ЦЕЛИ:
1. Уметь работать с картой; усвоить и сформировать понятия "Арктика" и "Зона Арктических пустынь";
2. Познакомить учащихся с особенностями природы неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, её использованием.
3. Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- карта "Природные зоны России";
- рисунки и фотографии растительного и животного мира Арктики;
- слайды по теме урока;
- аудиозапись;
- мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Звучит куплет песни "Песенка о медведях" муз.А.Зацепина, сл.А.Дербенёва.2457(караоке)
Учитель:Сегодня на уроке мы отправимся за Полярный круг, в зону арктических пустынь. Запишите тему урока : "Зона арктических пустынь"
II. Проверка домашнего задания.
1) Сочинение "Какой я представляю Россию глядя на карту" ( к доске по очереди выходят три человека и зачитывают свои сочинения, а остальные сдают сочинения на проверку).
2) Игра "Я знаю географические объекты"
Учитель называет горы, моря, реки, озёра России, а двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдёт данный географический объект.
3) Игра "Найди лишний географический объект" Объясни почему.
А) Лена, Волга, Байкал, Енисей;
Б) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;
В) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал;
Г) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
4) Вставь пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание:
- Самая длинная река России- это:.
- Река, которая впадает в Каспийское море - это:
- Самое большое по площади озеро России - это:
- В список Всемирного наследия внесено озеро - :
III. Работа над новой темой.
- Все вы, наверное, видели на небосводе красивую группу звёзд в виде ковша, по нему ещё в далёкой древности находили Коло-звезду (Полярную), под этой звездой находится Север. Звёзды ковша и Коло-звезда - путеводные звёзды.
(показ схемы на доске)
Наши далёкие предки - русичи- осваивая всё новые территории, шли от обжитых земель около Киева и Москвы всё дальше на восток и север под созведение Ковша. Они видели, как каждую весну на север, в "полунощную сторону", летят стаи птиц, и сами шли за ними.
Пролунощной стороной называли на Руси север, так как он расположен напротив "полуденной" стороны (полуденного Солнца - где полдень) - юга. Другие народы называли Север "Страной тьмы".
Древние землепроходцы, двигаясь на север, вышли на берега Студёного моря, по которому плавают льды даже летом. Зимой Студёное море покрывалось могучими льдами. Студёное море оказалось очень богатым рыбой, морским зверьём, птицей, и люди стали селиться на его суровых берегах, и стали называть этих людей поморами.
Поморы строили из дерева небольшие, но удивительно крепкие корабли - ладьи и ладные шлюпки - кочи (морские лодки). На ладьях поморы уходили в Студеноё море на ловлю рыбы, охоту за зверем. Студёное море кормило их рыбой, мясом животных и птиц, давало шкуры для одежды, кожу для обуви и ремней, жир рыбий зуб, клыки моржа, по крепости и красоте не уступавшие слоновой кости.
(показ по карте)
Студёное море мы сейчас называем Северным Ледовитым океаном. Русские поморы уже 400 лет назад ходили по океану за сотни и тысячи километров к далёким островам Новой Земли и даже до Груманта (Шпицбергена), ориентируясь по Солнцу и Коло- звезде или позже по матке - компасу.
(показ по карте)
Северный Ледовитый океан вместе с островами в нём называется Крайним севером. Отдельные части океана между островами люди назвали позже морями, присвоив им имена (чаще первооткрывателей)
- Белое море - за светлые летние ночи.
- Баренцево - по имени капитана Баренца.
- Лаптевых - офицеров кораблей русской экспедиции.
- Чукотское по имени народа чукчей, живущих на его брегах.
- Северный Ледовитый океан и острова в нём называют ещё Арктикой. Арктос (греч.) - страна белых медведей, а созвездие Ковша над ней назвали созвездием Большой Медведицы.
Итог: Крайний Север - это Северный Ледовитый океан ср своими морями и островами . Его называют Арктикой или зоной Арктических пустынь.
Русские поморы давно вышли на берега Студёного моря и поселились там.
Природные условия Крайнего Севера
Работа с текстом учебника.стр.78-79
- Найдите в тексте ответ на вопрос по плану:
- особенности положения Солнца:
- смена дня и ночи;
- времена года.
Итог: В Арктике холодные суровые зимы с полярными ночами, короткое холодное лето с полярными днями без ночей. Океан покрыт могучими льдами и снегами, не тающими в период короткого лета.
Живая природа Арктики.
Учебник стр. 79-81.
- Посмотрите на природу Крайнего Севера и какие и скажите, какие из известных вам растений могут здесь расти?
- Почему?
- Из растений на скалистых островах могут расти редкие травы, мхи, лишайники, кустарников и деревьев нет, так как слишком холодно, нет почвы.
Из трав на Крайнем Севере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы. В защищённых местах можно увидеть редкие, стелющиеся и прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного перехватить тепла от земли при её обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи под снегом.
Из животных зимой в Ледовитом океане почти никого нельзя увидеть - холод, метели, полярные ночи вынуждают их откочёвывать к югу.
Летом же океан преображается - льды отступают от берегов. В водах океана появляется много рыб (Камбала, треска, сельдь, морской окунь).
Рыбой кормятся тюлени - морские животные, отлично плавают и ныряют. От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью. Размеры тюленей до 1.5-2м., а вес 250- 300 кг. Детенышей (бельков) вскармливают молоком. Тюлени могут долго находиться на суше, так как дышат воздухом.
Морж - крупное морское животное длиной до 3-4 м. и весом до 800-1000кг. Имеют клыки длиной 40-50 см. из очень прочной кости. Клыками морж выкапывает со дна раковины и моллюсков. Клыки - оружие защиты, они же помогают выбраться на сушу. Кожа у моржей достигает 3-4 см толщины. Ласты помогают хорошо плавать и передвигаться по суше. Зрение у моржа неважное, но отличное обоняние. Детёныши, устав плавать или почуяв опасность, забираются на спину к матери. Мать даже при смертельной опасности не бросает детёныша.
Белый медведь - крупное красивое животное до 800 кг. Весом, прекрасно плавает. Может часами плыть в ледяной воде. Лапы длинные и покрыты шерстью. Свою добычу - моржей, тюленей - чует за много километров по запаху, приносимому ветром. Мясо убитых животных прячет в снег и держится рядом, пока мясо не закончится. Белый медведь занесён в красную книгу.
Птицы (слайд) - весной и летом на острова Крайнего Севера прилетают и вьют гнёзда массы перелётных птиц, но это морские птицы: частики, тупики, гагары, кайры, чайки. Все они питаются рыбой, которую ловят в океане. Эти птицы хорошо плавают даже под водой, кроме этого они хорошие ныряльщики. Гнёзда они делают самые простые - из камешков - в расщелинах скал и даже просто на камнях, потому что гнёзда делать не из чего. Тупики крепким клювом выбивают в глиняных островах длинные норы, где гнездятся и прячутся. При наступлении зимы, когда океан замерзает у берегов и птицам трудно найти открытую воду и пищу в ней, они улетают на юг.
Итог: На Крайнем Севере растёт очень скудная растительность из трав и мха, хорошо приспособившаяся к суровым условиям. Животный мир Арктики очень удивителен и неповторим. Все животные добывают себе пищу в океане и тесно связаны с ним.
Арктика и человек. (слайд)
- Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. О том , как люди осваивают Арктику, прочитайте текст на с.83-84 учебника.
Сообщение о заповеднике "Остров Врангеля"
(читает подготовленный ученик)
- Несмотря на суровые условия, на берегах Северного Ледовитого океана и его островах живут и работают люди .Они ловят рыбу, ведут промысел морского зверя, добывают полезные ископаемые. Условия работы отличаются от наших - суровые зимы, полярные ночи и сильные метели.
Но из-за неправильного использования природных богатств в Арктике имеет место экологическая проблема: происходит загрязнение окружающей среды.
Итог урока:
Работа со схемой:
Арктика - царство льда. Географическое положение Северный Ледовитый океан северные моря
острова
Освещённость полярный день и полярная ночь северное сияние
Растительный и животный мир. -лишайники, мхи, полярный мак, водоросли, рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики,
моржи, тюлени, белые медведи.
Деятельность человека. Научные станции, рыбный промысел, охота, Северный морской путь.
IV. Домашнее задание.
Стр.78-86. Ответы на вопросы "Проверь себя"; выполнить задания 1, 2.