Урок математики в 4-м классе "Вычитание в пределах 1000. Повторение"

Разделы: Начальная школа


Ход  урока

1. Организационный момент

Звучит шум моря.

Ребята, прислушайтесь, на что похожи эти звуки? (На шум моря.) Верно. Сегодня мы совершим путешествие по морским глубинам и познакомимся с их обитателями. (Слайд 1. Путешествие по морским глубинам.)

2. Устный счёт, сообщение целей урока

Фронтально, индивидуально – Кондратенков Илья, Лёша Пьянов – числ. ряд. Кондратенков Илья, Парфёнова Настя – найти ошибки в решённых примерах.

Но чтобы погрузится в море нам нужен специальный аппарат. Его название мы узнаем, если расположим  цифры в порядке возрастания.  Работаем по цепочке. (Выходим к доске по цепочке.)

Ф

И

Т

А

Б

А

С

К

739

235

222

123

7

600

414

444

Прочитайте хором слово, которое у нас получилось.

Б

А

Т

И

С

К

А

Ф

7

123

222

235

414

460

600

739

(Слайд 2. Батискаф). Батискаф – это аппарат для погружения под воду. Итак, мы начинаем погружение. (фронт. и индивид) Илья Кондратенков и Лёша Пьянов – индивидуально по карточкам. Как закончите, включаетесь в общую работу. А мы продолжаем работать с числовым рядом. Какое число лишнее? 7 . Как одним словом можно назвать остальные числа?  (многозначные). Сегодня на уроке мы закрепим вычисления в пределах 1000. Лишние 222, 600, 460, 739. Почему?

Б

А

Т

И

С

К

А

Ф

 

7

123

222

235

414

460

600

739

123, 235, 414.

- Какое наибольшее трехзначное число можно составить из цифр  Что вы можете сказать об этом числе?  Замените это число суммой разрядных слагаемых. - Назовите соседей этого числа.  Посмотреть индивид задания!!!!!

(Слайд 3. Дельфин). Нам навстречу выплывают самые дружелюбные морские животные. Они часто спасают тонущих людей.  Кто это? (Дельфины.)

Предки дельфинов жили возле воды, на земле, но так как основным питанием их была рыба, они постепенно переселились в воду. Дельфины могут находиться на поверхности воды, они дышат воздухом. Вот это отверстие в верхней части головы для дыхания – называется дыхало.

А сейчас мы с вами наловим рыбу для дельфинов. Игра «Рыбалка».

Настя и Илья Кондратенков работают индивидуально.

Внимание! Сейчас будут появляться примеры, они уже решены. Ваша задача – проверить правильность решения, правильный ответ записать в тетрадь, кто готов – поднимает руку и объясняет. Записываем только  ответы в строчку через запятую.

300*3 =600 – 900 , 80*5=400, 180:9=20, 150:3=8 – 5 , 360:6=60, 700:10=7, 270+600=870.  Какой улов у рыбака? Это только правильно решённые примеры на слайде. (5 рыб) У тех кто работал индивид. сколько правильных ответов ? (1 и 2) 5,1,2 Сложите эти числа. 8. Увеличьте это число в 10 раз. 80. 80 рыб нужно одному дельфину в день.

3. Гимнастика для глаз.

(Слайд 4. Шарик ). Гимнастика для глаз. Наблюдайте только глазами за фигурой.

4. Работа с геометрическим материалом (из 5 фигур).   Индивидуально.

(Слайд 5. Рыба-клоун). А перед нами главный герой мультфильма «В поисках Немо». Это –… Рыба-клоун. Сами рыбки безобидные, но своей яркой окраской они отпугивают хищников.

У вас на партах лежат геометрические фигуры. Как они называются? Треугольники. Почему? 3 стороны, 3 угла, 3 вершины.

Составьте из 5 треугольников следующую фигуру.

(Слайд 6. Чёрная фигура – образец). (Дети составляют.) (Слайд 7 – проверка.)

На кого похожа эта фигура? (На рыбку.)

5. Физминутка для рук, для пальцев.

Ребята, мы находимся под водой, а на поверхности бушует шторм. Покажите руками, как бушуют волны. (Физминутка для рук.)

6. Работа по учебнику. Решение задачи.Фронтально, индивидуально.

Кондратенко Илья, Пьянов Алёша, Настя – карточки-опоры.

(Слайд 8. Морской конёк) А к батискафу подплывает очень интересная рыба. На кого она похожа? По форме напоминает коня. Это… морской конёк. Они способны изменять окраску, маскируются под цвет окружающих растений, которыми питаются. А какие растения под водой? (Водоросли). Верно. Многие морские обитатели питаются водорослями.

А у человека какая пища главная, без чего говорят  «Пуст обед если …. нет». Хлеб. Верно. Сейчас мы немного поговорим о хлебе. 

Поработаем по учебнику. Откройте стр.80. Задача № 398.

Прочитайте её про себя. Вслух нам прочитает Рамиль.

Докажите что это задача. (Условие, вопрос, решение, ответ.)

Прочитайте условие задачи, вопрос.

О каком хлебе говорится в задаче? (О белом и чёрном.)

Сколько кг белого привезли?   150 кг. Что ещё сказано о белом хлебе?  его было в 2 раза больше чем чёрного.

Если белого хлеба было в 2 раза больше чем чёрного, значит что мы можем сказать о чёрном хлебе? Чёрного в 2 раза меньше, чем белого.

Какой вопрос в задаче? Сколько всего кг хлеба привезли в столовую.

Давайте составим краткую запись. К доске Артём. Самостоятельно – Рамиль, Соломко Илья, Катя, Яна.

Индивидуальные карточки – опоры.  Работают в них, вписывают данные. (Кондратенко Илья, Пьянов Алёша, Настя)

Белый хл. – 150 кг, это в 2 раза больше, чем         всего ? кг 

Чёрный хл. - ?

(Слайд 9. – краткая запись.)

Что нам нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? Сколько кг белого и черного хлеба привезли.

Сколько белого хлеба?  150 кг.

Можем узнать сколько кг чёрного хлеба? Как? Если белого хлеба в 2раза больше чем чёрного, значит чёрного в 2 раза меньше, чем белого.

Какой знак будем использовать? (:) почему?

Когда узнаем сколько кг чёрного хлеба, можем ответить на вопрос задачи?  Да. Какой знак будем использовать? +.

Запишите решение задачи самостоятельно. ( помощь слабым уч-ся). Рамиль у доски. (Слайд 10 – рисунок.)

Проверим решение. 150:2=75(кг) – чер. х.   150 +75 = 225(кг) – всего кг. (150:2) +75=225. Ответ: 225 кг. Оценки. ??

7. Физминутка

(Слайд 11. Краб). Наше путешествие продолжается. Давайте разомнёмся, отдохнём, послушайте загадку и Угадайте, кого мы сейчас увидим. Выполняется физминутка для снятия напряжения с плечевого пояса, ОРУ.

Ходит боком взад-вперёд.
Настоящий луноход!
И в воде он,  не на суше,
Есть глаза, но где же уши!

Он бывает мал и слаб...
Догадались. Это… краб.

Кто из вас видел живого краба? Его тело покрыто твёрдым панцирем, который защищает от хищных рыб.

8. Работа в мини-группах, в парах.

(Слайд 12. Морская черепаха) Краб ползает по дну, а если мы поднимем глаза, то познакомимся с другим морским жителем. Догадайтесь, кто это.

Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним не зная страха
Плывёт к нам… Черепаха.

Верно, это Морская черепаха. Она родственница динозавров. Передние лапы превратились в большие ласты, которые помогают ей быстро плавать. Морские черепахи питаются рыбой. У них нет зубов, а есть костяной клюв.

У Черепахи для нас интересные задания. Работа в парах.

1 пара Илья Кондратенков, возьми геом материал и  сядь к Насте,
2 пара Алёша, возьми геом матер и сядь к Артёму, 
3 пара Илья с Катей и 4 пара Рамиль с Яной.

1 пара Илья Кондратенков и Настя. (низкий уровень) Задание на экране (Слайд 13 – домики).
«Какой домик нужно вставить и объясните почему.»

2 пара Артём и Алёша. (средний уровень)
Задание: «Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая. Сколько чашек чая черепаха выпьет за 180 минут?» (180:60=3 чашки)
Дополнительные вопросы: повторите скороговорку.
За сколько часов она выпьет 4 чашки. (за 4 часа).     При повторении какой орфограммы на уроках русского языка мы можем использовать эту скороговорку? (правописание ЧА. ЩА).

3 пара Илья и Катя (Средний уровень Катя –в. )
Задание: «Масса рыбы 3 кг плюс половина всей массы. Какова масса рыбы?» (4. 5 кг.)

4 пара Рамиль и Яна  ( Средний уровень Рамиль –в)
Задание: «У четырёх черепашек по 40 черепашат. Сколько всего черепах?» (164. 40*4=160 – черепашат и 4 черепашки = 164 всего) На выполнение заданий всем группам 3 минуты. Каждая группа объясняет свой выбор. Молодцы.

9. Работа в парах с геометрическим материалом. (Из 8 фигур).     

(Слайд 14. Рыба-бабочка).  Перед нами проплывает прекрасная рыба. Что вы можете сказать о её окраске? (Она яркая), верно плавники похожи на крылья и плавает она зигзагами, будто порхает. Как она называется? (Рыба – бабочка)   

Продолжается работа в парах.  Предлагаю вам из восьми треугольников сложить свою яркую рыбу-бабочку. (Слайд 15. Чёрная фигура – образец.)  Проверьте (Слайд 16 – проверка) Отлично. Молодцы.

10. Оценки с комментированием.

Выдача индивидуального домашнего задания.Но наше путешествие подходит к концу. Сейчас мы начнём подъём на поверхность.

(Слайд 17. – батискаф) Вспомните, как называется аппарат, с помощью которого мы познакомились с жителями морских глубин ? (Батискаф). Итак, начинаем подъём. Пока поднимаемся я раздаю индивидуальные домашние задания. У каждого – своё тестовое задание. Посмотрите. Есть вопросы?

Но вот мы вернулись в наш класс. Ребята, вы все хорошо работали на уроке. Оценки за урок с комментированием.

11. Рефлексия. Итог урока.

Ребята, вам понравилось путешествие которое мы совершили на уроке? Что понравилось больше всего? Что нового узнали на уроке? На уроке мы закрепляли вычисления в пределах 1000. (Слайд 18 – Молодцы) Всем спасибо за урок. Урок окончен.