Комплексная система коррекционно-педагогического воздействия через составление карты психофизического развития детей

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Проводя логопедическое обследование детей, мы обращаем внимание на особенности их психического и речевого развития. У многих первоклассников выявляется пассивность во всех видах деятельности, слабое внимание, снижение памяти. Некоторые из них отличаются сниженной любознательностью, вялостью и апатией при знакомстве с новыми впечатлениями. Для некоторых характерна двигательная расторможенность, импульсивность, они не умеют планировать свои действия, не могут сосредоточиться на каком-либо занятии. Запас сведений и представлений у части детей ограничен, не вполне сформированы навыки интеллектуальной деятельности. Их речь характеризуется бедным словарным запасом, несформированностью грамматических форм, нарушенным звукопроизношением, примитивной формой общения. Выработка плана коррекционно-педагогической работы для таких детей всегда требует индивидуального подхода. Составлению плана работы предшествует тщательное исследование речевых возможностей детей.

Основной задачей в коррекционно-педагогической работе является создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка. Исходным принципом коррекционно-педагогической работы является принцип единства диагностики и коррекции развития.

На основании диагностических данных предоставляется возможность построить комплексную психокоррекционную программу, направленную на смягчение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в развитии ребёнка. В осуществлении данной программы должны принимать участие все необходимые специалисты (врачи, дефектологи, логопеды, психологи, педагоги и др.).

Выбор «траектории» развития ребёнка зависит от проведенной комплексной диагностики и создании индивидуальной коррекционно-развивающей программы, исходя из потенциальных возможностей ребёнка. Однако каждый специалист заполняет свою документацию, делает выводы, заключения, рекомендации для ребёнка.

Для объединения всех диагностических данных о ребёнке в МОУ СОШ №7 Советского района г. Красноярска была разработана компактная блок-схема, отражающая объективное развитие ребёнка. Эту блок-схему можно использовать в целом для группы-класса, как в школе, так и ДОУ. Названа блок-схема – графическая карта комплексного психофизического развития. С 2006 года по 2008 год проводилась экспериментальная работа.

Графическая карта комплексного психофизического развития позволяет составить комплексную коррекционно-развивающую программу с учётом личностно-ориентированного подхода к проблемам каждого ребёнка и группы-класса в целом.

Оформление графическая карта комплексного психофизического развития может быть выполнено в цветном варианте или в нумерации списочного состава группы-класса. Кроме того, составляя ежегодно графическую карту комплексного психофизического развития можно проводить анализ-срез по развитию детей, анализировать работу каждого специалиста. (Приложение№1-2: «Графическая карта комплексного развития»; «Табличный вариант карты»)

Графическая карта комплексного психофизического развития рациональна, удобна, наглядна, динамична в работе и эффективна. Мобильная блок-схема может быть использована в учреждениях разного типа, где работают узкие специалиста: логопеды, дефектологи, психологи, медики разного профиля и др.

С помощью данной графической карты комплексного психофизического развития можно достаточно качественно увидеть результативность коррекционно-развивающего процесса.

На I этапе – поступающие дети проходят дифференцированное обследование специалистов. После чего заполняется карта актуального развития, затем планируется проведение консилиумов. (Приложение № 2. «Личная карта развития на начало года»)

На II этапе – проводится промежуточная коррекционно-развивающая работа (примерно через полгода после поступления ребёнка).

На III этапе – обобщаются итоги за год. Делается аналитический отчёт перед администрацией – результаты деятельности (качественный и количественный в % - ом выражении).

Что же предполагает комплексная карта развития и коррекции?

  1. Наглядное заполнение карты психофизического развития ребёнка при поступлении в образовательное учреждение.
  2. Выявление индивидуально-типологических особенностей ребёнка.
  3. Построение модели общей и индивидуализированной коррекции недостатков развития.
  4. Подбор наиболее доступных приемов и методов работы с созданием «зоны ближайшего развития» и её системности.
  5. Комплексная, поэтапная коррекция дефектов развития ребёнка и их компенсация.
  6. Совместное взаимодействие специалистов (логопеда, психолога, дефектолога, медика и др.) по выбору оптимальных и рациональных педагогических технологий для коррекции дефектов развития ребёнка или их компенсации.
  7. Наиболее доступная и наглядная степень контроля в управлении. Своего рода административный ресурс получения информации, для более объективной оценки качества работы специалистов.

В дальнейшем, приступая к занятиям, дефектолог-логопед находится в постоянном рабочем контакте с врачом, психологом, педагогом, учитывает общесоматическое состояние ребёнка, некоторые его перегрузки, например дополнительное обследование у других специалистов и т.п. В планировании коррекционно-педагогической работы входит составление перспективного плана индивидуальных и групповых занятий, составление индивидуальных задач, программ и выбор приемов преодоления речевых расстройств каждого больного, которые фиксируются в индивидуальной карте. В данной карте записываются личные данные ребёнка (фамилия, имя, возраст), наличие левшества, заключение о речевом, неврологическом и соматическом статусе, задачи, приемы и результаты коррекционно-педагогической работы.

Психолого-медико-педагогический консилиум играет в нашей системе школьной психолого-логопедической деятельности особую, очень важную роль. Психолого-медико-педагогический консилиум представляет собой организованную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой стратегии сопровождения ребенка в процессе его обучения, а также определение ученических групп. Консилиум позволяет нам объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный психолог и логопед. И на основе целостного видения ученика с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития мы разрабатываем и реализуем общую линию его дальнейшего обучения и развития. Консилиум позволяет нам объединять усилия всех субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, намечать программу индивидуального сопровождения и распределять обязанности и ответственность за ее реализацию.

Психолог и логопед выносит на консилиум результаты диагностики – наблюдения, экспертные опросы педагогов и родителей, обследования школьников. Обсуждению на консилиуме подлежат аналитические материалы: описание психологических особенностей обучения и поведения, наличие отклонений или нарушений в развитии, особенности психического и речевого развития, выявленные в обследовании и возможные формы сопровождения. Классный руководитель дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения учащегося.

Единая работа всех специалистов, своевременное и качественное ведение банка данных детей и как результат, система коррекционно-развивающей работы, особенно актуальна в связи с вопросом интеграции детей с ограниченными возможностями в условия массовой школы.

Приложение №1. «Графическая карта комплексного развития»; «Табличный вариант карты»

Приложение №2. «Личная карта развития на начало года»