Прежде чем начать писать,
я задаю себе три вопроса:
что хочу написать, как
написать и для чего написать?
М. Горький
Развитие речи младших школьников – является важнейшей задачей, стоящей перед каждым учителем. Наибольшие трудности при этом возникают при формировании умения писать сочинения. В своей практике подготовительную работу к написанию сочинений я начинаю с первого класса. Считаю, что одним из важнейших навыков при работе над сочинением, является умение детей правильно определять тему высказывания. Процесс написания сочинения, разумеется, включает в себя множество других умений (составление плана, знание композиции, определение жанра, понимание основной мысли, озаглавливание и т. д.), но в данной статье я остановлюсь только на формировании умения определять тему высказывания. “Ты говоришь не о том”, “Я тебя спрашиваю не об этом”, “Написано не на тему”, “Тема раскрыта не полностью” - такие замечания часто слышит ученик, когда учитель характеризует его ответы, изложения и сочинения. И в самом деле, чрезвычайно важно научиться осознавать содержание темы и основную мысль своего высказывания.
“В сочинении, написанном учеником, ставятся и решаются определённые вопросы (проблемы), в какой-то мере значимые, интересные как для самого автора, так и для тех, кто будет знакомиться с его работой. Поэтому любой автор, прежде чем приступить к сочинению, должен ясно себе представить: о чём он хочет рассказать читателю, для чего он должен об этом рассказать, как он будет это делать. Иными словами школьник должен определить тему, основную мысль своего сочинения, способ и стиль изложения материала.
Тема ученического – сочинения это вопрос, который разрешает автор в своём сочинении, это то, о чём в сочинении говорится. Основная мысль сочинения – это ответ на поставленный темой вопрос” “Термин “тема” употребляется до сего времени в двух значениях. Одни понимают под темой жизненный материал, взятый для изображения. Другие – основную общественную проблему, поставленную в произведении... Более правильным (хотя отнюдь не исключающим в ряде случаев первого) представляется второе определение”. Это определение, как и множество ему подобных, имеет в виду тему художественного произведения, созданного читателем.
Говоря о школьном сочинении, можно ограничиться определением темы как предметом сочинения: тема – это то, о чём говорится в сочинении, вопрос, который раскрывается в нём.
Устные рассказы проводятся с первых дней обучения в школе, а письменные – несколько позднее (с конца первого класса). Чем раньше будет введена самостоятельная устная и письменная речь учащихся, тем легче она будет развиваться впоследствии.
Устные рассказики в период обучения грамоте невелики по объёму, просты по содержанию. Однако рассказы высоко эмоциональны. Нужно учить детей рассказывать на заданную тему, строить правильно предложения, подбирать слова. Очень помогают вопросы: о чём ты рассказал? о чём рассказ? Первоклассники учатся простейшему обобщению.
Исключительно велика роль картин, прогулок, экскурсий, которые дают детям не только материал, но и настраивают их на рассказывание: возникают мотивы, вызывающие желание рассказать о виденном, пережитом, поделиться с другими ребятами. Рассказыванию способствуют инсценировки произведений, чтение, пересказ прочитанного. В 1 классе особенно необходимы игровые и занимательные элементы в развитии речи: шутки, загадки, сценки, импровизации, конкурсы.
Дети любят рассказывать, но записать рассказ ещё не могут, кроме записи отдельных слов. Однако и одно слово может быть равнозначно целому тексту, если этим словом названа картина. Например, “школа”, ”лес”. Слово как бы обобщает устный текст – рассказ или беседу. Поэтому первые слова, которые первоклассники записывают в тетрадях, нужно брать из живой речи. Они пишут слова, которые возникли в их сознании из желания выразить своё чувство, впечатление, свою мысль – результат сообразительности.
Например, дети были на экскурсии в парке, любовались краснеющей рябиной. В классе они вспоминают и пишут слово рябина, которое в данном случае обобщает для них массу впечатлений и является сочинением. Рассмотрев картинку в азбуке, рассказав, что на ней нарисовано, дети пишут – зима, и это тоже для них сочинение, так как за словом зима – масса впечатлений, воспоминаний, эмоций.
Прослушав и прочитав загадку, дети с увлечением ищут отгадку. Нашли: это, например, гриб. Пусть они напишут это слово: за ним стоит яркий художественный образ.
В 1 классе очень важно сформировать у детей понятие “тема”, зачем она нужна в повседневной жизни. На уроках в 1-м классе я ставлю следующие цели:1) сформировать у детей понятие о том, что тема объединяет различные предметы, явления по главному схожему признаку; 2) понимание темы помогает быстрее найти нужный предмет.
Например, играя в “Покупки”, дети учатся правильно выбирать нужный магазин, где они обязательно смогут купить нужную им вещь. Булка – в магазине “Хлеб”, книга – в магазине “Книги”, таблетки – в “Аптеке”. Умение группировать предметы по темам - поможет быстро найти нужную книгу в библиотеке, книги расположены по жанрам, по писателям и т.д. Важно, чтобы ученики осознали понятие “темы”, как признака, основы работы с информацией, в том числе и языковой. Дети отбирают, группируют предметы, явления по темам. Например, в классном шкафу есть полочки с разными названиями: “Изо”, “Технология”, “Математика” и т. д. Дети по заданию учителя быстро находят необходимый предмет или сами кладут предмет на нужную полочку. Причём очень важно учить детей определять тему сначала у предметов, затем слов, предложений и наконец текстов. Работая с группой слов (корова, собака, кошка, гусь, волк), первоклассники называют тему “Домашние животные” - лишнее слово (волк). Определив тему “Звери” - дети называют лишнее слово (гусь). Поскольку первоклассники ещё не овладели навыком письма, работаю с разрезными предложениями (индивидуальными). В конверте лежат полоски с такими предложениями: “Идёт урок”, “Тает снег”, “Ученики решают задачу”, “Звенит капель”, “Появились подснежники”. Дети распределяют предложения на две темы “Весна” и “Школа”, объясняют свой выбор, составляют рассказы, придумывают свои предложения по темам.
(Подробнее работу на уроке в 1 классе смотри в Приложении 1).
Постепенно на уроках подвожу детей к тому, что они сами формулируют мысль – тема очень важна, придаёт всему смысл. Умение определить тему помогает в жизни сориентироваться, найти нужную вещь очень быстро, располагая предметы по темам - первоклассники выбирают самый важный, существенный признак, который и эти предметы объединяет, учатся составлять текст так, чтобы он был понятен окружающим, для этого отбирают предложения на одну тему.
При работе над сочинением во 2-м классе много внимания уделяю отработке понятий широкая и узкая тема. Если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются перед нею, не могут раскрыть её достаточно глубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. В начальной школе широкие темы непосильны. Тема “Осень” настолько широка, что школьник не может даже приблизиться к её раскрытию, хотя бы потому, что объём его сочинения мал. Отбор материала не может пройти целенаправленно, так как цель сочинения не ясна из формулировки темы.
Предлагаю фрагмент урока на отработку понятий “широкая” и “узкая” тема.
(На партах у детей лежит коробочка с фишками. Конверт с полосками, на которых записаны названия тем. На доске то же самое, только крупнее. Учитель работает на доске, ученики - за партами.)
- Ребята, рассмотрите названия тем, прочтите вслух, разложите на партах в столбик.
- Зима.
- Зимой в лесу.
- Птицы зимой.
- Как зимуют звери.
- Зимние забавы.
- О ком (чём) можно рассказать на тему “Зима”? (Дети отвечают: “О снеге” (кладут фишку напротив названия темы “Зима”). “ О животных зимой”– фишка. “О зимних играх” – фишка. “О деревьях” – фишка, и т. д.). Так, последовательно ребята выкладывают фишки возле каждой темы.
“Зима” - лес, животные, снег, игры, труд людей... (до
7 фишек)
“Зимой в лесу” - деревья, птицы, звери, красота
леса (4-5 фишек)
“Птицы зимой” - о птицах (1 фишка)
“Как зимуют звери” - о зверях (1 фишка)
“Зимние забавы” - о зимних играх (1 фишка)
- Около какой темы больше фишек? (у темы
“Зима”)
- Это широкая тема.
- Какую ещё тему можно назвать широкой? (“Зимой
в лесу”, так как там тоже много фишек)
- Почему эти темы широкие? (Можно рассказать о
большом количестве предметов и явлений)
- А какие темы узкие? (3, 4, 5)
- Почему их можно назвать узкими? (Можно
рассказать об одном предмете или явлении)
Дети делают вывод: широкой темой называют такую тему, на которую можно рассказать о нескольких предметах и явлениях, на узкую – об одном.
Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков детских сочинений, но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всём, что хотя бы отдалённо связывается в их сознании с темой. Иными словами тема оказывается неточно понятой. Очень важно, чтобы дети учились писать в сочинении только главные самые важные сведения, отбрасывать лишние.
Предлагаю фрагмент урока во 2-м классе, где отрабатываются понятия “главные и второстепенные сведения”.
(У детей на партах конверты с разрезными предложениями, полоски синего и красного цвета, снежинки)
- Объясните, что значит “главные сведения,
факты”? (Очень важные, без них текст неточный,
непонятный)
- Что значит “второстепенные факты”? (Без них
можно обойтись, в тексте они лишние)
- Сегодня мы попробуем разобрать, какие сведения
в тексте главные, а какие второстепенные.
Учитель предлагает тему “Как звери зимуют”
- На какие две группы можно разделить зверей
зимой? (спят, не спят)
- Что можно рассказать о звере, который спит?
- Место спячки.
- Особенности спячки.
- Как кормится. (Дети выкладывают 3 полоски красного цвета)
- Что можно рассказать о звере, который не спит?
- Жилище.
- Еда.
- Как передвигается по снегу.
- Какая шубка. (Дети выкладывают полоски синего цвета)
- Сколько предложений напишем о спящем звере? Сколько о не спящем? (уберите полоски)
Далее идёт работа с разрезными предложениями.
На доске текст о медведе.
- В берлоге медведь спокойно спит всю зиму.
- В феврале у медведя меняется на лапах кожа.
- Сила у медведя велика.
- Медведь любит разорять муравейники.
- При шуме возле берлоги он просыпается и вылезает наружу.
- Зимой он живёт за счёт жира, который накопил за лето и осень.
- Ест он растительную пищу.
- Найдите предложения, в которых говорится о
том, что происходит с медведем зимой. (1, 2, 5, 6)
- Выложите возле этих предложений снежинки.
- Возле каких предложений снежинок нет? (3, 4, 7)
- Почему возле них нет снежинок? (Они не на тему
“Как звери зимуют”)
- Нужны ли эти предложения нам в тексте? (Нет,
они лишние, второстепенные, не главные. В них
содержится информация, к другой теме)
- Следовательно, отложим эти предложения в
сторону, потому что они второстепенные,
без них можно обойтись.
- Без каких предложений нельзя обойтись в тексте? (Возле
которых лежат снежинки)
- Эти предложения главные.
- Расставьте предложения в логической
последовательности. (1, 5, 6, 2)
- Прочтите текст, запишите его в тетради.
Во 2-м классе, работая над понятием “тема”, следует чаще задавать вопросы: “Какая тема у этого рассказа, сказки”. После просмотра спектаклей, кино – спрашивать “На какую тему этот спектакль”.
Предлагаю несколько упражнений, которые можно провести во 2 – м классе для отработки понятий “широкая” и “узкая” тема, отбор материала по теме, определение границ темы, сведения существенные и второстепенные.
1. Широкая и узкая тема.
На доске записаны темы:
- Птицы улетают.
- Осень наступила.
- Золотая осень.
- Как мы собирали листья.
Учитель спрашивает: “О чём будете рассказывать по каждой теме? Какие слова показывают, чем будут различаться будущие тексты? Какой текст самый длинный?” (2) – здесь можно обо всём рассказать, и о птицах, и о деревьях, и о сборе листьев
- Какой текст проще составить? (1, 4)
- Составьте текст (1 или 4), нарисуйте
иллюстрацию к своему устному рассказу. Затем
анализ и выставка работ.
2. Отбор материала.
Можно проводить не анализ тем, а анализ конкретных высказываний с точки зрения рассмотрения темы “Весенний наряд парка”
Учитель просит назвать лишнее из предложенных на доске предложений
- На рябине висят красные гроздья ягод.
- Весело щебечут птицы.
- Листья берёз пожелтели.
- От лёгкого ветерка дрожат красные листья осин.
- Было очень тепло.
- Скоро звери начнут готовиться к зиме.
Лишние предложения (2, 5, 6)
- На альбомный лист запиши одно из оставшихся предложений, нарисуй иллюстрацию.
2 вариант задания к данным предложениям
Предлагаю две темы “Осенний наряд парка” и “Осень”
- К какой теме подойдут все предложения?
3. Замысел.
Анализ названия предложенной темы с точки зрения возможных вариантов замысла.
Лучше брать два диаметрально противоположных варианта.
Осенью в лесу.
- Красиво.
- Грустно.
Сочинения получатся разными в зависимости от того 1-й или 2-й вариант замысла выберет ребёнок.
В 3 классе работа по определению границ темы, отбор материала по теме, осознание широты темы высказывания продолжается. На мой взгляд, полезны упражнения по анализу негативных детских сочинений и сочинений, служащих образцом. Методистами не раз ставился вопрос о значении анализа образца как одного из приёмов подготовки к сочинению. Одни считают, что образец сковывает, вызывает подражание, лишает детей самостоятельности: они повторяют чужие мысли и слова. Другие утверждают, что образец необходим: он наглядно показывает, что и как может быть написано на такую тему, и это для детей понятнее, чем любые объяснения.
“Известная подражательность, зависимость сочинений учащегося от пленившего его поэтического произведения, право не должна пугать преподавателя, – это многих славный путь”
В некоторых случаях предлагаются для анализа ученические сочинения, на материале которых показываются не достоинства, а типичные недочёты. Анализ сочинений помогает ученикам избежать типичных ошибок и недочётов.
Пример сочинений по теме “Снег идёт”
1. Я посмотрела в окно. В воздухе кружились снежинки, мне захотелось потрогать их. Я быстро оделась и выбежала на улицу. Несколько снежинок упали мне на ладошку. Какие они все разные и красивые! Снежинки напомнили мне кружево. Я долго ловила их и ни разу не нашла две одинаковые снежинки. Мне стало весело и радостно, будто наступил праздник.
Это сочинение можно считать образцом: здесь есть развитие мысли, логически последовательно построены предложения в тексте. Правильно отобран материал, соответствует теме, нет лишних предложений.
2. Начались морозы. Выпало много снега. Зимой можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках и лыжах с горки. Снег спасает деревья от морозов. В этом году выпало много снега. Я не люблю идти по улице во время снегопада.
Это просто набор предложений о зиме.
3. Зима так красива! Зимой часто идёт снег. Он укрывает всё вокруг. Я так люблю снег.
Сказано мало. Нет развития мысли.
В 4 классе следует предлагать детям самостоятельный выбор темы сочинения. “Напишите что-нибудь о прошедших каникулах, что именно определите сами и озаглавьте своё сочинение. Тему выбирайте узкую, соблюдайте границы темы, тщательно отбирайте материал, пишите только главные сведения”. Кроме того к 4-му классу учитель особое внимание обращает на выразительность, эмоциональность высказываний, на собственное отношение к тому, что ученик пишет. Зачастую у юных авторов бывает ложный пафос в высказываниях. В стремлении “разукрасить” своё сочинение “цветистыми” фразами, они неоправданно много используют вычурных или штампованных определений.
Предлагаю отрывок из сочинения “Зима наступила”.
“Быстро пролетело красное лето. Кончилась золотая осень. Наступила вьюжная зима. Поля покрылись белоснежной скатертью…”
В погоне за красотой фраз, ученик забыл о теме сочинения. Не следовало упоминать о лете и осени, надо было написать о первых днях зимы, поле еще не может быть покрыто белоснежной скатертью и упоминание о вьюжной зиме тоже преждевременно. Ученик употребил прилагательные не по теме, сочинение не стало интереснее при их использовании.
Работу над раскрытием темы сочинения в 1-4 классах можно представить таблицей.
Тема | ||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Отработка понятий | - тема объединяет; - помогает найти нужное |
- тема широкая и узкая; - границы темы; - отбор материала по теме |
- анализ образцов | - самостоятельный выбор темы; - средства выразительности |
В заключение следует сказать, что научить детей умению писать так, чтобы всё в сочинении было подчинено раскрытию темы и выражению основной мысли, очень сложная и трудоёмкая работа. Юным авторам хочется напомнить пожелание Н.А.Некрасова, чтобы при составлении текста “словам было тесно, а мыслям просторно”.
Список использованной литературы:
- Т.А. Ладыженская. Развивайте дар слова. М. – Просвещение, 1990
- Г.Л. Абрамович. Введение в литературоведение. М. – Просвещение, 1975
- К.Б. Бархин. Культура слова. М. 1930, с.157