Цели:
- познакомить учащихся со словами, обозначающими действие предмета и отвечающими на вопросы что делал? что делает? что сделает?;
- учить выделять данные слова в речи.
Ход урока
1. Организационный момент
Уч-ль. Прозвенел звонок –
Начинаем наш урок.
2. Мобилизующий этап. Формулирование темы и цели урока
На доске: Ученик Сомов внимательно … задачу. Мальчик … над её вопросом. Коля обязательно … задачу правильно.
Справка: решит, прочитал, думает
Уч-ль. Прочитайте данный на доске текст. Познакомьтесь со справкой. Сформулируйте задание к упражнению.
Уч-к. Надо восстановить текст, пользуясь словами из справки.
Уч-ль. Прочитайте восстановленный текст.
(Ученики выполняют задание, читают полученный текст: Ученик Сомов прочитал задачу. Мальчик думает над её решением. Коля обязательно решит задачу правильно.)
Уч-ль. Определите, что обозначают слова из справки и на какие вопросы они отвечают. Назовите тему сегодняшнего урока.
Уч-к. Находящиеся в справке слова обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? Это тема нашего урока. (На доске открывается заранее записанная тема урока.)
Уч-ль. Определим цель урока.
На доске опорная запись:
Цель:
- познакомиться со … , обозначающими … … и отвечающими на …? …? …?;
- учиться выделять данные … в … и … речи.
Уч-ки. Цель урока - познакомиться со словами, обозначающими действия предмета и отвечающими на вопросы что делает? что делал? что сделает? и учиться выделять данные слова в устной и письменной речи.
3. Минутка чистописания
Уч-ль. Начнём работу над поставленной целью с минутки чистописания. На минутке чистописания мы составим узор. В него должна войти строчная буква, которая имеется во всех словах из справки и любые элементы букв. Найдите эту букву.
Уч-к. В словах прочитал, думает и решит имеется строчная буква т. Её будем писать в узоре чистописания.
Уч-ль. Вспомним, как правильно пишется строчная буква т.(На доске вывешивается плакат с написанием данной буквы, и учитель обращает внимание на специфику написания параллельности элементов в букве т.) Каждый теперь сам составит свой узор.
Ученики самостоятельно пишут в тетрадях свои узоры, 2-3 ученика затем записывают их на доске. (Например: т / т // т /// т //// … и указывают закономерность записи: строчная буква т чередуется с написанием коротких наклонных линий, количество которых увеличивается на один.)
4. Изучение нового материала
Уч-ль. Ребята, назовите ещё раз слова из справки. (Слова убраны с доски) Дайте характеристику звука, обозначенного буквой, с которой работали в минутке чистописания.
Уч-к. В словах прочитал, думает, решит строчная буква т обозначает согласный глухой парный твёрдый парный звук [т].
Уч-ль. Придумайте и назовите слова по теме урока, чтобы эта буква обозначала мягкий звук в начале слова.
(Ученики называют слова, а учитель записывает на доску предложенные варианты.)
Уч-ль. Задайте вопросы к данным словам.
(Ученики называют вопросы, а учитель вывешивает плакат с вопросами глагола.)
Уч-ль. Скажите, что обозначают данные слова, отвечающие на перечисленные вопросы.
Уч-к. Данные слова обозначают действия предмета.
Учитель. Обобщите, что вы узнали о данных словах.
Ученик. Данные слова обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делал? что делает? что сделает?
Уч-ль. Откроем учебник на странице 72 и прочитаем ПРАВИЛО.
(УМК « Планета Знаний», Т.М.Андрианова «Русский язык» 1класс)
(Ученики читают правило вслух; далее рассказывают правило по памяти и приводят свои примеры.)
5. Словарная работа
На доске: КЛРИДУСОЩНВАНРТЬ
Уч-ль. А сейчас в данной записи найдите новое словарное слово. Подходит ли оно к теме нашего урока?
Уч-к. В данной записи пропускаем по 2 буквы и получаем слово рисовать. Оно обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?, значит, подходит к теме нашего урока.
Уч-ль. Сделаем фонетический разбор этого слова.
(Составляем коллективно, учитель записывает на доске транскрипцию слова РИСОВАТЬ - [ р,и с а в а/ т,] - 8б.,7зв.
и заполняем звуковую схему слова:
- согласный звонкий парный твёрдый парный звук; | |
- согласный глухой парный твёрдый парный звук; | |
- согласный сонорный мягкий парный звук; | |
- согласный глухой парный мягкий парный звук; | |
- гласный звук |
)
Уч-ль. Составим предложение с новым словарным словом по схеме на доске:
|____ |____ ____ ____ ____ .
(Например: Девочка Марина рисует красками пейзаж.)
Уч-ль. Запишите данное предложение, изменив слово, соответствующее по теме урока, на однокоренное, которое отвечает на вопрос что делала?
Ученики пишут предложение: Девочка Марина рисовала красками пейзаж.
6. Физминутка
Уч-ль. Дети, встаньте, выйдите из-за парт. Я буду называть слова, а вы выполняйте действия, которые они обозначают:
- шагаем – стоим;
- руки поднимаем – опускаем;
- приседаем – тянемся вверх;
- смеёмся – плачем;
- кричим – молчим;
- стоим – садимся.
7. Первичное закрепление нового материала
Уч-ль. Какая имеется особенность в словах, используемых на разминке?
Уч-к. Слова обозначают противоположные действия, т.е. являются АНТОНИМАМИ.
Уч-ль. Назовите антонимы к словам: болеть, спать.
Уч-к. Антоним к слову болеть - здравствовать, а к слову спать – бодрствовать. (На доске вывешивается карточка с данными словами:
болеть – здравствовать
спать – бодрствовать)
Уч-ль. Запишите любую пару слов из числа названных.(Ученики выполняют задание.) Скажите, какую пару вы записали.(Отвечают 3-4 ученика.)
Уч-ль. А теперь назовите СИНОНИМЫ, т.е. близкие по смыслу, к тем же словам: болеть, спать.
(Ученики называют, а учитель вывешивает карточку на доску:
болеть - хворать
спать – клевать носом)
Уч-ль. Запишите пару слов, которая имеет переносное значение.
(Ученики выписывают пару: спать – клевать носом.)
Уч-ль. Данное выражение «клевать носом» называют ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ. Это устойчивое выражение с самостоятельным значением. В учебнике на странице 73 найдём упражнение 4.
(Витать в облаках - … .
Держать язык за зубами - … .
Зарубить на носу - … .)
Уч-ль. Прочитаем предложенные фразеологизмы. Подберём близкие к ним по значению слова по теме урока.
Уч-к. Синонимами к данным фразеологизмам будут такие слова:
витать в облаках, т.е. мечтать;
держать язык за зубами – молчать;
зарубить на носу – значит, запомнить.
Уч-ль. Запишите тот фразеологизм, который считаете для себя поучительным.
(Ученики выбирают и записывают, а учитель выясняет, какой фразеологизм записали у 3-4 учеников.)
8. Закрепление нового материала
На доске: Ветер воет.
Гром грохочет.
Птицы примолкли.
Солнце спряталось.
Уч-ль. Прочитайте предложения. Постарайтесь их запомнить. (Ученики выполняют задание.) Напишите предложения по памяти в таком порядке, чтобы получился текст. (Доска закрыта.) Проверим.
Уч-к. Я записал предложения в следующем порядке:
Солнце спряталось. Ветер воет. Гром грохочет. Птицы примолкли.
Уч-ль. Поднимите руку, кто всё написал правильно. Продолжите текст, добавив ещё одно предложение сходной структуры так, чтобы рассказ завершился.
(Например: Началась гроза. 2 ученика зачитывают получившиеся тексты.)
Уч-ль. В полученном тексте найдите слова по теме урока.
Уч-к. В тексте я нашёл слова: воет, грохочет, примолкли, спряталось, началась, которые соответствуют теме нашего урока.
Уч-ль. Докажите, что названные слова действительно соответствуют теме урока.
Уч-к. Данные слова обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: что делает? – воет, грохочет; что сделали? – примолкли; что сделало? – спряталось; что сделала? – началась.
Уч-ль. Прочитаем ещё раз правило из учебника. (Ученики читают правило.) Расскажите правило. Приведите примеры ещё не звучавшие на уроке. (Отвечают 2 ученика.)
Уч-ль. Найдите в тексте слова, обозначающие действия, с такой же орфограммой, как в слове «прЯмой».
Уч-к. В слове «прЯмой» безударная гласная Я, которую можно проверить словом «прЯмо». Значит, в тексте я должен найти слова, обозначающие действия предметов, в которых имеется проверяемая безударная гласная: грОхочет - грохот, нАчАлась – начало, начали.
9. Итог урока
Уч-ль. Ребята, выполнили ли мы цель, поставленную перед нами в начале урока?( Сравниваем с доской, где закодирована цель опорными словами.)
Уч-ль. Скажите, пожалуйста, чему вы научились на уроке? (Выслушиваются 2-3 ученика.)
10. Домашнее задание
Уч-ль. Запишите домашнее задание: выучить правило; выполнить упражнение 3 на странице 72.
11. Рефлексия
Уч-ль. Ребята, сейчас оцените наш урок:
- если вам было интересно и всё понятно – хлопайте в ладоши;
- если у вас возникли проблемы с выполнением заданий на новый материал – присядьте;
- если вам было скучно – топайте ногами.
Ученики выражают предложенными действиями своё отношение к уроку и своему труду на нём.
Уч-ль. Спасибо, дети, за урок!