Урок математики в 1-м классе "Зависимость между компонентами и результатом сложения"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 1


Цели:

  • образовательные - создание условий для выявления детьми способа нахождения неизвестного слагаемого, установления зависимости между компонентами и результатом сложения;
  • развивающие – развитие логического мышления, памяти, внимания, умения сравнивать и анализировать, формирование школьника как субъекта актуальных видов деятельности (учебной и коммуникативной);
  • воспитательные – воспитание взаимопомощи, умения договариваться, закрепление некоторых правил этикета.

Оборудование: кинопроектор, экран, сигнальные карточки.

Тип урока: комбинированный урок с мультимедиа-презентацией.

Ход урока

— Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Настрой на работу

В парах пожелайте друг другу хорошей работы. (На экране кинопроектора презентация Приложение 1)

(Слайд 1)

Нас Сова приглашает к себе не день Рождения. Надо приготовить ей подарок. Так как Сова – символ мудрости, то лучшим подарком будет для нее наши знания.

— Как можно поприветствовать её? (Высказывания детей).

Разминка

(Слайд 2) 30 20 10 90 70 50 16 60

— Перед вами числа. Найдите лишнее. Как называются оставшиеся числа? (Круглые) Что можно сделать с этими числами? (Расположить в порядке возрастания, убывания, сравнить, выполнить сложение и вычитание, вставить пропущенные числа, разделить на группы).

— Какие задания возьмём для разминки? (Все.)

— Первый вариант записывает числа в порядке возрастания, а второй – в порядке убывания, два человека работают у доски. (Проверка в парах и на доске.)

— Какие круглые числа пропущены? (40 и 80)

— Какие неравенства можете составить, используя данные числа?

— Первый вариант уменьшите, а второй – увеличьте каждое из чисел на 10.

(Слайд 3)

— На какие две группы можно разделить все эти линии? (Отрезки и прямые, красные и синие.)

— Чем отличается прямая от отрезка? Дайте каждому отрезку имя.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы считать.
Раз – согнулись, разогнулись.
Два - друг другу улыбнулись.
Три – похлопали в ладошки,
Посмотрели вверх, в окошко,
На четыре – руки шире.
Пять – хотим луну достать.
Шесть – на место тихо сесть.

Целеполагание

(Слайд 4)

— Посмотрите на доску. Что это? (Уравнения). Сравните их. Найдите общее. Чем отличаются?

— Как называются числа при сложении? (сл + сл = сумма)

Надпишем над числами эти названия.

— Что не известно в 1-ом уравнении, во 2-ом?

— Что уже знаем как найти? (Сумму)

— Что не знаем как найти? (Слагаемое)

— Определите учебную задачу.

УЗ: Учусь находить неизвестное слагаемое.

Планирование

(Слайд 5)

— По какому плану будем учиться?

  1. Как? (Как найти неизвестное слагаемое)
  2. Применяю (Применяю полученные знания)
  3. Проверяю себя

Реализация плана

КАК?

— Что узнаем на этой ступеньке? (Как найти неизвестное слагаемое?)

— Откройте учебник стр.90 №224. Найдите значения сумм и разностей.

— Сравните числа в равенствах каждого столбика. Что заметили? Как связаны между собой числа? (Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получим второе слагаемое, и если из суммы вычесть второе слагаемое, то получим первое.)

— Верно ли такое утверждение: «Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из значения суммы вычесть известное слагаемое»?

— Надо проверить всегда ли выполняется это правило, подтвердить гипотезу.

— Какое задание предложите выполнить? (Составить из тройки чисел равенства на сложение и вычитание).

Подписать компоненты сложения.

— Что находили в записи 9 – 5 = 4? (Слагаемое) Как находили? (Из суммы вычитали слагаемое)

—Что находили? Как?

— Можно ли сделать вывод, как найти неизвестное слагаемое?

Запись буквами:

а + в = с
с – а = в
с – в = а

— На какой ступеньке плана находились? (Как?)

— Что узнали на ней? (Узнали, как найти неизвестное слагаемое)

— Что будем делать на второй ступеньке? (Применять полученные знания)

— Где можем применить? (В решении примеров, уравнений, задач)

(Слайд 6)

— Используя открытый способ, найдите неизвестное слагаемое:

(Дети по цепочке комментируют)

— Можем ли мы подняться на следующую ступеньку плана? Что нужно сделать на ней? (Проверить себя и оценить)

(Слайд 7)

— Проверить себя вам поможет мудрая Сова. Первый ряд находит неизвестное слагаемое в первом уравнении, второй – во втором, третий – в третьем. Сова благодарит за правильное решение.

Рефлексия

— Чему учились сегодня на уроке? У вас сигнальные карточки, покажите (зеленый цвет – умею, желтый цвет – могу, но сомневаюсь, красный цвет – сомневаюсь)

(Слайд 8)

Презентация — Приложение 1.