Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Фонетика. Орфоэпия. Звуки речи"

Разделы: Русский язык


Приложение

Слайд 1. Тема: Фонетика. Орфоэпия. Звуки речи.

Слайд 2. Цели:

  • совершенствовать умение учащихся анализировать звучащую речь;
  • закреплять умения сопоставлять звук и обозначающую его на письме букву (буквы);
  • производить частичный анализ слов;
  • тренировать фонематический слух учащихся;
  • учить сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов;
  • ввести термин «фонетика».

Оборудование:

  • Памятка «Как готовиться к выразительному чтению текста.»
  • Памятка «Что такое выразительное чтение?»

Ход урока:

1. Введение.

- Как вы думаете, ребята, какая речь – устная или письменная – главнее?
(Главнее речь устная.)

- Мы больше говорим или пишем?
(Больше говорим. Письменная речь возникла на базе устной речи, поэтому для звуков подобраны соответствующие условные знаки – буквы.)

- Какие звуки мы слышим в жизни?
(Звуки шагов, гудки, пение птиц, шуршание листьев и так далее.)

- Вспомните, как «общаются» домашние животные? Какие звуки, кроме привычных «ку-ка-ре-ку», «мяу», «гав-гав» они умеют издавать?
( «ко-ко-ко», «мур-мур», «р-р-р».)

- Что они хотят «сказать» друг другу или нам, людям?

- Чем такая речь отличается от человеческой?

2. Разминка.

- А теперь проверим, умеете ли вы слушать и слышать. Я произношу слова, а вы хором повторяете.
По'нял, [шт]обы, коне[шн]о, магази'н, ан[тэ]нна, а[тэ]лье, ин[тэ]рнат, ка[фэ], ку[пэ], мо[дэ]ль, муз`[э]й, [тэ]мп, шосс[э].

- Молодцы!

- Как вы думаете, чем звуки человеческой речи отличаются от гудков, шуршания, пения птиц?
(Они образуют слова.)

- Вот наш первый вывод:

Слайд 3.

3. Игра «Внимательно слушай!»

  • Какими звуками различаются слова «дом» и «дым»?
  • Какими звуками различаются слова «дом» и «том»?
  • Какими звуками различаются слова «балки» и «палки»?
  • Как превратить мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число? Произнесите эти слова парами. Какими звуками они различаются?

Слайд 4.

(Мел – мель [Л ]– [Л`]
Угол – уголь [Л] –[ Л`]
Шест – шесть[ Т] –[ Т`])

Слайд 5 .

--Что стоит посередине ЗЕМЛИ?
(Звук М).

4. Молодцы! Вот перед вами слово ЗЕМЛ`И. Ударение падает на второй слог. Я почему-то вспомнила такие строчки: «Ударение над гласной может сделать букву ясной». Кто внимательный и расшифрует мне скрытое в слове правило?

(З`ЕМЛИ)

- Вот ребята знают стишки о безударных гласных. Послушайте их внимательно.

1 ученик рассказывает стихотворение:

Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье.
Слайд 6. соснА, водА, делА, травА,
Проверить надо все слова.
Безударный гласный – стоп!
Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте,
Удареньем проверяйте.
Слайд 6. сОсны, вОды, трАвы, дЕло,
А теперь пишите смело!

2 ученик рассказывает стихотворение:

Слайд 7.

селО, гнездО, соснА, веснА.
Одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
Коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
Подскажут гласную они:
сЁла, гнЁзда, вЁсны и, конечно, сОсны.

5.Чтение учащимися теоретического материала о звуках речи и работа над термином фонетика. (п. 31, «Русский язык. Теория»)

  • Словарно-орфографическая работа.

Слайд 8. Фонетика

- Подберете слова, содержащие корень –фон.

Слайд 9. (Уясняя значение термина, учащиеся называют слова Телефон, мегафон, магнитофон, таксофон, микрофон, фонотека, фонограмма)

6. Выполнение упражнения 384.

Слайд 10. Орфоэпия.

- Нередко стихотворная рифма помогает произносить слова правильно.

Слайд 11, 12, 13. Прочитайте правильно…

7. Орфоэпическая минутка «Проверь себя!» Выполнение упражнения 386.

- Какую орфограмму увидели в слове ДОМОЙ?

Слайд 14 .

- Какую орфограмму вы встретили в словах СКАЗКА, ДРУГ?

- Обратите внимание, какие звуки произносятся на месте букв Ё Ю Я в словах ЁЛКА, ЮЛА, ЯД.

8. Так какие две важные орфограммы не уяснить без знания фонетики?

(«Проверяемая безударная гласная в корне слова» и «Проверяемая парная согласная в корне слова».)

9. Сопоставление орфографической и звуковой записи слов.

Слайд 15. упр. 387.

10. Чтение учащимися опорного материала на стр. 131 в пособии «Русский язык. Практика» и Памятки «Как подготовиться к выразительному чтению текста.» в пособии «Русская речь. 5-7 классы».

- Прочитайте текст К.Станиславского выразительно, соблюдая правильное произношение, ударение, отчётливо выговаривая слова. Какова основная мысль текста?

Слайд 16. Текст.

11. Выразительное чтение учащимися стихотворения из упражнения 388.

- Молодцы! Сегодня мы узнали на уроке, что изучает раздел русского языка «Фонетика», что такое орфоэпия, что такое звуки речи и какую роль они играют в слове.

Научились составлять звуковую запись слов, то есть транскрипцию.

Повторили две орфограммы, которые не уяснить без знаний по фонетике, это: «Проверяемые безударные гласные в корне слова» и «Проверяемые парные согласные па конце слова или перед другим согласным».

На будущее познакомились с особенностью букв Е, Ё, Ю, Я.

Слайд 17. Домашнее задание.

Приложение