Географический турнир по теме "Население мира" (обобщение знаний). 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


Знания – это только тогда знания, когда они приобретены усилиями своего мозга, а не твоей памятью.
Л.Н. Толстой

Задачи:

  • повторить, закрепить и проверить знания уч-ся по основным темам раздела: «География населения мира»;
  • проверить знание основных терминов, умения работать с картами;
  • продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов), учить выступать публично;
  • развивать интерес к предмету;
  • способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека;
  • формирование ответственности, самостоятельности, умения работать в группе, способствовать формированию коллективного решения.

Оборудование: 

  • атласы; 
  • иллюстрации;
  • картосхемы к теме;
  • карточки с заданиями;
  • деревянный бочонок;
  • грамоты.

Форма организации: групповая  - участвуют 2 команды (по 5- 6 человек)

Жюри (2 чел.) – каждый правильный ответ оценивается одним баллом

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Представление команд.

На протяжении нескольких уроков мы изучали материал и важный раздел курса 10 кл. – население мира. Еще в 40-е годы Н.Н. Баранский резко критиковал авторов географических книг за недооценку вопросов, связанных с населением. «Человека забыли!» - писал он. Теперь география населения мира стала одной из главных ветвей экономической и социальной географии, получившей очень большое развитие.

На протяжении нескольких уроков мы изучали материал этого важного раздела курса, и сегодня мы проверим прочность ваших знаний.

2. Конкурсная программа с использованием презентации:

I конкурс: Разминка – «БЛИЦ - ВОПРОС» - население в цифрах

 Задача команд объяснить, что обозначают эти цифры.

  • 400
  • 22-8 = 14
  • 4-5 тыс.
  • 48 ч/км²
  • 47,5%    
  1. 6,6 млрд. чел
  2. 15-20 млн.
  3. 4000
  4. 1,344 млрд. чел
  5. 8 млрд. чел.
Ответы:
  • кол-во городов – миллионеров
  • формула Еп, мир
  • кол-во этносов
  • ср. плотность населения
  • коэффициент урбанизации в мире 
Ответы:
  • численность населения, 2008 г.
  • кол-во сельских населенных пунктов
  • кол-во городов в начале 21 века
  • численность населения Китая, 2006 г.
  • прогноз численности населения на 2025 г.

II конкурс: «ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?» - прокомментируйте содержание понятий

  • агломерация
  • Ватикан
  • воспроизводство
  • демографический взрыв
  • демография
  • депопуляция
  • ЭАН
  • эмиграция
  • демографическая политика
  • иммигрант
  • мегалополис
  • Мекка
  • миграция
  • синтоизм
  • урбанизация
  • этнос

III конкурс: «НАЗОВИ СТРАНУ»

  1. Страна – гигант по численности населения.
  2. Страна – карлик по численности населения.
  3. Самая многонациональная страна.
  4. Страна – город, где 100% городского населения.
  5. Страна с наибольшей ожидаемой продолжительностью жизни в 21 веке
  6. Страна – лидер по плотности населения (кроме стран-карликов)
  7. Двунациональные страны.
  8. Страна, девиз дем. политики которой: «Нас двое – нам двоих».
  9. Страна, девиз дем. политики которой: «Одна семья – один ребенок».
  10. Эта страна попала в книгу рекордов Гиннеса в номинации «Дефицит женщин».
  11. Самая низкая доля детей (14%)
  12. Самая высокая доля детей (50%)    
  1. Китай
  2. Ватикан
  3. Индия
  4. Сингапур
  5. Япония
  6. Бангладеш
  7. Канада, Бельгия
  8. Индия
  9. Китай
  10. Катар
  11. Италия
  12. Нигер

 IV конкурс: Геотест – «В ДЕБРЯХ КОВАРНЫХ ВОПРОСОВ»


1.    Какое из перечисленных государств возглавляет королева Великобритании?

а) Ямайка 
б) Коста-Рика
в) Гана
г) Шри-Ланка                         

Ответ: (а)

2.    Кто является главой государства Н.Зеландия?

а) президент США                
б) король Испании       
в) император Японии           
г) королева Великобритании                                                     
Ответ: (г)

3.    Исторически первым городом – «миллионером» был:

а) Токио             
б) Рим               
в) Рио-де-Жанейро
г) Лондон

Ответ: (б)

4.    Какого статуса домов сумели добиться от властей англичане?

а) цитадель      
б) крепость        
в) бункер            
г) блиндаж

Ответ: (б)

5.    В какой стране национальная одежда кимоно?

а) Китай          
б) Корея
в) Япония
г) Индия     

Ответ:(в)

6.    Когда национальные границы  совпадают с политическими, образуются государства:

а) многонациональные          
б) двунациональные   
в) однонациональные 
г) самостоятельные

Ответ: (в)

7.    Женщины какой страны носят сари ?

а) Япония
б) Греция
в) Индия
г) Монголия

Ответ: (в)

8.    Как почтительно обращаются к мужчинам в Польше?

а) мсье
б) пан
в) сэр
г) дон

Ответ: (б)

9.    И житель Сеула, и житель Пхеньяна – это:

а) кореец
б) китаец
в) вьетнамец 
г) монгол

Ответ: (а)

10.    Какая из этих достопримечательностей находится в Индии?

а) Фудзияма
б) Колизей
в) Тадж -Махал
г) Тауэр 

Ответ: (в)

11.    Какой город удостоен титула «вечный город»?

а) Киев
б) Каир
в) Стамбул
г) Рим

Ответ: (г)

12.    Какому из этих слов «дал жизнь» немецкий город Кельн ?

а) кулон 
б) одеколон
в) колье 
г) колония

Ответ: (б)

13.    Перемещение иностранных ученых, инженеров, врачей, спортсменов и других специалистов высокой квалификации:

а) «утечка мускулов»
б) «утечка денег»       
в) «утечка знаний»
г) «утечка мозгов» 

Ответ: (г)

14.    Какой город является центром трех мировых религий?

а) Иерусалим
б) Москва
в) Рим
г) Стамбул

Ответ: (а)

V конкурс: «СТОЛИЦЫ- АНАГРАММЫ»

С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нем буквы так, чтобы получилась столица государства. В этом вам тоже помогут подсказки.

 Учитель раздает карточки с заданием для каждой команды.

  1. Антоним ссоры - …. (на реке Тибр, «вечный город»)                                            
  2. Питерская водная артерия - …. ( на Дунае, «столица вальсов»)                            
  3. Пешеходная улица Москвы - …. (в Африке, «апельсиновая столицы»)               
  4. Сахарный остров - …. (в Закавказье, на Каспийском море)                                    
  5. Планета – богиня - … (на реке Раздан, в Закавказье)                                              
  6. Медвежья ягода - …. (в Ю-В Азии, на о-ве Лусон)                                                 
  7. Основное занятие детей и актеров - …( на реке Даугава, в Прибалтике)             
  8. Очень приличная леди на английский манер - …. (на р. Джамма, в Азии)           
  9. Глазные шторки - .. (на р. Днепр, в Вост. Европе)                                                   
  10. Бывает красная, черная, кабачковая, баклажанная - ..(на р. Нил, С-В Африки)   
Ответы:
  1. мир – Рим
  2. Нева – Вена
  3. Арбат – Рабат
  4. Куба – Баку
  5. Венера – Ереван
  6. Малина – Манила
  7. игра – Рига
  8. леди – Дели
  9. веки – Киев
  10. икра – Каир
VI конкурс: «ЗАМОРОЧКИ  ИЗ БОЧКИ»

(участники команд вытаскивают из бочонка карточки с вопросами).

  1. В Нью-Йорке больше ирландцев, чем в Дублине, больше евреев, чем в Тель-Авиве, есть своя «Малая Италия», свой «Чайна-Таун». Чем вы объясните современную многонациональную структур США? (коренное население США было практически истреблено, а современнее жители США являются потомками мигрантов из различных стран мира)

  2. В чем различие половозрастных пирамид 1 и 2-го типа воспроизводства? (по рис.)

  3. Люди в этих населенных пунктах живут очень уединенно. Связь с внешним миром осуществляется преимущественно с помощью телефона и радио. О какой форме расселения идет речь? В каких странах она распространена? (жизнь на ферме, сельская рассеянная форма расселения; Канада, США, Австралия)

  4. Влияет ли религия на тип воспроизводства? Ответ обоснуйте. (мусульманство поощряет ранние  и обязательные браки, многодетность, многоженство, отрицательно относится к демографической политике; это способствует высокому Еп, большой доле молодых возрастов в возрастной структуре населения и как следствие 1-му типу воспроизводства населения)

  5. Древнегреческий математик и философ Пифагор, рассматривавший человеческую жизнь в аспекте времен года, предлагал различать в ней четыре сезона: весну (детство), лето (молодость), осень (зрелость), зиму (старость). Руководствуясь какими критериями можно отнести население страны к тому или иному времени года? (эти критерии – показатели Р, С, Еп)

  6. Что влияет (факторы) на воспроизводство населения?

  7. Какие критерии лежат в основе разделения человечества на государства? Какие государства по преобладающей нации существуют? (национальные критерии; однонациональные, двунациональные, многонациональные)

  8. Какие крупные скопления населения существуют в современном мире? (Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Европа, побережье Атлантического океана  - С-В США)

  9. Что такое субурбанизация? какой вид внутренних миграций характерен для этого процесса? Как связаны между собой субурбанизация и развитие агломераций? (С. – процесс роста пригородных зон городов и городов – спутников, что приводит к постоянной маятниковой миграции между пригородом и центром города, С. – способствует «расползанию агломераций»)

  10. Чем характеризуется понятие «качество населения»?

  11. Какова была причина «белой  эмиграции» в России? (политическая)

  12. В какой стране на португальском говорят в 14 раз больше людей, чем в Португалии? (Бразилии)

VII конкурс: «ВЕРИШЬ – НЕ ВЕРИШЬ» (правильны ли утверждения?)
1) Урбанизация – это слияние городов -
2) Буддизм распространен в Новой Зеландии -
3) Высокий уровень рождаемости характерен для Кении +
4) 70% населения проживает на 7% суши +
5) Плотно заселены тропические пустыни, тайга, тундра -
6) Турция, Пакистан, Индия – страны иммиграции -
7) 90% прироста населения приходится на РС +
8) В начале 21 века в пятерку крупнейших агломераций будут входить агломерации таких городов как Токио, Мехико, Сан-Паулу +
1) Деревенская форма расселения характерна для России, З. Европы +
2) Лучшими городами по качеству жизни признаны – Берн, Ванкувер, Вена, Цюрих +  
3) Китайцы, хиндустанцы, американцы – крупнейшие народы мира +  
4) В мире количество женщин превышает количество мужчин -
5) Синтоизм – мировая религия -
6) Более половины населения З. сосредоточена в 5- км полосе вдоль побережья +
7) Второй тип воспроизводства характерен для ЭРС -
8) Арабское население З. исповедует ислам +

VII конкурс: «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» (сценки) – команды показывают друг другу сценки и задают вопросы.

№1. Диалог между мужем и женой.

Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.

Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, о планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж: Ой, господи, ну чего тебе не хватает дорогая? У нас есть все: у каждого – велосипед, в каждой комнате – телевизор, есть видео. Скоро сложим все наши зарплаты и доплаты и купим мини сауну и видеокамеру.

Жена: Нет, нет, я не хочу этого … Я хочу … ребенка!

Муж: Да ты с ума сошла!

№2. Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

1-й: Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.

2-й: А у тебя все тот же старенький «Пежо».

1-й: Да … Да … Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем обо мне? Твоя кузина сказала мне, что купил шикарный дом в пригороде. В общем богатеешь! …

2-й: Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!

Вопросы:

  • В каких странах могут происходить данные сцены?
  • К какому типу воспроизводства можно отнести эти сценки?
  • Что называется демографической политикой?
  • Куда направлена дем. политика стран, отображенных в данных сценках?

3. Жюри подводит итоги игры.

4. Награждение команд (сладкие призы, грамоты)

Литература:

  1. Агеева И.Д. – Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004, 240 с.
  2. Морозова Л.П. – Олимпиады по географии. 10 класс. – Волгоград: ИТД Корифей, 2006, 128 с.
  3. Романова А.Ф. – Экономическая и социальная география мира в вопросах и ответах – Волгоград: Учитель, 2007, 158 с.