Рейтинговая система оценки знаний учащихся

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Неустойчивая эмоциональная сфера учеников не позволяет им отвечать на вопросы без ошибок. Волнение у доски зачастую ставит ребят в сложное положение. Ученики не всегда адекватны, даже, когда знают материал. Это вызвано прежде всего тем, что они не чувствуют себя уверенными в своих силах. Такое положение идет от позиции, которую занимает учитель по отношению к классу. Класс находится в полной зависимости от воли учителя. Таким образом, у нас ещё сохраняется авторитарная система обучения, при которой учитель выдает положенную норму материала, а затем с субъективной точки зрения проверяет знания, умения и навыки ребят.

Понятно, что при такой системе опрос будет для учеников тяжелым испытанием.

Есть ли выход из этой ситуации? Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие?

В первую очередь нужно посмотреть на стиль преподавания в современной школе. У большинства учителей стили схожи, так как в их основе лежит один и тот же принцип- авторитарный, при котором личность учителя является неоспоримым авторитетом, поддерживаемым разными мерами репрессивного характера.

Нужно менять стиль, от авторитарного к демократическому.

С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Современная жизнь, школа требуют от учащихся не просто изложения пройденного материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений и навыков, а учета индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. Нужно оценивать скорее не знания, умения и навыки, а степень успеха ученика.

И такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам- это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой.

Для составления рейтинга используется язык цифр. Смысл его состоит в том, что каждый ученик в течение урока или темы пытается набрать как можно больше баллов. Успех ученика фиксируется для того, чтобы после составить рейтинговую таблицу.

Каждый ученик набирает определенное количество баллов, которые переводятся в традиционную оценочную шкалу (отметку) чаще путем наложения полученных баллов на заранее выбранную интервальную шкалу, где каждому интервалу соответствует та или иная оценка.

Плюсов у метода рейтинга достаточно:

  1. Нет секрета в том, что 5-балльная система оценки несовершенна, и любая “Тройка”, “четверка”, “пятерка” имеет массу оттенков; рейтинг позволяет оценивать учащихся более точно, учитывая малейшие нюансы их деятельности, и за определенные виды работы ставить 10, 20 или, даже, 100 баллов.
  2. Свободная конкуренция между учениками за право получить балл повышает активность ребят. Что делает урок более динамичным, насыщенным, эффективным.
  3. Возможность избежать неудовлетворительных оценок, что ведет к тому, что учащиеся не боятся идти на урок.
  4. Рейтинг хорош и тем, что при определении сегодняшнего рейтинга будет учитываться и прошлый, то есть учитываются и ранние заслуги.

Рейтинговую систему оценки знаний можно использовать в разных вариантах:

  • РЕЙТИНГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.

При подготовке к проведению такой работы выстраивается система заданий и вычленяются определенные операции и действия, необходимые для выполнения.

Отдельному заданию в целом и его частям присваивается определенный балльный вес.

Каждый ученик набирает определенное количество баллов, которые переводятся в традиционную оценочную шкалу.

  • ПО РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ ТЕСТЫ.
  • Возможно применение рейтинговой системы ПРИ ЗАЩИТЕ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, ПРОЕКТОВ.

В этом случае заполняется индивидуальная карта, она заполняется преподавателем, одноклассниками и самим учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина, из расчета баллов.

Фамилия, имя ученика Тема работы
  Достигнутый результат из 15 баллов Оформление из 15 баллов Представление из 15 баллов Ответы на вопросы из 15 баллов Творчество из 10 баллов Интеллектуальная активность из 10 баллов Практическая деятельность из 10 баллов Умение работать в команде из 10 баллов
Само-оценка                
Педагог                
Коллеги по команде (классу)                

Суммирование в этом случае выглядит так: 85-100 баллов – “5”

  • 70- 84 балла – “4”
  • 50- 69 баллов – “3”
  • Менее 50 баллов – “2”

Хотя, конечно, “2” за реферат, доклад, проект- это ЧП.

  • Возможно использовать рейтинговую систему оценки знаний НА ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫХ УРОКАХ.
  • И ещё один вариант – ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕЙТИ НА БАЛЛЬНУЮ СИСТЕМУ.

У каждого ученика есть свой конверт (папка), где хранятся балльные листы и все работы учащегося за учебный год.

В балльном листе выводится оценочная шкала, которая зависит от количества уроков в данной теме, видов и объемов различных работ. Здесь же выведены рейтинговые оценки за каждый конкретный вид работы. Обратите внимание на то, что в оценочной шкале отсутствует “2”.

Эта система была апробирована мной в работе с пятиклассниками. Это большая и кропотливая работа, требующая от педагога четкого планирования каждой темы и отдельно взятого урока, вычленения всех видов работ, которые будут проводиться по данной теме.

Пожалуй, самое сложное - это подведение итогов, так как все равно при выставлении оценок присутствует определенная доля субъективизма. Сложность заключается в том, что оценки выводятся не по чисто арифметическим подсчетам, а с учетом баллов за отдельные виды работ. И если у ученика набрано 20 баллов, но сумма состоит из пяти “2”, то о пятерки речь не идет.

В целом метод дает положительные плоды: дети не боятся посещать уроки истории, даже если по каким- то причинам не готовы к уроку; практически весь класс очень активен на уроках; ребятам на уроках интересно, так как нетрадиционная форма оценки воспринимается ими как элемент игры.

Образец балльного листа

Тема “Древний Египет”
Ф.И. ученика, класс_____________
Пересчет баллов в традиционную оценочную систему:

  • “5”- 20 баллов,
  • “4”- 15 баллов,
  • “3”- 10 баллов

Виды работ:

  • Устный ответ- 5 б
  • Работа с текстом- 5 б
  • Дополнения- 1 б
  • Рейтинг- 10 б
  • Контурная карта – 5 б
  • Исторический диктант- 6 б
  • Рисунок- 5 б
  • Тест – 12 б
  • Практическая работа- 5 б
  • Творческая работа- 15 б
№ урока Дата Тема урока Уст. ответ Доп. Конт. карта Рис. Ист. дикт. Раб. с текст. Тв/р Пр/р тест Рейт.
1                        
2                        
3                        
4                        
5                        
6                        
7                        
8                        
9                        
  • Общее количество баллов:
  • Оценки в журнал:
  • Остаток баллов (переносятся в следующую тему):

Я предлагаю использовать хотя бы элементы метода рейтинговой оценки знаний учащихся на уроках (не только истории), так как это значительно повышает активность детей, продуктивность урока, снимает стресс у учащихся.