Цель: научить учащихся пользоваться таблицей умножения и деления на три для нахождения одной трети числа.
Задачи:
Образовательная:
- продолжить;
- познакомить с понятием треть числа;
- закрепить смысл умножения и деления, раскрытие сути арифметических действий умножения и деления на 3;
- совершенствовать навыки устного счета;
- продолжать формировать навыки устных вычислений.
Воспитательная:
- воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, усидчивость.
Развивающая:
- развивать речь учащихся, психофизические процессы и мыслительные операции (внимание, логическое мышление, память, анализ, синтез, умение сравнивать и обобщать);
- развивать интерес к урокам математики.
Оборудование:
Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, блокнот с цифрами для устного счета, цветной мел.
I. Орг. момент.
- Сегодня тема "Умножение и деление на 3". Познакомимся с понятием "треть числа". Начнем как всегда с устного счета. Приготовьте свои блокноты.
II. Устный счет.
- Сумма двух чисел равна 46. Одно из них 6. Чему равно другое число? (40) Как узнали?
- Разность двух чисел 5. Одно из чисел - 24. Покажи другое число (19) Как узнали?
- Сумма чисел 12 и 7 равна... (19)
- Найдите сумму чисел 8 и 7,7 и 6.(1 5, 13) Как считали?
- Найдите разность чисел 12 и 6, 20 и 5, 30 и 5 (6, 15, 25)
- Сколько единиц нужно прибавить к каждому из чисел: 15, 12, 18, 16, 19, чтобы получит 20? (Учитель записывает числа на доске) (5, 8, 2, 4,1 )
- Покажи число, которое больше 19 на 3? (22) Меньше 19 на 3? (16)
- Какое число больше 12 на 3 и меньше 18 на 3? (15)
- Разность чисел 27 и 0 равна...(27)
- Сумма чисел 30 и 20 равна...(50)
- Что такое умножение? (Сумма одинаковы слагаемых)
- Какие слагаемые можно заменит умножением? (Только одинаковые)
- Что значит найти половину числа? Одну вторую часть? (Чтобы найти половину какого-нибудь числа, надо это число разделить на 2)
- При умножении числа 2 на 0 будет...? (Ноль)
- Молодцы!
III. Изучение нового материалаю.
Учитель: Ребята, давайте представим, что к вам придут гости, и вас попросили положить на стол ложку, вилку, нож для каждого. Всего за столом будут сидеть 5 человек. Сколько предметов вам нужно взять? (Дети выходят к доске и предлагают свои варианты решения задачи)
1-й ученик: Я каждому положу по одной вилке, значит вилок будет 5, по одному ножу и их тоже будет 5, по одной ложке - их будет 5.
5+5+5 = 15 предметов.
2-й ученик: Я каждому положу по одной вилке, значит, вилок будет 5, по одному ножу и их тоже будет 5, по одной ложке - их будет 5.
5*3=15 предметов.
3-й ученик: Я каждому сразу положу по одной вилке, одной ложке и одному ножу, т.е. всего три предмета, а гостей 5. По 3 я возьму 5 раз.
3+3+3+3+3=15. Этот пример можно записать короче, т.к. у нас одинаковые слагаемые 3*5=15.
Учитель: Посмотрите, сколько решений у нас получилось. Давайте посмотрим, как вы считали? А теперь посмотрим, как справились с заданием наши друзья Волк и Заяц. Кто из них посчитал быстрее и почему? (Работа с учебником, с.58)
Давайте объясним действия Волка и Зайца.
Дети: Волк решал эту задачу сложением и получил число 15, а Заяц решал умножением и тоже получил 15. Заяц решил задачу быстрее, потому что заменил сумму одинаковых слагаемых умножением, а это быстрее. Заяц решал так,что каждому нужно было дать по три предмета, всего было 5 человек, т.е. 3+3+3+3+3=15, т.к. слагаемые одинаковые (3), то можно заменить умножением 3 брали 5 раз, 3*5=15
Учитель: - Молодцы! А можно ли заменить умножением такой пример (пишет на доске) 3+3+3+3+3+2 =? 3+6+3+3=?
Дети: нет нельзя, потому что слагаемые разные числа.
Учитель: - Хорошо. Приготовьте, пожалуйста, фишки. Я предлагаю вам выполнить такое задание: попробуйте с помощью фишек решить и объяснить следующий пример: 3*0=? вспомните правило. (Дети пытаются решить пример)
Учитель: У кого сколько получилось? Кто может рассказать как решать такой пример?
1-й ученик: Число 3 показывает сколько фишек надо взять, я взял три фишки.
Второе число показывает, сколько раз мы повторим 3, это 0, но у меня же осталось три фишки... Я не знаю, что делать дальше.
Учитель: Кто продолжит дальше или предложит свой способ? 2-й ученик: Число 3 мы должны взять 0 раз, значит мы должны выложить О фишек.
3-й ученик: А я взял ноль фишек и повторил 3 раза, у меня получился 0, то -0 * 3=0
Учитель: Давайте сделаем вывод: при умножении числа на ноль мы получим (ноль)
- Молодцы! Продолжаем работу с фишками. Сейчас мы будем искать треть числа - это понятие для вас новое, будьте внимательны! Выложите 6 фишек. Как нам найти треть от 6?
Дети: Чтобы найти треть какого-нибудь числа, надо это число разделить на 3. Учитель: Теперь вы можете назвать мне треть от числа 6? Покажите это на фишках.
треть числа 6
треть числа 6
треть числа 6
Дети: Разделить число на 3 - это значит найти его треть (одну третью часть числа) (Дети повторяют хором, затем вразбивку все правила)
Учитель: - Очень хорошо! Вспомните, как умножение связано с делением? (Деление - это обратное действие умножения).
Учитель: Давайте посмотрим на таблицу умножения и деления на 3 и проверим, так ли это:
3*1=3
3:3=1
3*2=6
6:3= 2 и т.д. (дети хором читают таблицу)
IV. Первичное закрепление.
№ 159 (у) Работа с учебником с. 59
Проверь, правильно ли сделаны записи: 3x3=9 3x4=12
№160. Вычисли с помощью фишек:
3*2=
3*7=
3*9=
3*6=
3*1=
3*5=
№161. Сравни результаты умножения на калькуляторе.
3*8 и 8*3
3*6 и 6*3
3*4 и 4*3
Учитель: - Что вы заметили? Какой вывод можно сделать? (от перестановки мест чисел при умножении значение не меняется)
Работа в рабочей тетради. Записываем число, классная работа. Строчка чистописания - цифра 3. № 163. Задача. (Работа детей у доски).
На сколько квадратов разделен каждый четырехугольник? Посчитай разными способами.
Учитель: Как будем считать? Сколько рядов? Сколько в одном ряду квадратов? Выберите удобный способ.
Дети: 3 ряда, 4 квадрата в каждом, т.е. по 3 взяли 4 раза. 1-й способ: 3+3+3+3=12 (квадратов), 2-й способ: 3x4=12 (квадратов). Удобнее считать умножением.
Учитель: Давайте вспомним, какое действие является обратным действию умножения? (деление)
№166. (Работа детей у доски)
Используя таблицу умножения на 3 , выполни деление:
6:3
12:3
27:3
21:3
9:3
3:3
18:3
24:3
15:3
V. Физ.минутка.
- Ребята, встаньте возле своих парт, давайте немного отдохнем.
Вам нужно будет выполнять движения по тексту стихотворения. Я посмотрю, кто внимательно слушает.
Раз - согнуться, разогнуться.
Два - в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
VI. Работа над закреплением.
- Сейчас мы будем работать в тетрадях на печатной основе. С. 43, №136.
Работаем парами, решаем, потом меняемся тетрадями.
№138. Задача.
Решение: 3*6=18 (м.)
Ответ: 18 матрешек в трех комплектах.
Игра "Сон".
- Я загадала число, оно состоит из трех десятков, ноля единиц, вычла 18. прибавила 6, вычла 7, прибавила 5, вычла И. Запишите получившееся число в блокноте. У вас должна получиться ваша отметка за урок. (5).
VII. Подведение итогов.
- С чем мы сегодня познакомились на уроке? Какие задания вам понравились? Какие задания были трудными для вас? Учитель отмечает детей, которые хорошо работали на уроке.
VIII. Домашнее задание.
Учебник с. 59 правило, № 162, р.т. с.44 №140, №141 (запись на доске и объяснение домашнего задания).