Наша задача сегодня показать практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей, некоторые педагогические техники работы с ними.
Почему проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной? Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Почему так важна актуализация темы "Адаптация среды к образовательным потребностям одаренных детей"? Ключевая идея семинара уже звучала на пленарном заседании - "обучение одаренных детей сегодня - это модель обучения всех детей завтра".
Раннее выявление, обучение, воспитание и развитие одаренных и талантливых детей, нацеленное на подготовку творческого человека, талантливых специалистов и плодотворном их использовании, составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Каждый ребенок имеет признаки одаренности. Тем более что по отношению к детям понятие "одаренный" - весьма условная характеристика. Правильнее говорить - ребенок, обладающий признаками одаренности, т.е. способностями.
Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Сущность таланта, одаренности состоит именно в способности к действию, их не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант, творчески одаренный человек - это человек, оригинально решающий всем известные задачи.
Именно творчество, креативность в деятельности и определяют одаренного, талантливого человека, ребенка.
Рядом с такими навыками, как образованность и узко специальная компетентность, над формированием которых работает школа, особое значение предается сегодня выработке в ребенке умения самостоятельно и нестандартно мыслить, выдвигать нестандартные идеи и прогнозировать, проявлять творческий подход в какой-либо деятельности.
Мы представляем урок "Решение проблемных задач в рамках элективного курса "Экологический практикум", используя технологию проблемного обучения. Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности.
Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа, которые представлены на слайде <Приложение 2>.
В наше время рынок перенасыщен различными товарами, в состав которых входят всевозможные консерванты, ароматизаторы, заменители натуральных продуктов. Поэтому, многие люди начинают заботиться о своем здоровье, о его сохранении. Они начинают задумываться о вреде тех продуктов, которыми заполнены прилавки наших магазинов. На протяжении нескольких лет в рамках элективного курса "Экологический практикум" совместно с творческой лабораторией Нижнетагильской государственной социально-педагогической академией нами проводятся исследования по определению качества продукции - квас, колодезной воды, молока, чая, шоколада.
Cегодня учащиеся решат проблемную задачу по определению качества меда доступными методами.
Практическая работа определение качества мёда доступными методами
Цель: научиться определять качество купленного мёда в домашних условиях.
Оборудование: три сорта различного мёда, уксусная кислота, медицинский спирт, раствор йода, микроскоп.
Информация
Натуральный мёд оценивается по основным показателям: вкусу и аромату, цвету, консистенции, кристаллизации, чистоте, зрелости. Именно на них стоит обращать внимание при покупке, чтобы не получить подделку.
Вкус и аромат. Любой натуральный мёд отличается терпкостью: если натощак съесть ложку настоящего мёда, то в горле появится першение.
Качественный мёд обладает целым букетом ароматов.
Консистенция изменяется с течением времени. До процесса кристаллизации она сиропообразная. Потом мёд загустевает, кристаллизуется и превращается в плотную твёрдую массу. Очень жидкий мёд, содержит много воды, быстро закисает.
Цвет меда зависит от сорта и может колебаться от бесцветного до тёмно-коричневого. Потемнение светлых сортов мёда говорит о его длительном и неправильном хранении. Слишком белый мёд - скорее всего, сахарный.
Кристаллизация. Может колебаться, от мелкозернистой до крупнозернистой, в зависимости от сорта мёда.
Задание. С помощью таблицы № 1 определите качество мёда. Полученные результаты занесите в таблицу № 2.
Таблица основных показателей
Консистенция | Форма кристаллов | Чистота | Зрелость |
жидкая | Звёздчатая или игольчатая | Примесь мела Прилить уксус, произойдёт вскипание в результате выделяется углекислый газ |
Зрелый мёд хорошо наматывается на ложку, капля не рас-текается по тарелке. |
сиропообразная | Маленькие глыбки | Крахмал Добавьте каплю йода. Раствор поси-неет. |
Мёд стекает с ложки Капля растекается по тарелке, форма кляксы. Мёд разбав-лен водой. |
Кристаллизационная | пузырьки | Примесь падевого мёда В водный раствор мёда добавить спирт Взболтать раствор помутнеет. Появле- ние осадка. |
Свежий зрелый мёд никогда не бывает белым цветом. |
2. Практическая часть <Приложение 2>
Используя данные таблицы № 1 определите качество предложенного вам мёда.
Испытуемый мёд | Консистенция | Форма кристаллов | Чистота | Зрелость |
пробирка | ||||
пробирка | ||||
пробирка |
3. По результатам работы сделайте соответствующие выводы.
Информация <Приложение 1>
Вы решили купить мёд, как же определить его качество прямо в магазине? Самый простой способ - потребовать от продавца сертификат на мёд. При этом к сертификату должен прилагаться протокол испытаний мёда образец, которого мы приводим. Знайте чем выше диастазное число, (оно может достигать 60 ед.) и чем меньше массовая доля сахарозы (желательно десятые доли), тем качественней и полезней предлагаемый вам продукт.
Этот документ должен быть у любого продавца независимо от того, где вы покупаете мёд - в магазине или на рынке. Если они отсутствуют, то отходите от прилавка, не совершая покупки.
Памятка покупателю мёда
Покупайте мёд в специализированных магазинах или ярмарках мёда.
Попроси продавца показать сертификат на мёд. При этом к сертификату должен прилагаться протокол испытаний мёда.
Запомни! В 1891 году был учреждён Российский национальный союз пчеловодов. Союз предъявляет своим членам очень жесткие требования к качеству производимого ими мёда. Их продукция продаётся в фирменных стеклянных банках, на которых указано, на какой пасеке произведён купленный вами продукт.
Существует независимая экспертная Европейская ассоциация пчеловодов "Апиславия".
Свежий только что откаченный мёд обычно продают в конце лета или в начале осени. Запомни, весеннего меда нет!
Зимой натуральный мёд "садится" (кристаллизуется).
Любой натуральный мёд отличается терпкостью: если натощак съесть ложечку настоящего мёда, то в горле появится першение.
Не рекомендуется покупать мёд на пасеках пригородного района г. Н. Тагил, так как в данном продукте могут находиться соли тяжёлых металлов и другие вредные для здоровья человека вещества (мёд как губка впитывает вреднее антропогенные загрязнители нашего города).
Хранение мёда
В больших количествах мёд не стоит покупать, Как любой пищевой продукт он теряет свои целебные и вкусовые качества.
Мёд портится от влаги: даже влажная ложка или капля сока, упавшая в банку, может испортить его.
Мёд следует хранить в плотно закрытых банках, лучше всего керамических, стеклянных или деревянных: из липы, осины, ели, тополя. Не стоит использовать такие материалы, как можжевельник и сосна, так как они придают меду горьковатый привкус смолы, а в дубовой посуде мед чернеет. Нельзя использовать для хранения меда железные и цинковые емкости - от железа мед темнеет, а цинк образует с органическими кислотами ядовитые для человека соединения.
Хранят мёд при пониженной влажности и температуре от 5 до 10 градусов.
Кристаллизованный мёд растапливают при помощи водяной бани, поставив банку с мёдом в кастрюлю с водой. Запомни! При температуре 50 градусов происходит разрушение ферментов, и он теряет многие ценные качества.
Протокол испытаний № 4004 от 14.08.2003 г.
Образец: Мед натуральный из Башкортостана (Галлиев Р.Р.)
Органолептические показатели
Наименование показатели | Оценка |
Аромат ГОСТ 19792-2001 | Приятный, нежный, без постороннего запаха |
Вкус ГОСТ 19792-2001 | Сладкий, приятный без постороннего запаха |
Физико-химические показатели
Наименование показателя, ед. измерения | Результат | Нормы | Метод испытания |
Массовая доли воды, % | 17,6 | Не более 21 | ГОСТ 19792-01 |
Массовая доля редуцирующих сахаров (к абсолютно сухому веществу), % | 96,2 | Не менее 82 | ГОСТ 19792-01 |
Массовая доля сахарозы (к абсолютно сухому веществу), % | Менее 0,1 | Не более 6.0 | ГОСТ 19792-01 |
Диастазное число (к абсолютно сухому веществу). | 21,7 | Не менее 7 | ГОСТ 19792-01 |
Массовая концентрация оксиметилфурфурола, мг/кг | 2,7 | Не более 25,0 | ГОСТ 19792-01 |
Механические примеси | Отсуст. | Не допускается | ГОСТ 19792-01 |
Кислотность общая, см | 3,5 | Не более 4,0 | ГОСТ 19792-01 |
Массовая доля олова, % | Менее 0,01 | Не более 0,01 | ГОСТ 26935 |
Признаки брожения | Отсуст. | Не допускается | ГОСТ 19792-87 |
Массовая доля фруктозы, % | 37,4 | ГЖХ | |
Массовая доля глюкозы, % | 36,5 | ГЖХ | |
Массовая доля сахарозы, % | Менее 0,5 | ГЖХ |
Показатели безопасности
Свинец, мг/кг | 0,05 | 1,0 | ГОСТ 30178-96 |
Мышьяк, мг/кг | 0,009 | 0,5 | ГОСТ-26930-86 |
Кадмий, мг/кг | Менее 0,005 | 0,05 | ГОСТ 30178 |
Гексахлорциклогексан (а,b,y-изомеры) мг/кг | Менее 0,002 | 0,005 | ГЖХ |
ДОТ и его метаболиты, мг/кг | Менее 0,004 | 0,005 | ГЖХ |
Массовая концентрация оксиметилфурфорола мг/кг | 2,7 | Не более 25,0 | ГОСТ 19792-01 |
Цезий - 137, Бк/кг | Менее 18,0 | 100 | МУ 5779-91 |
Стронций- 90, Бк/кг | Менее 6,0 | 80 | МУ 5778-91 |
Начало испытаний:
Окончание испытаний:
Старший эксперт Ивкина Т. Н.