Урок по физике на тему "Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Образовательная: познакомиться с прибором для измерения силы, его устройством и принципом действия, научиться измерять силы динамометром.
  • Развивающая: развивать навыки экспериментальной работы, умение применять знания в нестандартных ситуациях, творческие способности учащихся к исследовательскому труду. Формирование умения высказывать умозаключения; развитие самостоятельности в суждениях
  • Воспитательная: воспитывать умение работать в группе, коммуникабельность, любознательность, трудолюбие и аккуратность, воспитание инициативы и самостоятельности в достижении поставленной цели.

Тип урока:  комбинированный
Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой; набор грузов; штатив с муфтой, лапкой и кольцом.

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.

Фирдоуси, персидский поэт,
940-1030 гг

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.  Сегодня на уроке вам предстоит:

  • познакомиться с новым измерительным прибором,
  • рассмотреть принцип его действия,
  • научиться пользоваться  им,
  • выполнить практическое  задание.

2. Повторение изученного материала.

Фронтальный опрос.

  • Что такое сила?
  • Какие силы вы знаете?
  • Что называется деформацией ?
  • Какие виды деформации вы знаете.

Из приведенных слов составьте два определения физических величин: сила, мер масса, взаимодействия, инертности, характеристика, тел.

Работа по карточкам. Л.346*, 348* ,338 *

Работа у доски.

Определите силу тяжести, действующую на сосновый брус размерами 5х10х400 см3. Плотность сосны 400 кг/м3.

Сегодня  вам на уроке предстоит познакомиться с прибором, который служит для измерения силы  рассмотреть его устройство и принцип действия, научиться пользоваться им. 

3. Изучение нового материала. (Кроссворд. Слайды)

1.

2. Мера взаимодействия тел.

3. Единицы измерения силы.

4. Мельчайшая частица химического элемента.

5. Мера инертности тела.

6. Величина которую можно измерить с помощью мензурки.

7. Основная единица длины в Международной системе единиц.

8.

Я под мышкой посижу
и что делать укажу:
или разрешу гулять,
или уложу в кровать.

9.

10. Крашенное коромысло через реку повисло.

Для измерения силы используют  – прибор динамометр   (греч. "динамис" – сила).

Основные его части – упругая пружина со стрелкой, движущейся по шкале.

Действие прибора основано на уравновешивании измеряемой силы силой упругости пружины.

Демонстрация динамометров различной конструкции.

Динамическая пауза. Если вы со мной согласны, то руки поднимаем вверх, если нет в стороны.

  1. На два тела одинаковой массы, но разного объема находятся ни поверхности стола.   действует одинаковая сила тяжести. (Да)
  2. На листья падающие, на землю  действует сила  упругости. (Нет)
  3. Сила упругости  векторная физическая величина. (Да)
  4. Динамометр – это прибор для измерения объема. (Нет)
  5. Единица измерения силы Ньютон. (Да)
  6. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз. (Да)

Решение экспериментальной задачи. Градуирование пружины и измерение сил динамометром

У вас на столах находится оборудование, которое позволит вам сделать прибор для измерения силы тяжести.

Просмотр комплекта оборудования: штатив, динамометр с заклеенной бумагой шкалой, комплект грузов по 100г, деревянные и металлические бруски.

Инструкционная карта

  1. Закрепите динамометр с закрытой шкалой вертикально в лапке     штатива.
  2. Отметьте горизонтальной чертой, начальное положение указателя динамометра, – это будет нулевое деление шкалы.
  3. Подвесьте к крючку динамометра груз, масса которого100 г. На этот груз действует сила тяжести, равная 1 Н. Новое положение указателя динамометра также отметьте горизонтальной чертой на бумаге.
  4. Затем подвешивайте к динамометру второй, третий, четвертый грузы той же массы и делайте отметки на бумаге.
  5. Снимите динамометр со штатива и против горизонтальных черточек, начиная с верхней проставьте числа 0, 1, 2, 3, 4,… Выше числа 0 напишите: «ньютон»

Вы дополнили прибор шкалой, а теперь проверьте себя:

  • Измерьте расстояние между соседними точками, объясните результат измерений.

Одинаковы ли будут расстояния между соседними черточками? (Да.)

Почему? (Потому что согласно закону Гука, сила упругости пружины, увеличивается во столько раз, во сколько увеличивается ее удлинение.)

  • Получите шкалу с ценой деления 0,1 Н.
  • А для этого давайте вспомним, как определяется цена деления прибора.

Для этого расстояния между отметками 0 и 1; 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4 и далее делят на десять равных частей. Так можно сделать, учитывая, что сила упругости пружины увеличивается во столько раз, во сколько увеличивается ее удлинение. Это следует из закона Гука.

  1. Измерьте вашим динамометром вес предложенного тела, предмета находящегося на парте.
  2. Снимите бумагу и сравните свою шкалу с фабричной. Измерьте  динамометром вес предложенного тела и сравните с предыдущим значением.

Закрепление.

  • С каким прибором вы сегодня познакомились?
  • Что значит проградуировать прибор?
  • Что измеряют с помощью динамометра?

V. Итог урока

Итак, мы с вами познакомились с прибором для измерения силы, и принципом его действия, научились измерять силу с помощью динамометра.
Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: § 28, упр.10