Воспитание – процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
Планирование воспитательной деятельности - процесс необыкновенно сложный. Трудности планирования объясняются многочисленными источниками воспитательного влияния на детей, разрозненностью факторов воздействия. Предусмотреть все, с чем предстоит встретиться на пути воспитания, невозможно. Но представляется вполне реальным объединить разные факторы влияния, процессы воздействия, сделать управляемыми некоторые стихийные силы воспитания. План учебно-воспитательной работы в определенной степени и является такой программой.
Примерный план воспитательной работы классного руководителя:
- Характеристика класса.
- Воспитательные задачи и организация класса.
- Работа классного руководителя с учителями класса.
- Организация воспитывающей деятельности с коллективом класса.
Направления деятельности:
- учебно-познавательная, методическая;
- общественно-патриотическая;
- нравственно-правовая;
- спортивно-оздоровительная;
- художественная;
- трудовая;
- свободное общение.
- Индивидуальная работа с учащимися.
- Работа с органами ученического самоуправления.
- Работа с родителями.
Вся воспитательная работа с детьми моего класса строилась на принципах, заложенных в Уставе, на основе личностно - ориентированного подхода. Ставя в центр воспитания развитие личностных качеств ребенка, необходимых ему в современной жизни, стремлюсь к тому, чтобы мои ученики вышли из стен школы людьми, готовыми к преодолению трудностей, способными выдержать конкуренцию на рынке труда, реализовать себя в различных видах деятельности.
Для комплексной организации воспитательной работы также были определены темы каждого месяца.
Постоянной, годной на все случаи жизни, структуры плана, разумеется, нет. Она не может быть шаблонной. Структура зависит от сложившегося опыта планирования, традиций, специфики школы и других конкретных факторов. Важно, чтобы она была целесообразной, удобной для работы и включала все необходимые направления воспитания.