Работа по внедрению методической разработки "Тематические карточки с картинками для активизации коммуникативных навыков устной речи на уроках английского языка"

Разделы: Иностранные языки


Введение

В повседневной практике обучения английскому языку учителя сталкиваются с низкой мотивацией спонтанной устной речи у учащихся. Таким образом, объектом данной работы является моделирование формулировок коммуникативных заданий, повышающих мотивацию к устному высказыванию - это тематические карточки с картинками и заданиями к ним (примеры  в Приложении 1). Предметом исследования является изменение уровня сформированности коммуникативных навыков устной речи в результате обучения с использованием тематических карточек.

В процессе работы над созданием тематических карточек с картинками решается проблема усиления мотивации коммуникативных навыков устной речи в отсутствии естественной языковой среды. Кроме того, выдвигается предположение о возможности достижения ожидаемых результатов во время итоговой аттестации выпускников.

Принимая во внимание все вышеизложенное, целью данного исследования явилось создание пособия, повышающего уровень сформированности коммуникативных навыков устной речи. Для этого была проделана следующая работа:

  1. Созданы новые формулировки коммуникативных заданий в виде тематических карточек с картинками; разработка оформлена в Power Point.
  2. Апробация тематических карточек среди учащихся 10-11 классов.
  3. Произведена оценка уровня сформированности навыка устной речи при работе по тематическим карточкам, в том числе и во время итоговой аттестации выпускников.
  4. Сделаны выводы.

I. Моделирование  формулировок коммуникативных заданий – создание тематических карточек с картинками - это первый этап в достижении поставленной цели. Одновременно с созданием тематических карточек происходила их апробация в 10-11 классах.

Созданы формулировки коммуникативных заданий по следующей актуальной тематике общения, которая практикуется на основных этапах изучения английского языка в школе: здоровье и поддержание формы; выбор профессии; хобби; о себе; школа; покупки: путешествия; средства массовой информации; изучение иностранного языка; искусство; музеи и картинные галереи; обычаи и традиции; наша страна; Москва; знаменитые люди; англо-говорящие страны; проблемы молодежи; знаменитые люди.

В тематических карточках содержатся два задания:

1) вопросы по темам помогают учащимся сконцентрироваться на основных разделах каждой темы, вырабатывают навык построения высказывания по плану (см. раздел «Тематические карточки»);

2) коммуникативные задания, связанные с картинками, помогающие освоить новый экзаменационный формат. Например:

а) «Опиши и сравни картинки. Сравни побудительные мотивы к чтению, проиллюстрированные на картинках».

б) «Опиши и сравни достопримечательности Великобритании, изображенные на картинках, между собой и с достопримечательностями России».

в) «Опиши проблемы школьного образования, проиллюстрированные на картинках, с точки зрения директора школы и сделай предположения об улучшении ситуации».

г) «Посоветуй, куда лучше отправиться в путешествие, исходя из интересов и материальных возможностей».

д) «Опиши внешность людей, изображенных на картинках. Какой стиль ты предпочитаешь?» и др. (см. раздел «Тематические карточки»)

Методика работы с тематическими карточками – коммуникативный подход в обучении говорению.

Поскольку главной целью обучения иностранным языкам определено воспитание личности, способной и желающей вступать в межкультурную коммуникацию, необходимо  создание модели такой коммуникации в классе.

Создание мотивации к изучению английского языка и общению дают тематические карточки с картинками, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат.

В карточках содержатся:

1) опорные вопросы, обучающие логическому построению высказывания   по темам и всестороннему освещению тем; кроме того, в карточке по теме «Англо-говорящие страны»  имеется таблица, содержащая исторические и статистические сведения, и цветная карта мира, показывающая страны, в которых английский язык является главным, и страны, где английский язык является вторым по значимости; а в карточке по теме «Информация о себе» представлены вопросы по самым разнообразным аспектам, помогающие учащемуся сориентироваться, выбрать наиболее личностно-значимые и, опираясь на них строить свое высказывание.

2) задания, позволяющие формировать такие коммуникативные навыки как:

  • умение дать аргументированный совет;
  • найти пути решения проблемы;
  • описание и сравнение в противопоставлении;
  • работа в парах;
  • ведение дискуссии.

Рассмотрим формирование навыка описания и сравнения в противопоставлении. Для этого используются карточки по темам: «Наша страна», «Обычаи и традиции», «Книги», «СМИ», «Покупки», «Увлечения», «Знаменитые люди», « Музеи и картинные галереи», «Проблемы молодежи», «Защита окружающей среды». В каждой карточке содержится от 4-х до 6-ти  цветных картинок.

Этапы работы:

  1. Сначала учитель может описать части одной из картинок, давая пример использования выражений -  речевых клише для описания и сравнения. Затем попросите учеников догадаться, какую картинку вы описываете.
  2. Установите ограничение во времени – например 1 минута.
  3. Ученики выбирают по две картинки каждый. Они могут  описывать их друг другу, работая в парах. Напомните ученикам про использование речевых клише, обойдите класс, записывая допущенные в речи ошибки. Обучайте описывать картинки, сравнивая их, а не описывать в детальных подробностях. Объясняйте, что цель – дать общее описание и сравнение. Поощряйте беглость речи. Напоминайте учащимся, что если они забыли слово, можно выразить мысль по-другому. На данном этапе не делайте разбор ошибок.
  4. После завершения подготовительного этапа разберите допущенные ошибки с классом.
  5. Несколько пар выступают перед классом.

Формирование навыков дать совет, решить проблему, выдвинуть предположение.

Обучение этим коммуникативным задачам предлагается при работе с темами «Изучение английского языка», «Искусство», «Школа», «Здоровье», «Путешествия».

Этапы:

  1. Подготовительный – расскажите классу о своей проблеме, например бессоннице, чувстве подавленности и др. Пусть учащиеся дадут вам аргументированный совет, используя выражения – речевые клише для данной ситуации.
  2. Установите ограничение во времени, например 2-3 минуты.
  3. Самостоятельная работа учащихся. Поощряйте их использовать речевые клише, делать аргументированные высказывания, опираясь на информацию данную в задании. Записывайте услышанные ошибки.
  4. Несколько учащихся выступают перед классом.
  5. Разбор ошибок.
  6. Учащиеся анализируют ответы друг друга и дают им оценку.

Кроме того, в задании к теме «Школа» ученику предлагается решать школьные проблемы, выступая в роли директора, что позволяет усилить мотивацию коммуникативной ситуации. Ученикам полезно меняться ролями.

Формирование навыка ведения дискуссии

Позволяет совместить эффективное обучение английскому языку с развитием эмоционального интеллекта: самосознания, самоуправления, социальных навыков. Осуществляется при работе с тематическими карточками «Книги и чтение», «Школа», «Средства массовой информации», «Путешествия», Проблемы экологии».

Этапы работы:

  1. предварительный – разделите класс на подгруппы из 3-4 человек;
  2. для каждой из подгрупп установите приоритетное направление в обсуждении данной проблемы – работая в подгруппах, учащиеся планируют аргументацию тех или иных своих идей по поводу обсуждаемой проблемы; напомните им об использовании соответствующих речевых клише;
  3. представитель от каждой подгруппы выступает перед классом.

Формирование навыка расположения описываемых событий в некотором порядке:

- по степени необходимости – карточка к теме «Путешествия»;

– по степени возрастания их важности – карточка к теме "Выбор профессии".

Этапы парной работы:

  1. учащиеся обсуждают, какой этап карьерного роста представлен на каждой картинке и каков был результат каждого шага;
  2. располагают этапы карьерного роста в порядке их прохождения и выступают перед классом.

III. Опыт внедрения методической разработки.

Тематические карточки проходили апробацию в 10 классах и в 11 классах, где проводилась работа по обучению логическому построению высказывания, по выбору адекватного стиля речи, по развитию навыков употребления разнообразного лексического и грамматического материала. Этот кропотливый и долговременный труд позволил сделать предположение о высоких результатах, которые и были подтверждены  во время итоговой аттестации.

Результаты оценки уровня сформированости навыка устной речи в группе учащихся 11 класса:

Характеристика группы: количество – 11 человек, обучение английскому языку со 2-го класса. Группа с сильной мотивацией к изучению предмета.

Для оценки навыков употребления разнообразного лексического материала, полноты освещения тем, адекватности стиля речи была составлена следующая оценочная таблица, которая использовалась во время уроков и при проведении экзамена. Во время итоговой аттестации выпускники показали следующие результаты владения коммуникативными навыками, при этом использовались тематические карточки с картинками:

Таблица 1

Pictures

The number of students revealing positive features

The number of students having mistakes

Questions coverage

9

2

Fluency

10

У одного уч-ся речь недостаточно беглая

Organization

9

2

Solving the problem

10

1

Personal opinion

11

-

Useful expressions
and linking words

Все учащиеся в разной степени

-

Comparing (where necessary)

Все учащиеся в разной степени

-

Для оценивания навыка употребления грамматических структур в устной речи была создана следующая таблица. Во время итогового испытания выпускники показали следующие навыки владения грамматическим материалом:

Таблица 2

Grammar

The number of students
demonstrating positive features

mistakes

Tenses

8

3

Passive voice

7

-

Complex subject

9

2

Modals

9

2

Subjunctive Mood

8

3

Gerund

7

-

Complex object

6

2

Итак:

  • учащиеся продемонстрировали навыки употребления разнообразных грамматических времен в действительном и страдательном залоге, навыки употребления таких структур как сложное дополнение, модальные глаголы (в том числе с инфинитивом), условно-сослагательное наклонение, герундий, сложное подлежащее;
  • выявлена высокая степень организации устного высказывания;
  • 10 человек из 11 продемонстрировали беглость речи;
  • 10 человек раскрыли тему в полном объеме;
  • Все выражали свое мнение,  справились с поставленными перед ними коммуникативными задачами.
  • Группа показала высокий уровень владения коммуникативными навыками при следующих полученных оценках: «5»- 6 человек, «4» - 4 человека, «3» - 1 человек.

IV. Выводы:

  • сравнительный анализ уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся  показал, что при использовании тематических карточек с картинками уровень коммуникативных умений учащихся повысился.
    * в результате обучения с использованием тематических карточек высказывания учащихся приобрели оценочный и аргументативный характер, научились выражать свое мнение по затронутой проблеме, освещать ее ключевые моменты.
  • опыт практической работы над решением исследуемой проблемы – усиления мотивации устной речи в отсутствие языковой среды – показал, что использование тематических карточек позволяет развивать интенсивную учебную деятельность; выявлена актуальность тематических карточек.

(см. Приложение 1)