Решение проблемных задач в рамках элективного курса "Экологический практикум"

Разделы: Экология


Наша задача сегодня показать практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей, некоторые педагогические техники работы с ними.

Почему проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной? Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Почему так важна актуализация темы "Адаптация среды к образовательным потребностям одаренных детей"? Ключевая идея семинара уже звучала на пленарном заседании - "обучение одаренных детей сегодня - это модель обучения всех детей завтра".

Раннее выявление, обучение, воспитание и развитие одаренных и талантливых детей, нацеленное на подготовку творческого человека, талантливых специалистов и плодотворном их использовании, составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.

Каждый ребенок имеет признаки одаренности. Тем более что по отношению к детям понятие "одаренный" - весьма условная характеристика. Правильнее говорить - ребенок, обладающий признаками одаренности, т.е. способностями.

Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Сущность таланта, одаренности состоит именно в способности к действию, их не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант, творчески одаренный человек - это человек, оригинально решающий всем известные задачи.

Именно творчество, креативность в деятельности и определяют одаренного, талантливого человека, ребенка.

Рядом с такими навыками, как образованность и узко специальная компетентность, над формированием которых работает школа, особое значение предается сегодня выработке в ребенке умения самостоятельно и нестандартно мыслить, выдвигать нестандартные идеи и прогнозировать, проявлять творческий подход в какой-либо деятельности.

Мы представляем урок "Решение проблемных задач в рамках элективного курса "Экологический практикум", используя технологию проблемного обучения. Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности.

Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа, которые представлены на слайде <Приложение 2>.

В наше время рынок перенасыщен различными товарами, в состав которых входят всевозможные консерванты, ароматизаторы, заменители натуральных продуктов. Поэтому, многие люди начинают заботиться о своем здоровье, о его сохранении. Они начинают задумываться о вреде тех продуктов, которыми заполнены прилавки наших магазинов. На протяжении нескольких лет в рамках элективного курса "Экологический практикум" совместно с творческой лабораторией Нижнетагильской государственной социально-педагогической академией нами проводятся исследования по определению качества продукции - квас, колодезной воды, молока, чая, шоколада.

Cегодня учащиеся решат проблемную задачу по определению качества меда доступными методами.

Практическая работа определение качества мёда доступными методами

Цель: научиться определять качество купленного мёда в домашних условиях.

Оборудование: три сорта различного мёда, уксусная кислота, медицинский спирт, раствор йода, микроскоп.

Информация

Натуральный мёд оценивается по основным показателям: вкусу и аромату, цвету, консистенции, кристаллизации, чистоте, зрелости. Именно на них стоит обращать внимание при покупке, чтобы не получить подделку.

Вкус и аромат. Любой натуральный мёд отличается терпкостью: если натощак съесть ложку настоящего мёда, то в горле появится першение.

Качественный мёд обладает целым букетом ароматов.

Консистенция изменяется с течением времени. До процесса кристаллизации она сиропообразная. Потом мёд загустевает, кристаллизуется и превращается в плотную твёрдую массу. Очень жидкий мёд, содержит много воды, быстро закисает.

Цвет меда зависит от сорта и может колебаться от бесцветного до тёмно-коричневого. Потемнение светлых сортов мёда говорит о его длительном и неправильном хранении. Слишком белый мёд - скорее всего, сахарный.

Кристаллизация. Может колебаться, от мелкозернистой до крупнозернистой, в зависимости от сорта мёда.

Задание. С помощью таблицы № 1 определите качество мёда. Полученные результаты занесите в таблицу № 2.

Таблица основных показателей

Консистенция Форма кристаллов Чистота Зрелость
жидкая Звёздчатая или игольчатая Примесь мела

Прилить уксус, произойдёт вскипание в результате выделяется углекислый газ

Зрелый мёд хорошо наматывается на ложку, капля не рас-текается по тарелке.
сиропообразная Маленькие глыбки Крахмал

Добавьте каплю йода. Раствор поси-неет.

Мёд стекает с ложки

Капля растекается по тарелке, форма кляксы. Мёд разбав-лен водой.

Кристаллизационная пузырьки Примесь падевого мёда

В водный раствор мёда добавить спирт

Взболтать раствор помутнеет. Появле-

ние осадка.

Свежий зрелый мёд никогда не бывает белым цветом.

2. Практическая часть <Приложение 2>

Используя данные таблицы № 1 определите качество предложенного вам мёда.

Испытуемый мёд Консистенция Форма кристаллов Чистота Зрелость
пробирка        
пробирка        
пробирка        

3. По результатам работы сделайте соответствующие выводы.

Информация <Приложение 1>

Вы решили купить мёд, как же определить его качество прямо в магазине? Самый простой способ - потребовать от продавца сертификат на мёд. При этом к сертификату должен прилагаться протокол испытаний мёда образец, которого мы приводим. Знайте чем выше диастазное число, (оно может достигать 60 ед.) и чем меньше массовая доля сахарозы (желательно десятые доли), тем качественней и полезней предлагаемый вам продукт.

Этот документ должен быть у любого продавца независимо от того, где вы покупаете мёд - в магазине или на рынке. Если они отсутствуют, то отходите от прилавка, не совершая покупки.

Памятка покупателю мёда

Покупайте мёд в специализированных магазинах или ярмарках мёда.

Попроси продавца показать сертификат на мёд. При этом к сертификату должен прилагаться протокол испытаний мёда.

Запомни! В 1891 году был учреждён Российский национальный союз пчеловодов. Союз предъявляет своим членам очень жесткие требования к качеству производимого ими мёда. Их продукция продаётся в фирменных стеклянных банках, на которых указано, на какой пасеке произведён купленный вами продукт.

Существует независимая экспертная Европейская ассоциация пчеловодов "Апиславия".

Свежий только что откаченный мёд обычно продают в конце лета или в начале осени. Запомни, весеннего меда нет!

Зимой натуральный мёд "садится" (кристаллизуется).

Любой натуральный мёд отличается терпкостью: если натощак съесть ложечку настоящего мёда, то в горле появится першение.

Не рекомендуется покупать мёд на пасеках пригородного района г. Н. Тагил, так как в данном продукте могут находиться соли тяжёлых металлов и другие вредные для здоровья человека вещества (мёд как губка впитывает вреднее антропогенные загрязнители нашего города).

Хранение мёда

В больших количествах мёд не стоит покупать, Как любой пищевой продукт он теряет свои целебные и вкусовые качества.

Мёд портится от влаги: даже влажная ложка или капля сока, упавшая в банку, может испортить его.

Мёд следует хранить в плотно закрытых банках, лучше всего керамических, стеклянных или деревянных: из липы, осины, ели, тополя. Не стоит использовать такие материалы, как можжевельник и сосна, так как они придают меду горьковатый привкус смолы, а в дубовой посуде мед чернеет. Нельзя использовать для хранения меда железные и цинковые емкости - от железа мед темнеет, а цинк образует с органическими кислотами ядовитые для человека соединения.

Хранят мёд при пониженной влажности и температуре от 5 до 10 градусов.

Кристаллизованный мёд растапливают при помощи водяной бани, поставив банку с мёдом в кастрюлю с водой. Запомни! При температуре 50 градусов происходит разрушение ферментов, и он теряет многие ценные качества.

Приложение.

Презентация.


Протокол испытаний № 4004 от 14.08.2003 г.

Образец: Мед натуральный из Башкортостана (Галлиев Р.Р.)

Органолептические показатели

Наименование показатели Оценка
Аромат ГОСТ 19792-2001 Приятный, нежный, без постороннего запаха
Вкус ГОСТ 19792-2001 Сладкий, приятный без постороннего запаха

Физико-химические показатели

Наименование показателя, ед. измерения Результат Нормы Метод испытания
Массовая доли воды, % 17,6 Не более 21 ГОСТ 19792-01
Массовая доля редуцирующих сахаров (к абсолютно сухому веществу), % 96,2 Не менее 82 ГОСТ 19792-01
Массовая доля сахарозы (к абсолютно сухому веществу), % Менее 0,1 Не более 6.0 ГОСТ 19792-01
Диастазное число (к абсолютно сухому веществу). 21,7 Не менее 7 ГОСТ 19792-01
Массовая концентрация оксиметилфурфурола, мг/кг 2,7 Не более 25,0 ГОСТ 19792-01
Механические примеси Отсуст. Не допускается ГОСТ 19792-01
Кислотность общая, см 3,5 Не более 4,0 ГОСТ 19792-01
Массовая доля олова, % Менее 0,01 Не более 0,01 ГОСТ 26935
Признаки брожения Отсуст. Не допускается ГОСТ 19792-87
Массовая доля фруктозы, % 37,4   ГЖХ
Массовая доля глюкозы, % 36,5   ГЖХ
Массовая доля сахарозы, % Менее 0,5   ГЖХ

Показатели безопасности

Свинец, мг/кг 0,05 1,0 ГОСТ 30178-96
Мышьяк, мг/кг 0,009 0,5 ГОСТ-26930-86
Кадмий, мг/кг Менее 0,005 0,05 ГОСТ 30178
Гексахлорциклогексан (а,b,y-изомеры) мг/кг Менее 0,002 0,005 ГЖХ
ДОТ и его метаболиты, мг/кг Менее 0,004 0,005 ГЖХ
Массовая концентрация оксиметилфурфорола мг/кг 2,7 Не более 25,0 ГОСТ 19792-01
Цезий - 137, Бк/кг Менее 18,0 100 МУ 5779-91
Стронций- 90, Бк/кг Менее 6,0 80 МУ 5778-91

Начало испытаний:

Окончание испытаний:

Старший эксперт Ивкина Т. Н.