Развитие экологической культуры учащихся начальной школы на уроках под открытым небом

Разделы: Общепедагогические технологии


Развитие экологической культуры учащихся начальной школы как первостепенной основы внедрения здоровьесберегающей технологии проведения урока под открытым небом является злободневной и чрезвычайно острой проблемой современного образования, которая привлекает внимание многих исследователей и нас, в том числе.

Актуальность заявленной проблемы подчеркивается в ряде постановлений Правительства и Минобразования науки Российской Федерации, связанных с модернизацией системы образования и повышением качества обучения учащихся, где подчеркиваются проблемы “устаревшего и перегруженного содержания школьного образования”, которое не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы сохранения их собственного здоровья.

В послании Президента РФ Федеральному собранию Д.А. Медведева еще раз обращено внимание на то, что “именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно “кивать” только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги”. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели: физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей; 25-35% детей пришедших в первый класс школы имеют физические недостатки; 90-92% выпускников средних школ находятся в “среднем состоянии”, т.е. ещё не знают, что больны; только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми; 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95%-находятся в “третьем состоянии”.

Поэтому нас заинтересовала тема “Развитие экологической культуры учащихся начальной школы на уроках под открытым небом”, где серьезно встал вопрос о создании такой технологии обучения ребенка в природе, чтобы он на эмоционально-чувственной основе мог воспринимать реальные природные объекты и явления; учиться сопереживать и рационально оценивать их состояния; разрабатывать и реализовывать проекты направленные на защиту, сохранение и улучшение природной среды; переживать чувство удовлетворения от собственной созидательной, природоохранной деятельности.

Обращение к проблеме развития основ экологической культуры человека фиксируется в России уже в конце XIX и в начале XX века. В этот период широкое распространение получает уникальное научно-философское направление мысли – Русский Космизм (В.И. Вернадский, В.С. Соловьёв, К.Э. Циолковский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др.), утверждающий необходимость развития положительного, бережного отношения человека к природе. Ученые двадцатого столетия, занимающиеся проблемой становления личности человека, утверждают: конфликт между природной средой и обществом сохраняется, приумножается и требует кардинальных изменений (Б.Г. Ананьев, Н.Ж. Божович, Л.П. Викторов, Л.С. Выготский, С.Н. Глазачев, Н.Ж. Дагбаев, С.Д. Дерябо, А.В. Запорожец, И.Д. Зверев, Л.Н. Коган, И.С. Кон, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, Я.З. Неверович, Р.С. Немов, А.А. Плешаков, С.Л. Рубинштейн, К.И. Шилин, П.М. Якобсон, В.А. Ясвин и другие).

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам утвердиться в мнении, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом жизни человека для формирования позитивного опыта общения с природой. По мнению психологов позитивное взаимоотношение с природой требует постижений природной реальности, где учащийся выступает не как носитель предлагаемой информации, а как субъект, адекватно оценивающий состояния природной среды, способный проявлять интерес к ней, проектировать и отражать действия, направленные на ее сохранение и приумножение, что предполагает наличие мотивов, осознание собственных чувств и своего поведения в ней (Л.С. Выготский, А.Н. Лентьев, Д.Б. Линдслей, Р.У. Липер, Г. Оллпорт, Д.Б. Эльконин, С.Г. Якобсон и другие).

Однако нерешенным остается вопрос создания интегративных образовательных программ для начально-школьного образования, обеспечивающих развитие всех сфер ребенка в соответствии с индивидуальной “зоной ближайшего развития” (Л.С. Выготский) и требованиями школьной зрелости (В.Н. Максимова). Сочетание системного и акмеологического подходов предполагает усложнение структуры современных образовательных программ, направленных на единство процессов: интеграции и дифференциации, управления и самоуправления, организации и самоорганизации, воспитания, обучения, сопровождения и коррекции, развития и созидания здоровья акцентируя задачу активного развития всех функций растущего человека и повышения его иммунитета.

Таким образом, анализ научной литературы позволил нам утвердиться о важности и значимости проблемы, связанной с развитием экологической культуры и собственного здоровья учащихся начальной школы. Соглашаясь и, в целом, поддерживая оригинальные находки многих авторов, мы, однако, считаем, что в российском педагогическом опыте практически не нашли своей реализации блистательные идеи проведения уроков в живой природе (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и другие).

Поэтому в создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогической технологии проведения системы уроков под открытым небом, нацеленной на охрану интеллектуального, физического, эмоционально-психологического здоровья ребенка начальной школы. Технология проведения уроков в природе включает:

  1. Использование эффективных форм и методов подачи информации о природе, о здоровье и профилактике заболеваний, активизирующих осознание ценностей здоровья и психологического взросления;
  2. Усиление защитных и развивающих факторов, в том числе развитие ресурсов личности и поддерживающей природной среды;
  3. Направление на уменьшение факторов риска развития соматических заболеваний и отклоняющегося поведения;
  4. Использование интерактивных методов обучения в природе, направленных на развитие эмоциональной - чувственной сферы личности учащихся, умений и навыков общения с природой и самим собой, освоение критического мышления, принятия решений, самоопределения и целеполагания, ответственного поведения в природе;
  5. Использование форм и методов просвещения родителей, повышающих их активность в содействии здоровьесберегающим усилиям технологии, а также активность семьи в сохранении и развитии здоровья детей в семье;
  6. Использование межпредметной связи обучения;
  7. Учет возрастных особенностей учащихся начальной школы и диагностика сохранения здоровья детей;

Теоретической научно-методической и практической основой технологии проведения урока под открытым небом являются различные подходы: личностно-деятельностный; аксиологический; валеологический; культурологический; системно-синергетический; проектировочный; интегративный; акмеологический.

Цель данной технологии состоит в развитии экологической культуры ребенка начальной школы на уроках под открытым небом.

В становлении экологической культуры учащихся на уроках под открытым небом выделяют ряд стадий: готовность к проявлению воспринимать, наблюдать, вести исследования, оказывать помощь природе (т.е. мотивационный аспект); владение знанием содержания образовательной области “Урок под открытым небом” (т.е. когнитивный аспект); опыт проявления экологической культуры в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); отношение к предметам (объектам) природы (ценностно-смысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления экологической культуры; корректирующий.

Непосредственное восприятие живой природы на уроках под открытым небом создает новые предпосылки для развития основ экологической культуры учащихся начальной школы и кардинально изменяет позицию ученика в учебном процессе и его отношение к природе.

Технология проведения уроков востребует от школьника разнонаправленной активности в процессе его взаимодействия с природными объектами. Для реализации намеченных в исследовании задач необходимо, чтобы учитель соответствовал профессиональным требованиям. Он должен умело взаимодействовать с учениками, изучая их возрастные и психологические особенности; на уроках в природе реализовывать проблемно-ориентированную, поисково-исследовательскую направленность обучения, что проявляется в умении отбирать содержание урока, разрабатывать проблемные ситуации и вопросы, вводить учащихся в процесс обсуждения целей, способов действий, ориентированных на изучение, сохранение и развитие природной среды.

Приведем небольшой отрывок урока под открытым небом, проведенный Инной Владимировной по теме: “Живая и неживая природа или что у меня под ногами”

Подготовительная работа: к уроку готовится снаряжение (рюкзаки, подстилки, планшеты, простой карандаш, одежда по погоде у детей); (рюкзак, свисток, подстилка, одежда по погоде – у учителя). Предлагается заранее разжечь костер.

Цель урока: формировать основы экологической культуры у детей первого года обучения.

Задачи урока:

  1. Уточнить представления ребенка первого года обучения о живой и неживой природе;
  2. Развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи, определяющие условия существования природных объектов;
  3. Развивать интерес к природе, умение оживлять, сопереживать и в речи передавать свое отношение к ней;
  4. Воспитывать нравственно-эстетические чувства учеников от восприятия живой и неживой природы, умение сообща обсуждать варианты защиты природы;
  5. Формировать организационные умения и навыки подготовки к уроку под открытым небом (сбор вещей, темп, взаимопомощь и т.п.)

Оборудование: природный материал, рюкзаки, часы, песочные часы, подстилки, планшеты, простые карандаши.

Ход урока

Организационная часть – подготовка к выходу на природу: а) учащимся предлагается вспомнить требования к одежде, экипировке ученика, выходящего на урок в природу; б) учитель ставит песочные часы (на три минуты), отведенные на сборы. Вводится элемент соревнования – дети делятся на два или три звена (группы) разведчиков природы. (6 минут)

Выход учащихся из школы (1 минута)

Построение в круг, проверка готовности, проверка одежды, снаряжения (2 минуты)

Основная часть урока

– Мы идем в гости к природе. Какие основные правила для нас, гостей и для природы – хозяина можете назвать?

Как мы пойдем? Как поймем, что природа нас встречает с радостью? (Нужно быть внимательным, все замечать и наблюдать)

Вот сегодня мы разберемся с нашей темой Живая и неживая природа. Посмотрим, какое звено разведчиков станет победителем

Переход к месту работы занимает 5 минут.

Повторение правил работы в природе (1 минута)

Работа с природным материалом (20 минут).

- Встаньте в круг. Закройте глаза. Что услышали?

- Нагнитесь и возьмите один предмет так, чтобы никто его не видел. Не называя, расскажите об этом предмете, чтобы мы догадались, что у вас в руке (Дети поочередно рассказывают). Положите слева предметы живой природы, а справа – неживой.

К какой природе относятся предметы: лист, шишка, ветка и т.п.? (Это природа живая). К какой природе отнесем камень? (К неживой). Чем отличаются предметы живой природы от неживой природы?

Учитель предлагает, собравшись на опушке сверить часы и разойтись. Для этого дает задание: найдите один предмет живой природы и один неживой природы. Положите их в разные линии (Дети выполняют) (5 минут).

- Назовите, какие положили предметы справа от себя? (Ветки, камень, шишки, листики, травинка). Есть ошибки? (Да). Какие? (Камень – это неживая природа). Верно. Сделайте вывод, перечисляя предметы живой и неживой природы.

Наклонитесь, возьмите два предмета живой природы из-под ног. Скажите, почему взяли эти предметы? (Это живая природа). А как надо относиться к живому? (Дети перечисляют собственные примеры).

Найдите под ногами предмет живой природы, но только круглой формы. Что взяли? (Листок или камень). Камень – это живая или неживая природа. Приложите листочек к щеке. Какой он? Почему? На кого похож Листочек? С кем можно сравнить? Представьте его живым как вы. Что может сделать листок? (Станцевать, полетать, спеть). Покажите, какой танец исполнит ваш листок (Дети кружатся).

Какой камень? Что может сейчас почувствовать? Что можно сделать из камня? Рассортируйте камни по разным размерам. Подержите камень в руке. Какой он? (Холодный). Как вы это осознали? (Теплая рука). Значит природу можно понять и почувствовать.

Что почувствовал листок, когда сорвался и полетел? (Легкость, свободу и т.п.) Упал на землю ваш листок. Что с ним произойдет? (Его согреет солнышко, он разобьется, он окажется у кого-то в руке). Что будет чувствовать листок, когда будет лежать на земле? (Прохладу, тепло, может быть радость и т.п.). Возьмите и нарисуйте настроение вашего листочка. (Дети рисуют на планшетах)

Выполнение рисунков. Показ друг другу (7 минут).

Попробуйте сочинить сказку, назвав ее, передавая в ней чувства, эмоции, характер, настроение вашего героя (15 минут).

Прослушивание сказок (5 минут).

Подведение итогов работы (7 минут).

- Что узнали интересного? Назовите признаки живой природы. Назовите признаки неживой природы. Задание на дом: вспомнить и повторить признаки живой и неживой природы.

- Что помогло передать вам настроение вашего героя.

- Какое было у него настроение, а у вас?

Желаем всем успехов!