить пользу от мусора?
- Дать вещам вторую жизнь.
- Переработка мусора.
Для того чтобы отходы перерабатывать, сначала их надо рассортировать. Ведь каждый вид бытовых отходов имеет свои свойства.
4. Задание 2. На какие группы можно рассортировать мусор?
Работа с учебником. Откройте учебник на стр. 46. Рассмотрите диаграмму “Состав бытовых отходов”.
- Какого мусора мы выбрасываем больше всего?
- Доля каких отходов составляет всего 2 %?
- Каково процентное содержание бумажного мусора?
Во многих европейских странах уже давно в каждом доме не одно, а несколько мусорных ведер, в каждом из которых определенный мусор. Мусоровозы, которые собирают мусорные контейнеры, работают по определенному графику. Например, по четвергам они забирают стекло, по вторникам – бумагу.
Легко ли сортировать мусор? Давайте попробуем. Ведь и в нашем городе уже стартовала программа по сортировке мусора и во многих районах СПб уже можно увидеть разноцветные контейнеры, для разного вида мусора.
5. Задание 3. Рассортируйте мусор и выберите тот, который подходит для вашего контейнера. Подумайте, и напишите название мусора, который подходит для вашего контейнера.
1 группа. Картон и бумага. (Коробки от бытовой техники, фантики от конфет, газеты и журналы, старые тетради, салфетки).
2 группа. Стекло. (Битое стекло, лампочки, стеклянные бутылки и банки, зеркала).
3 группа. Пластик. (Стаканчик от йогурта, шариковая ручка, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, сломанные игрушки).
4 группа. Металл. (Гвозди, шурупы, алюминиевые банки, металлическая посуда, сломанные игрушки).
6. Задание 4. Какую пользу может принести переработка мусора? Прочитайте текст и найдите пользу от переработки вторичного сырья.
1 группа. Свалки вокруг городов растут с каждым днем. Проблема утилизации бытовых отходов очень остро стоит перед правительством воздух и реки. Поэтому переработка вторичного сырья – самый перспектив ный способ улучшения экологического состояния окружающей среды.
2 группа. Не секрет, что для производства бумаги используется целлюлоза, которую получают из древесины. Переработка половины используемой в мире бумаги позволит сохранить 8 млн. га леса. Поэтому, важное значение играют мероприятия по сбору макулатуры.
3 группа. Известно, что пластик получают из продуктов переработки нефти и энергии по сравнению с производством из первичного сырья. Получение алюминия из лома экономит 90% электроэнергии, необходимой для его выплавления из руд.
4 группа. И бытовые, и промышленные отходы можно перерабатывать в полезные материалы. Поэтому мусор называют вторичным сырьем. Вторичное сырье позволяет производить требуемые материалы, например пластмассы.
Запись в тетради.
Значение переработки бытовых отходов.
- Улучшение экологического состояния среды.
- Сохранение природных ресурсов.
- Экономия электроэнергии.
- Производство необходимых материалов.
7. Можно ли как-то определить продукцию, которую можно использовать для переработки.
Подсказать это могут экологические знаки. Посмотрите на этот знак. Какой природный процесс можно изобразить таким знаком?
- Рассматривание экологических знаков на продукции. (Приложение 1).
Экологические знаки показывают, что промышленное производство тоже может быть организовано по типу природных процессов, таких как круговорот воды в природе.
III. Итог урока.
- Как предотвратить превращение планеты в большую свалку?
- Почему нельзя сжигать и закапывать мусор?
- Зачем необходимо сортировать мусор?
- Какого значение переработки вторичного сырья?
- О чем говорят экологические знаки?
IV. Домашнее задание.
§ 12, стр.47, вопрос 1 письменно.
V. Организационный момент.