Читательские посиделки "И все же хорошо тому поэту, кого везут по детскому билету"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Новый 2008 год Литературный центр им. В. Д. Берестова Российской государственной детской библиотеки объявил годом Валентина Дмитриевича Берестова. В рамках юбилейного года центр объявил конкурс "Мой Берестов". Конкурс проводился по нескольким номинациям. Наши дети выбрали следующие: лучший рисунок - иллюстрация к стихотворению В. Берестова; лучшая самодельная книжка "Читаем Берестова". Учителями Немичевой Т. П. и Гвоздевой Н. И. проведена подготовительная работа в своих классах:

На классном часе познакомились с книгами В. Д. Берестова. Вспомнили знакомые произведения из уроков литературного чтения. Детям сообщено о проведении конкурса "Мой Берестов" и выбрали номинации: лучшая самодельная книжка "Читаем Берестова"; лучший рисунок - иллюстрация к стихотворению В. Берестова / оба класса занимаются по УМК "Гармония" /

Дети познакомились с книгой В. Дацкевич "Как делают книгу"/ фотокнига/, Москва, издательство "Детская литература", 1987 год; увидели книжки-малышки по теме "Охрана природы", книжки-малышки из детских журналов.

Исследовательская и творческая работа детей (проводилась в течение 1,5 месяцев).

Самостоятельная работа детей включала:

  • чтение стихов; подбор стихов для книжки-малышки;
  • оформление книжек, рисунков;
  • знакомство с биографией автора;
  • представление своих работ в классе;
  • чтение понравившихся стихов;
  • сотрудничество с городской библиотекой № 10

( Дети при необходимости получали помощь у классного руководителя, консультировались с учителями-предметниками: рисование, технология)

Выставка книжек-малышек и рисунков. Представление своей книги в классе. Отбор выступающих на читательских посиделках.

Отчёт о проделанной работе. Читательские посиделки "И всё же хорошо тому поэту, кого везут по детскому билету. (В посиделках принимали участие учащиеся 2 "А" и 3 "Б" классов).

Подведение итогов работы. Награждение победителей конкурса книжек-малышек, рисунков по произведениям В.Д. Берестова.

Дети активно включились в творческую работу по оформлению книжек-малышек. В классе при работе с детскими книгами постоянно обращали внимание на оформление, заголовки, рисунки, приносили и читали интересные стихи. В процессе работы с книгами понаблюдали за разным оформлением, отмечали то оформление, которое нам больше нравилось.

В нашей лицейской библиотеке не оказалось ни одной книги этого автора. Мы сотрудничаем с городской библиотекой № 10. В ней нас радушно приняли и помогли с библиографической литературой. В классе дети делились находками, читали стихи Берестова. Наши "исследователи" знакомились с биографией поэта. Оказалось, что с некоторыми стихотворениями В. Д. Берестова мы знакомы с детского сада, но не знали автора. В такой работе незаметно пролетело 1,5 месяца. Настало время представить свои работы. Дети всегда проявляют активный интерес к работам своих одноклассников. У второклассников больше опыта в оформлении творческих работ, поэтому их работы были ярче, оригинальнее, красочнее оформлены. В каждом классе прошло представление книжек, дети прочитали понравившиеся стихи. Отобрали стихи для чтения на посиделках. Подвели итоги конкурса рисунков и книжек-малышек. У нас принято творческие работы оценивать в нескольких номинациях. 20 марта 2008 года в посиделках принимали участие два класса. При активном участии всех детей прошла игра "Узнай стихотворение", конкурс "Головоломка". Книжки-малышки и рисунки мы передали в библиотеку № 10.

Цель:

  • обобщить знания о творчестве В. Д. Берестова;
  • расширить круг читаемых произведений;
  • развивать умение выразительно читать, инсценировать;
  • развивать интерес к литературе, творчество в оформлении книжек-малышек.

Оборудование:

  • портрет поэта;
  • выставка книг автора, книжек-малышек, сделанных детьми;
  • рисунки детей;
  • карточки со словами поэт, сказочник, литературовед-исследователь, переводчик, писатель;
  • компьютер, проектор;
  • презентация;

Актуализация знаний

Приложение

Прил1.Слайд № 2

Ведущий: Сегодня наши посиделки посвящены замечательному поэту и его творчеству. Мы читали его произведения, узнавали о его жизни, делали книжки-малышки, рисовали рисунки, а сегодня поделимся своими находками друг с другом и с нашими гостями.

- Послушайте сообщения детей 3 класса:

Родился Валентин Берестов 1 апреля 1928 года в маленьком тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя. Отец будущего поэта и сам писал в юности стихи, и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать.

В 1942 году семья жила в эвакуации в Ташкенте и особую роль в литературной биографии сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал записи своих стихов. Чуковский спас нашему герою жизнь, когда тот серьезно заболел.

Осторожно мою он решает судьбу Прил.1 Слайд № 3
И тревожно глядит на мою худобу.
Завтра утром меня он помчится спасать.
А пока он покажет, как надо писать.

Прежде, чем всерьёз заняться литературой, Берестов закончил исторический факультет факультета МГУ, аспирантуру этнографии и много работал в археологических раскопках. Эта работа стала основой для художественных произведений.

В 1946, еще в студенческие годы, он впервые поехал на археологические раскопки. Древние города - Хорезм, Новгород, их тайны, - как было не написать об этом! Через несколько лет ветеран археологических экспедиций расскажет о своих путешествиях в исторических повестях "Меч в золотых ножнах" (1964) и "Два огня" (1966).

В 1946 году его произведения начинают публиковаться в периодической печати. В 1957г. выходят его первый поэтический сборник "Отплытие" и тоненькая книжка для дошкольников "Про машину".

Член Союза Писателей СССР (1957). Член редакционных советов издательства "Малыш" (с 1989) и журнала "Детская литература" (с 1996).

Ведущий: Знаете ли вы, что: учился Берестов одно время в селе с литературным и довольно странным названием Льва Толстого.

Поэтические способности у мальчика обнаружились очень рано. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор - восьмилетний Берестов был бит своими товарищами по первому классу. Но это не отвратило его от сочинительства. Повзрослевший поэт записывал новые стихи в тетрадь, которая хранилась в тайнике.

Его называли талантливым археологом - поэтом.

Презентация книг автора

Ведущий: С какими книгами автора успели познакомиться? Знаете ли вы, что за книгу "Первый листопад" Берестов В. Д. получил премию союза писателей СССР в конкурсе на лучшую книгу. Прил.1 Слайд №4

В этих стихах вы увидите не просто ровесников, в них узнаете себя. Стихи зовут искать, играть, соревноваться. Секрет книги - особое родство стихов и рисунков. Художник Татьяна Ивановна Александрова была женой поэта. Ну, и от человека, родившегося 1 апреля, конечно, ждут шуток, розыгрышей. Один из сборников Берестова так и называется - "Улыбка". А его стихи для малышей полны озорной выдумки. Здесь баюкают больную машину, а в столовую заходит - кто бы думали - Дракон! Здесь игра и сказка, здесь возможно все.

3. Презентация книжек-малышек.

Прил.1 Слайд №5

Дети читают стихи ("На траве" - Слава; "Праздник мам" - Настя; "Где право, где лево" - Таня; "Больная кукла" - Алина Ч.; "Рассказ по картинке" - Соня; "Коза" - Кристина)

Игра "Узнай стихотворение"

Прил.1 Слайд № 6

Ведущий: В крошечных стихах Берестова мелодия стиха удивительна чиста, она, кажется, пронизана солнцем и смехом. Литературоведы утверждают, что эти его стихи похожи по написанию на стихи С. Я. Маршака. Прил.1Слайд № 7

О чём поют воробушки
В последний день зимы?
Мы выжили!
Мы дожили!
Мы живы! Живы мы! Прил.1 Слайд № 8

Петушки распетушились.
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться. Прил.1 Слайд № 9

Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется? Прил.1 Слайд № 10

Маленький бычок,
Жёлтенький бочок.
Ножками ступает,
Головой мотает.
- Где же стадо? Му-у-у!
Скучно одному-у-у! Прил.1Слайд № 11

Ведущий: Это стихотворение знает каждый человек нашей страны, каждый дошкольник и школьник.( Хоровое проговаривание)

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай ещё страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Ведущий: А сейчас стихи менее известные. Постарайтесь догадаться, как они называются. Некоторые из них взяты из ваших книжек-малышек.

Что ни сутки.
По минутке
День длинней,
Короче ночь.
Потихоньку,
Полегоньку
Прогоняем зиму
Прочь!

Всё утро дождик. Прил.1 Слайд №12

Ничего весёлого.
Но есть у солнца друг.
Один из лучших.
Упрямо поворачивая голову.

Он ищет солнце.
Спрятанное в тучах.
Нежарким солнышком согреты,
Леса ещё листвой одеты.

У первоклассников букеты.
День хоть и грустный, но весёлый!
Грустишь ты: - До свиданья, лето! -
И радуешься: - Здравствуй, школа! Прил.1 Слайд №13

Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в чьи-то штаны,
В волчий хвост или в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.

Стихотворение "Нофелет"

Ведущий: Каждое слово имеет своё значение. А что означает слово НОФЕЛЕТ?

/чтение стихотворения в лицах - Вита и Никита/ Прил.1 Слайд № 14

Ведущий: Знаете ли вы, что интерес к детской поэзии пришёл к Валентину Дмитриевичу Берестову случайно, когда он стал отцом. "Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей. Меня стали считать только детским. Я и горевал, и бросал "детское", но ничего поделать было нельзя: " - В.Д. Берестов.

Литературная деятельность автора.

Ведущий: Пушкинистика Берестова отличается глубинным прочтением произведений поэта. Он сделал некоторые находки, связанные с биографией А. С. Пушкина. Мало того что Берестов открыл русскому читателю мир пушкинского детства (тоненькая его книжка "Ранняя любовь Пушкина" была издана в библиотечке "Огонька" в 1989 году), он ещё и ухитрился отыскать два неизвестных стихотворения Пушкина: в собрании сочинений самого Пушкина. Одно из них "Там за церковью, за немецкою".

Сообщения детей: Написал мемуары о детстве и о великих современниках: Чуковском, Ахматовой, А. Толстом, Пастернаке и др.

Занимался библейскими пересказами, переводами. В первую очередь - переводами стихов близкого ему по духу бельгийского поэта Мориса Карема, получившего в Париже титул "Короля поэтов".

Берестов познакомил нас с такими поэтами как Франтишек Грубин, Григоре Виеру (молдавский поэт - "Мохнатая азбука").

Печатался Берестов как критик и литературовед - статьи о В.И. Дале, С.Я. Маршаке, В.С. Высоцком, Есенине, Блоке. Статьи об авторской песне и многое другое.

В 90-е годы много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.

( На доске крепятся карточки со словами критик, литературовед-исследователь; переводчик, поэт.)

Сказочник Прил.1 Слайды № 15, 16

Ведущий: Как вы думаете, писал ли Берестов сказки?

Ведущий: Знаете ли вы, что Берестов менее известен как сказочник.

/Чтение в лицах "Витя, Фитюлькин и ластик"/

Ведущий: Одна из известных сказок Валентина Берестова "Катя в Игрушечном городе" написана в соавторстве с Татьяной Александровой, женой писателя.

/Чтение в лицах отрывка из сказки "Катя в игрушечном городе", глава "Подснежник"/ Ведущий: Вслед за великим сказочником Джанни Родари Берестов говорил: "Как вы смеете утверждать, что есть плохие дети?!" И вправду: если дети становятся плохими - это верный признак того, что они выросли. /на доске -сказочник/

Прил. 1 Слайд №17

Ведущий: Знаете ли вы, что ещё в начале 90-х годов Валентин Дмитриевич Берестов загорелся идеей выпустить в свет "детского" Даля. Несколько лет занимался тем, что выбирал из Даля все самые красивые и светлые слова, вместе с ними и поговорки, пословицы, прибаутки. Даль называл словарь "Подручной книгой". В конце 2001 года два роскошных тома под названием "Владимир Даль. Иллюстрированный словарь живого русского языка" вышли в свет. / на доске - составитель словаря/

Головоломка Прил.1 Слайд № 18-19

Ведущий: Давайте поиграем в рифмы. Я читаю стихотворение, я вы договариваете слово в рифму и мы разгадаем головоломку. Готовы?

(Текст головоломки взят из газеты "Начальная школа"№ 3, 2008 год. Автор А. С. Романов, школа № 324, г. Москва.)

Награды поэта/Сообщения детей/

Лауреат Всероссийского конкурса на лучшее художественное произведение для детей (1977, 1987); в 1988 году Госкомиздат и Союз писателей СССР присудили книге "Первый листопад" первую премию в конкурсе на лучшую детскую книгу; Государственная премия РСФСР (1990); диплом 3-го Всероссийского молодежного фестиваля "Артиада" (1997);

премия им. Б.Полевого (1986); премия им. А.Синявского "За благородство и творческое поведение в литературе" (1998; посмертно); многолетние труды Берестова были отмечены медалью В. И. Даля (посмертно).

Умер В. Д. Берестов 15 апреля 1998 года. Прил.1 Слайд №20

9. Итог посиделок.

- Что нового для себя узнали о творчестве В. Д. Берестова?

- Продолжите предложение В. Д. Берестов :..

- Мне понравились его :.

- Что показалось интересным сегодня на занятии?

- Что вас удивило?

- Как вы поработали?

- В. Д. Берестов детский поэт?

Ведущий: Берестов - не взрослый и не детский.     

ЗНАЕТЕ ли вы, что сам Берестов называет своё литературное творчество для детей так: "Это игра с детьми".Он верит, что все дети, "если вслушаться в их разговоры во время игры или рисования, сами сочиняют стихи".

Новелла Матвеева "Если бы меня спросили, кто - человек столетия, я бы сказала: Валентин Берестов. Потому что именно таких людей 20 веку не хватало больше всего". К этому высказыванию Н. Матвеевой могли присоединиться многие молодые писатели, которым помог и поддержал В. Д. Берестов.

Итоги конкурса книжек-малышек:

(2 "А" класс)

Победители:

  • номинация "Творческий подход"

Москвитин Саша, Борисенко Даша, Череватова Алина

  • номинация "Оригинальность"

Андрианова Катя, Фоменко Алина, Галка Игорь

  • номинация "Самостоятельность"

Постникова Кристина

  • номинация "Рисунок"

Чернышов Никита