Изучение художественной летописи родного края в рамках исследовательской деятельности в общеобразовательной школе позволяет не только расширить знания о культуре, но и, самое главное, “зримо увидеть” и прочувствовать значение и нравственную ценность труда творческого человека.
Творчество Галины Юрьевны Мысливцевой, искусствоведа, мастера живописного слова, не только вдохновляет к самостоятельной творческой деятельности, но и выступает действенным примером высокого служения родному Омску в области культуры.
Трепетно перелистывая творческие страницы жизни омского искусства, Галина Юрьевна интерпретирует для нас необъятное живописное пространство. Читая ее статьи, мы открываем для себя мир творческого труда, неустанных поисков, одухотворенных мечтаний, бережного отношения к людям, к истории и культуре родного города, – пишет в своем исследовании, посвященном творчеству искусствоведа, одна из моих учениц.
Г.Ю.Мысливцева, как автор многочисленных публикаций, рассказывает нам о необыкновенных судьбах людей, созидающих красоту во благо процветания родного города. Она выступает в роли куратора выставок, проводимых как на родной омской земле, так и за ее пределами. Статьи Галины Юрьевны отличают простота и ясность изложения, музыкальность слова, графическая утонченность и композиционная логичность построения искусствоведческого материала.
Биографическая “кладовая” художника. Бережное, философски вдумчивое прикосновение к творческому замыслу мастера. Взаимосвязь жизненного и воображаемого в звучащей палитре художника. И, наконец, вечная тема, возвышающая взаимоотношения, – “Учителя и ученики”, – вот вопросы, на которые мои ученики, как юные исследователи в области искусства, находят ответы в статьях Галины Юрьевны.
Так в чем же ценность публикаций искусствоведа? Какие нравственные уроки–опыты постигают учащиеся, читая, анализируя, любуясь “одухотворенным пространством слова” подаренным Галиной Юрьевной? Почему после чтения ее статей рождается желание не только вновь и вновь обратиться к их изучению, но и, самое главное, пофантазировать вместе с искусствоведом, выстраивая собственную концепцию художественного образа?
На постижение смысла творчества, деятельности человека, которое невозможно “без переживания чувства радости, удивления”, и приглашает искусствовед читателей на страницы своих творческих работ. [5]
Чтение учащимися статьи искусствоведа “Мир, который создает Николай Холодов” явилось стимулом рождения воображаемой встречи Реалиста (зритель), художника (Николай Холодов) и искусствоведа (Г.Ю. Мысливцева). [6]
Реалист (зритель): Маэстро, в ваших работах “слишком много отступлений от натуры: кисти рябины за окном приближаются по размеру к человеческой фигуре на переднем плане; девичья фигурка оказывается меньше букета или подсолнуха”.
Николай Холодов: Но разве это не правда? Разве вы никогда не ощущали своей малости перед лицом природы?
Галина Юрьевна: Возможно, “в картинах Николая Холодова достаточно нарушений внешнего соответствия изображения реальности, но в том, что касается отображения сущности явлений, художник не ошибается”.
Прием “игра – беседа” с искусствоведом настолько понравился учащимся, что получил свое дальнейшее продолжение и при чтении статей, посвященных анализу художественного стиля омских художников Николая Горбунова и Евгения Дорохова. [7]
Творчество Евгения Дорохова учащиеся изучали на протяжении нескольких лет. Вместе с художником они открывали тайны древней культуры омского Прииртышья во время археологических раскопок [1], “бороздили” небесные дали [2], “купались в подсолнуховом море” [3], и даже отстаивали “интересы омской реки” [4].
В статьях “Художник в знаковом поле архаики” [8] и “Все и во всем”, или Художник и архаика” [9] искусствовед не только помогает понять смысловое содержание художественных творений автора, но и учит без громких лозунгов и помпезных речей бережному отношению к культуре родного края.
Галина Юрьевна приглашает посетить одну из выставок омского художника и задуматься о красоте своего собственного мира. Наполнен ли он музыкой и цветами? Чтение статьи “Летящие букеты” приоткрывает и ожидания художника: воспитать своего зрителя, способного непосредственно переживать и понимать увиденное. [10]
Искусствовед: Любите ли вы цветы? Часто ли получаете их в подарок? Евгений Дорохов дарит своим зрителям целые охапки цветов, и трудно оторвать глаза от его букетов. А были ли вы в гостях у художника? Нет? Надо сказать, что и его мастерская напоминает жилище знахаря – всюду сухие букеты, травы, весной – сирень и черемуха, а летом – свежие полевые цветы. Наблюдая за миром растений, изучая их форму, художник неизменно связывает образ цветка с человеческими эмоциями. Эмоциями проникнуты пластика и ритм движения букетов, линии рисунка – мягкие или порывистые, цветовые аккорды – то тихие, то звучные.
Посетитель выставки: На художественной выставке представлены “абстрактные работы”…
Искусствовед: Но разве, слушая музыку, мы непременно требуем ее объяснения? Так же музыкальны ритмы, силуэты, сочетания цветов и оттенков в листах художника. Принять их или отвергнуть – каждый решает сам! Мысль о хрупкости и уязвимости жизни была схвачена и остается в нас”.
Посетитель выставки: Как разобраться во всей этой красоте?
Искусствовед: Называя свои букеты подобно тематическим композициям, Евгений Дорохов приглашает вступить с ним в сотворчество, будит воображение и фантазию. В пластике двух ярко-красных цветов из “Приглашения на танец” (1990) есть нечто, ассоциативно связывающее их с устремленными друг другу человеческими фигурками. Замедленная грация лепестков-рук в прозрачной, обладающей плотностью воды среде завораживает, включает в ритм ожидаемого танца, уже заданный дрожащими вертикалями стекающей краски и причудливыми контурами искривленных кругов и овалов”.
Посетитель выставки: Живопись художника требует длительного и внимательного рассмотрения. Благодаря ее многослойности, сложности глазу открываются все новые и новые нюансы цвета, детали рисунка, тонкости фигуры”.
Искусствовед: Язык “чистой” формы, на котором говорит художник, предполагает понимание этого языка зрителем. Как известно, у каждого художника свой зритель. У Евгения Дорохова – это романтик, эстет, философ. С одной стороны, человек, непосредственно переживающий форму, ритм ее беспокойного движения, а с другой – интеллектуал, стремящийся извлечь смысл из увиденного, создать широкое ассоциативное поле”.
Яркое, пышно цветущее, зовущее к себе “ассоциативное поле” помогает учащимся, и “окунуться” в тайны художественного замысла автора, красоту искусствоведческого слова, и, самое главное, вызывает желание на белых чистых листах сотворить свой мир красоты.
– Интересно, а с каким пространством может ассоциироваться у вас творчество Геннадия Штабнова? – Галина Юрьевна вновь обращается к своим любознательным читателям. [11]
– Конечно, перед глазами возникает индустриальный пейзаж, тема земли и неба, тема ценностного отношения к деятельности человека,- учащиеся совместно с искусствоведом переживают значимые для себя идеалы. [12]
Рассказывая о поисках живописцем “своего пространства”, вводя элементы мастер-класса художественного анализа работ художника, искусствовед увлекает учащихся игрой “с лежащей на поверхности метафорой”.
Современные школьники мало себе представляют, что такое романтика, молодежные стройки, трудовые свершения и порывы, и только ожидание волшебства и чудесных превращений напоминают им кукольные декорации из детства. Галина Юрьевна приближает понимание исторического времени посредством “снятия тайного начала” с творческого замысла художника.
Так, заманчивый образ “сельской идиллии”, индустриальные пейзажи с фигурами девушек-строительниц изображенные А. Темеревым [13] завораживают “романтикой молодежных строек и трудных дорог (серия “БАМ”, 1978)”. Отражение же жизни в “быстро бегущей воде” и “чуткость к преобразующей силе света, способного одним лучом пробить брешь в обыденности и серости” погружают в мир творчества Евгения Гурова [14], где реальность соединяется с фантастическими образами мифов, преданий, снов.
Г.Ю. Мысливцева знакомит нас и с творчеством Бориса Торика, персональная выставка которого проходила в музее “Либеров-центр”. На ней были представлены эскизы декораций и костюмов, портреты людей театра и афиши, фотографии Б. Торика на сцене и материалы из домашнего архива”. Автор статьи передала образное ощущение “спектакля, созданного художником и напомнила о непреходящих ценностях”. [15]
– Почему мы не проходим сквозь стены? – Так необычно начинает эссе о творчестве еще одного омского художника Галина Юрьевна. Вместе с искусствоведом учащиеся отправляются в творческое путешествие по …эскизам костюмов, которые “у Сергея Федоричева они столь же изящны, как и его миниатюрные работы. Среди них есть чрезвычайно сложные, филигранные костюмы, например, для “Мухи-Цокотухи”. Есть исторические костюмы для “Царя Емельяна Пугачева”. Для каждого персонажа “Игры в фанты” художник придумал гротескные костюмы”. [16]
Галина Юрьевна только слегка приоткрыла занавес в мир театрального закулисья, но уже увлекла учащихся на создание эскизов сказочных костюмов.
Статья “О доме, о мире и единстве противоположностей” [17] заинтересовала учащихся возможностью сравнить свои представления о доме с представлениями самого художника и реальностью претворения своей мечты – рождения своего собственного жилища, используя разнообразные декоративные материалы.
Надо отметить, что искусствоведом за многие годы кропотливого труда собрана бесценная “галерея поисков художников”, в которой особое внимание уделено изучению творчества учеников – учителей. [18] Можно назвать такие ее статьи, как “Друзья и годы” [19], “Михаил Разумов” [20], “Куклы под дождем” [21], приобщающие учащихся к эмоционально – нравственному опыту отношения к деятельности старшего поколения.
Галина Юрьевна жила, работала в городе Омске. В нашей памяти она будет жить вечно: свою любовь к омским улицам, площадям, паркам, омскому искусству щедро подарила нам, показывая пример неравнодушия “к Месту, где всем нам выпало жить”.
Ее статьи “Река и город. О формировании художественного образа Омска в изобразительном искусстве” [22], “Место и время” [23], “Себя – познающий – ландшафт. Опыт интерпретации визуальных и вербальных текстов” [24], “Художник и город” [25] служат примером высокой гражданской позиции по отношению к культурному достоянию, которое нам доверено изучать и сохранять.
Публикации искусствоведа направляют к профессиональному изучению культуры, способствуют развитию навыков исследовательской деятельности, открывают широкие возможности в предоставлении своего опыта на городских, Региональных Научно-Практических конференциях, Либеровских искусствоведческих чтениях, Этических чтениях, Всероссийском историческом конкурсе старшеклассников “Человек в истории. Россия ХХ век”, Всероссийском Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”.
Деятельность Галины Юрьевны служит действенным вдохновляющим примером для учащихся и выпускников нашей школы. Так, в 2004 году юные искусствоведы принимали участие в работе Регионального научно-практического семинара в форме Круглого стола “Малые музеи в контексте местной культуры”, в 2005 году – в работе научно-практической конференции с участием регионов Сибири и Казахстана “Реки Сибири и их образы в динамике природного и культурного ландшафта” [27]. Вышли в свет и ряд авторских публикаций моих выпускников: Пилипчук Натальи – в Журнале – Путешествие для подрастающих детей “Поднять паруса” / [26], Ермаковой Ирины, Серковой Олеси, Мазуровой Ульяны – в Тетраде № 1 Апрельских детских искусствоведческих чтений, посвященных народному художнику России А.Н. Либерову (2002–2006 годы) [29], Мариной Ксении – в материалах муниципальной конференции обучающихся “Шаги в науку” [30].
Овладение учащимися в рамках исследовательской деятельности знаниями в области искусствоведения способствует не только развитию познавательного интереса к изучению родной культуры, но и становлению ценностного отношения к миру, формированию нравственного, эстетического, гражданского сознания.
Наше творческое сотрудничество с Галиной Юрьевной Мысливцевой началось в 1997 году, в начале декабря 2008 года прервался ее земной путь, но ее слово продолжает звучать на уроках, в детских творческих работах.
“Нам трудно примириться со смертью; мы говорим, что человек продолжает себя в детях, в делах, что он живет в памяти людей”, – строки из книги Симона Соловейчика “Педагогика для всех” [28] звучат как слова нашей светлой памяти в честь омского искусствоведа Галины Юрьевны Мысливцевой, так рано покинувшей мир, оставив незавершенными многие и многие свои идеи.
Источники:
- Исследовательский проект учащейся школы “Архаика и современность. На материале творчества Е.Дорохова”. 2001.
- Исследовательский проект учащейся школы “Живопись звездного неба. На материале творчества Е.Дорохова”, 2002.
- Исследовательский проект учащейся школы “Солнечный цветок. Творчество Е. Дорохова”, 2003.
- Исследовательский проект учащейся школы “Я люблю омские реки. На материале творчества Е. Дорохова”. 2004.
- Мысливцева Г.Ю. Услышать музыку Вселенной // Вечерний Омск 14 октября. – Омск: 1994.
- Мысливцева Г.Ю. Мир, который создает Николай Холодов // Вечерний Омск 25 октября. – Омск: 1994.
- Мысливцева Г.Ю. Путешествие с чародеем // Иртыш: Альманах. – Омск: 1995.
- Мысливцева Г.Ю. Художник в знаковом поле архаики // Вестник Ассоциации “Открытый музей” № 1. – Красноярск: 1998.
- Мысливцева Г.Ю. “Все и во всем”, или Художник и архаика // Вечерний Омск 25 октября. – Омск: 1997.
- Мысливцева Г.Ю. Летящие букеты Евгения Дорохова // Город № 4. – Омск: 1996.
- Мысливцева Г.Ю., Мысливцева А.Б. Индустриальные пейзажи Г.А. Штабнова // Сибирский пейзаж: пространство мифов. – Омск: 2000.
- Мысливцева Г.Ю. Земля и небо в творчестве Г.А. Штабнова // Художественная жизнь Сибири. ХХ век. – Омск: 2002.
- Мысливцева Г.Ю. Мир образов А. Темерева // Декабрьские диалоги Вып. 4. Материалы научной конференции памяти Ф.В. Мелехина 21–22 декабря 2000 г. – Омск: 2001.
- Мысливцева Г.Ю. Е.В. Гуров // Ассоциированные школы ЮНЕСКО в Сибири № 3 (5). – Омск: 2002.
- Мысливцева Г.Ю. Творческий портрет // Ассоциированные школы ЮНЕСКО в Сибири № 4 (6). – Омск: 2003.
- Мысливцева Г.Ю. Художник в стенах театра (эссе о творчестве Сергея Федоричева) // Декабрьские диалоги Вып. 5 Часть 1. – Омск: 2003.
- Мысливцева Г.Ю. Татьяна Колточихина. О доме, о мире и единстве противоположностей // Омский домовой 2–9 апреля (№ 13). – Омск: 2004.
- Учителя и ученики. Связь поколений. – Омск: 2001.
- Друзья и годы: Учитель и ученики. – Омск: 1994.
- Мысливцева Г.Ю. Учитель и ученики Михаил Разумов // Ассоциированные школы ЮНЕСКО в Сибири № 1 (3). – Омск: 2002.
- Мысливцева Г.Ю. “Куклы под дождем” // Ассоциированные Школы ЮНЕСКО в Сибири № 2 (4). – Омск: 2002.
- Мысливцева Г.Ю. “Река и город”. О формировании художественного образа Омска в изобразительном искусстве // Первые омские искусствоведческие чтения. – Омск: 1996/97.
- Мысливцева Г.Ю. Место и время // Мир увлечений №7. – Омск: 2001.
- Мысливцева Г.Ю. “Себя – познающий – ландшафт” Опыт интерпретации визуальных и вербальных текстов // Складчина Литературная газета №3 июнь. – Омск: 2003.
- Мысливцева Г.Ю. Художник и город. К проблеме социального заказа (Монументально-декоративное искусство в Омске. 1960–1970-е годы) // Культурологические исследования в Сибири. – Омск: 1999
- Поднять паруса. Журнал – путешествие для подрастающих детей. № 1, ноябрь. – Омск, 2005, С. 30.
- Реки Сибири и их образы в динамике природного и культурного ландшафта. В рамках проекта “Реки Сибири”. Материалы научно- практической конференции с участием регионов Сибири и Казахстана.– Омск, 20–22 сентября 2005 год: ООО “Издательский дом “ЛЕО”, 2006. – С. 109.
- Соловейчик С.Л. Педагогика для всех.– 2-е изд. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000. – 496 с.: ил.
- Тетрадь № 1. Апрельские детские искусствоведческие чтения, посвященные народному художнику России А.Н. Либерову. 2002–2006 годы (редактор-составитель Г.Ю. Мысливцева). Редактор – кандидат искусствоведения Г.А. Севостьянова. – Омск: Издательский дом “ЛЕО”, 2007. – С.33, С. 80, С. 91.
- “Шаги в науку – 2006”. Материалы муниципальной конференции обучающихся МОУ, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью. – Омск, 2006. – С. 96.