Разработка урока в 10-м классе по теме "Демографическая политика"

Цель урока: познакомить учащихся с демографической политикой в странах с разным типом воспроизводства населения.
Учебно-воспитательные задачи:
- Формирование знаний о географии населения, как об одной из главных ветвей экономической и социальной географии
- Формирование понятия "демографическая политика"
- Выявление закономерностей динамики численности населения
- Совершенствование самостоятельных навыков работы со статистическим материалом
- Воспитание чувства долга, ответственности, коллективизма, толерантности, учитывая обычаи, культуру, семейные традиции, религии разных народов.
Оборудование:
- учебники, атласы,
- статистический материал,
- глоссарий,
- политическая карта мира,
- мультимедиа.
Тип урока: комбинированный с применением СИТ
Методы:
- объяснительно-эллюстративный,
- частично-поисковый
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Этап знаний - незнаний.
Повторение известного учащимся материала (об изменении численности населения).
Учитель:
- Итак, сегодня мы продолжаем изучать тему "Население мира" (см. приложение).
- Какие разделы этой темы вам уже известны? (ответы).
- Но, а теперь немного статистики.
- Численность Земли более 6 млрд. человек,
- Каждую секунду появляется на свет 3 ребенка,
- Каждую минуту 175 человек,
- Каждый час - 10,4 тыс. человек,
- Каждые сутки - 250 тыс. новых Землян,
- Каждую неделю на Земле добавляется новый город, например как Гамбург - 1,5 млн. человек,
- Каждый месяц появляется население такой страны, как Австрия - 8 млн. человек.
- Но есть и такой печальный фактор, который приводит к смерти. Это недоедание. Обратите внимание на карту, где показана доля населения, получающая недостаточное питание. Как вы видите самый высокий показатель 35% приходится на какие страны? (Африка, Южная Азия, Монголия).
- В целом в мире систематически недоедают 815 млн. человек.
- И ежедневно умирают в мире 35 тыс. человек. Можно подсчитать, что примерно за 3 недели, с учетом воспроизводства населения, может умереть город с численностью 1,5 млн. человек.
- Но, несмотря на это, жизнь продолжается и за тот же год на Земле рождается 96 млн. маленьких человечков.
- И в заключении обратимся к карте "Типы воспроизводства населения". Назовите страны с 1 и 2 типом воспроизводства населения.
- 1 - до 12 человек на 1000 жителей
- 2 - свыше 12 человек.
- Если бы, начиная с поры, жившей за 10 тыс. лет до н. э., человеческий род ежегодно увеличивался на 1% , то к настоящему времени из человеческих тел образовался бы шар диаметром в несколько световых лет, а поверхность его увеличивалась со скоростью, в несколько раз превышающей скорость света.
- Конечно же, зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности Земного шара.
- Начало эры 230 млн. человек -> более 6 млрд. человек (слайд).
- В конце 18 в. английский ученый Томас Мальтус в своей книге "Опыт о законе народонаселения" доказал, что рост продуктов питания все больше отстает от роста населения и тем самым заложил основы "Демографической политики", которая является также одним из разделов темы "Население мира". Об этом мы и будем говорить.
1) выявлять особенности демографической политики
2) выделять проблемы
3) находить пути их решения
Учащиеся:
Создание проблемной ситуации о демографической политике (беседа, слайдовые презентации, глоссарий)
- Как вы считаете, что такое демографическая политика? (ответ).
- Посмотрим глоссарий (читаем) - определение.
- Значит, основными показателями демографической политики является: (рождаемость и естественное движение населения). Мы с вами уже говорили о 1 и 2 типе воспроизводства населения, а что значит нулевой и отрицательный? (ответ).
III. Этап решения новой учебной задачи.
Демографическая политика в странах с разными типами воспроизводства населения (методы, знаковая фиксация, тетради, слайды, театрализованное представление, дебаты)
Учитель:
- Но, а сейчас мы создадим исследовательские группы - по разным типам воспроизводства населения для того, чтобы выяснить, как они могут влиять на демографическую политику (подготовка 5 мин.)
Учащиеся:
- Выступление представителей из групп.
- На доске записываются примеры стран.
- Показ их на политической карте мира.
Учитель:
Спасибо!
- Ребята, а вы давно были в театре? Тогда я предлагаю вам принять участие в мини-спектакле. Кто желает?
Учащиеся:
Сценка I.
Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.
Первый: Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль "Мерседес", а два года назад, как я помню, был "Ситроен", и костюм за тысячу долларов.
Второй: А у тебя все тот же старенький "Пежо".
Первый: Да! Да! Старенький "Пежо", милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!..
Второй: Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого! (обыграли сюжет).
Учитель:
- Спасибо, а сейчас антракт - физ. минутка.
Учащиеся:
Сценка II.
Диалог между мужем и женой.
Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.
Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.
Муж: Ой, Господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого - велосипед, в каждой комнате - телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!
Жена: Нет, нет, я не хочу этого: Я хочу ребенка!
Муж: Да ты с ума сошла!
Учитель:
- Спасибо. В каких странах могут происходить данные действия? Назовите типы воспроизводства населения?
- А мы вновь вернемся к странам, а точнее к России. Недавно В.В. Путин отвечал на вопросы граждан, среди которых были и вопросы по нашей теме. Внимательно ознакомьтесь с текстами предложенных вам газет и найдите основные моменты, связанные с демографической политикой (дебаты).
IV. Рефлексия урока.
Видеосюжет, моно и диалог с представителем городского кабинета планирования семьи.
- Но, а теперь предлагаю посмотреть, что думают и говорят о демографической политике ваши сверстники и преподаватели (видеоролик).
- Всех нас интересует демографическая ситуация и в городе. Поэтому я пригласила на наш урок Светлану Владимировну Груничеву - заведующую городским кабинетом планирования семьи. (Выступление)
Вопросы? Спасибо!
Заключительное слово учителя.
Представьте себя депутатами городского совета. Какие мероприятия, предложения, могли бы вы внести для улучшения демографической ситуации у нас в городе? (дебаты)
- Многие ваши предложения заслуживают внимания и они, возможно, могут повлиять на демографическую ситуацию у нас в городе.
Оценка знаний учащихся
V. Домашнее задание.
Творческое
Подготовить презентации в компьютерном или рукописном варианте о демографической ситуации в ваше расширенной семье (это с учетом ближайших родственников, бабушек, дедушек и т.д.)