Развитие творческой самореализации личности в издательской деятельности

Разделы: Информатика


Актуальность

Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходятся без выпуска собственной газеты, журнала. Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому в нашей школе возникла идея выпуска своей газеты.
Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Конечно, соперничать с центральными изданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.
Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов - создание школьного пресс-центра, где будет выпускаться печатная школьная газета.
В результате анализа состояния образовательного процесса в нашей школе, выявлены следующие противоречия между:

  • необходимостью создания школьного пресс-центра и отсутствием единой программы по его функционированию;
  • пониманием того, что у школьников существуют различия в творческом потенциале (творческих возможностях) и организацией дифференцированного обучения  общим способностям.

Этим обусловлен выбор темы проекта: «Развитие творческой самореализации личности в издательской деятельности».

Объект исследования: образовательный процесс школы.

Предмет исследования: условия, способствующие творческой самореализации личности в издательской деятельности.

Цель проекта: создание условий для творческой самореализации личности в издательской деятельности.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  • разработать систему диагностики интересов, склонностей и способностей школьников;
  • разработать систему внеурочной работы, дополнительного образования учащихся с учетом преемственности в рамках деятельности школьного пресс-центра;
  • разработать функциональную и организационную структуру управления проектом.

Сформулируем цель и задачи, стоящие перед школьным изданием:

Цель: повышение профессионального мастерства коллектива обучающихся школы в работе по созданию школьной газеты.

Задачи:

  • развитие информационной компетентности учителей и школьников;
  • воспитание чувства патриотизма;
  • популяризация таких видов деятельности, как журналистика и издательство;
  • профориентация обучающихся;
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • стимулирование использования новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе;
  • стимулирование самостоятельности и креативности школьников.

Гипотеза: если в сельской школе создать условия для успешного функционирования школьного пресс-центра, то это будет способствовать раскрытию творческих способностей обучающихся и в целом творческой самореализации личности в рамках деятельности школьного пресс-центра.

Методы исследования:

  • Основные методы – педагогическое наблюдение, опрос в форме раздаточного анкетирования, анализ, сравнение, обобщение, моделирование.
  • Вспомогательный метод – метод теоретического анализа и обобщения данных научно – педагогической литературы.

Кадровое обеспечение проекта

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы,
заместитель директора по УВР,
заместитель директора по ВР.

Консультативная, научно-методическая

Координация реализации проекта.
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка и издание методических рекомендаций.
Аналитическая деятельность. Издательская деятельность.

Организатор проекта.

Педагоги школы

Осуществление проекта в системе внеклассной работы.
Использование новых педагогических технологий.
Организация издательской деятельности учащихся.

Классные руководители, учителя,
педагоги дополнительного образования.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы

Форма

Задачи

Элективный курс

  • Учет индивидуальных возможностей обучающихся.
  • Повышение степени самостоятельности обучающихся.
  • Расширение познавательных возможностей обучающихся.
  • Формирование навыков издательской деятельности.
  • Содействие в профессиональной ориентации.

Неделя (декада) журналистики

  • Представление широкого спектра форм деятельности школьного пресс-центра.
  • Повышение мотивации учеников к работе в школьном пресс-центре.
  • Развитие творческих способностей обучающихся.

Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей обучающихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация обучающихся во внеклассной работе.

Организация издательской деятельности обучающихся в школе

1 – 4 классы

Подготовительный этап:

  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных обучающихся.

Формы:
Внеклассная работа.
Кружки эстетического цикла.

5 – 7 классы

Творческий этап:

  • Формирование навыков издательской деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Творческое развитие обучающихся.
  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:
Внеклассная работа.
Кружки.
Студии.

8 – 9 классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков издательской деятельности.
  • Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся.
  • Формирование исследовательских навыков.
  • Развитие информационной культуры обучающихся.

Формы:
Внеклассная работа.
Элективный курс «Азбука журналистики».
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выпусков газет.
Спецкурс “Основы информационной культуры”.

10 – 11 классы

Исследовательский этап:

  • Совершенствование навыков издательской деятельности.
  • Совершенствование информационной культуры обучающихся.
  • Самостоятельное применение обучающимися знаний умений и навыков.

Формы:
Эл. курс «Азбука журналистики» (профильный уровень).
Внеклассная работа.
Недели журналистики.
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выпусков газет.
Спецкурс “Основы информационной культуры” (10 кл.).

План реализации проекта

Этап

Задачи

Мероприятия проекта

2007–2008
учебный год
(подготовительный)

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс-центра.

Изучение нормативной базы, подзаконных актов.

Разработка проекта работы школьного пресс - центра.

Разработка структуры управления проектом, должностных инструкций, распределение обязанностей.

Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта.

Пакет документов

Анализ итогов деятельности педагогического коллектива за 2003–2006 гг, материально-технических условий.

Организация выпуска школьных стенгазет с использованием ИКТ.

Организация группы обучающихся по освещению школьных мероприятий: деятельности НОУ "Рассвет", участия в  районной и региональной научно-практической конференциях, поисково-краеведческой работы по созданию школьного музея и т.д.

Разработка системы работы с творчески активными детьми.

2008–2009
учебный год
(организационный)

Цель: апробация системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс-центра.

Диагностика склонностей обучающихся.

Разработка методических рекомендаций по работе с творчески активными детьми, основам журналисткой деятельности, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.

Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми обучающимися.

Адаптация учебных программ спецкурсов, элективных курсов.

Повышение квалификации педагогов.

Диагностика склонностей обучающихся.

Научно-методический семинар для педагогов школы "Издательская деятельность обучающихся".

Организация деятельности школьного пресс-центра.

Участие в конкурсах журналистов, проектных мероприятиях.

Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с творчески активными обучающимися.

Разработка программы "Профессиональное самоопределение".

Разработка и утверждение программ спецкурсов и элективных курсов.

Разработка методических рекомендаций по основам журналисткой деятельности школьников.

2009–2010
учебный год
(практический)

Цель: переход системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс – центра  в режим функционирования.

Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.

Коррекция затруднений педагогов в реализации проекта.

Диагностика склонностей обучающихся.

Организация деятельности школьного пресс-центра.

Проведение школьной недели (декады) журналистики.

Участие в  районных и региональных конкурсах издательской деятельности.

Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с творчески активными детьми.

Разработка и утверждение программ спецкурсов и элективных курсов.

Оформление теоретического материала по проблеме.

Внесение необходимых коррективов.

2010–2011
учебный год
(обобщающий)

Цель: переход системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс – центра  в режим функционирования.

Анализ итогов реализации проекта.

Коррекция затруднений педагогов в реализации проекта.

Обобщение результатов работы школы в данном направлении.

Диагностика склонностей обучающихся.

Организация деятельности школьного пресс-центра.

Проведение школьной недели (декады) журналистики.

Участие в  районных и региональных конкурсах издательской деятельности.

Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с творчески активными детьми.

Разработка и утверждение программ спецкурсов и элективных курсов.

Обобщение результатов работы школы.

Обработка и анализ итогов реализации проекта, корректировка гипотезы.

Разработка методических рекомендаций.

Ожидаемые результаты:

Критерии

Показатели

1. Выявление склонностей, способностей и интересов обучающихся.

Наличие:

  • разработанных программ спецкурсов и элективных курсов;
  • банк данных;
  • победителей конкурсов юных журналистов.

2. Наличие и функционирование адекватной системы работы с  учащимися в рамках школьного пресс – центра  

Наличие:

  • методического обеспечения системы работы с  обучающимися в рамках школьного пресс – центра;
  • структуры  управлением проектом, кадрового обеспечения проекта;
  • различных форм внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы;
  • плана повышения квалификации педагогов.

3. Творческая самореализация выпускника школы.

Наличие:

  • различных форм внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы;
  • издательской деятельности (школьной газеты);
  • роста уровня развития творчества в деятельности педагогов и обучающихся.
  • Развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения и применять их в жизни.

4. Преемственность в работе начальной, средней и старшей школы.

Наличие:

  • организации издательской работы обучающихся в школе;
  • мотивации обучающихся к обучению;
  • умения выстраивать свой индивидуальный маршрут обучения.

Прогноз негативных последствий и устойчивости проекта

Негативные последствия:

  • непринятие частью учителей внедрение проекта, как отвлекающего момента от основных предметов;
  • недостаточность материально-технического обеспечения.

Устойчивость проекта:

  • положительная мотивация участников образовательного процесса на реализацию проекта;
  • повышение качества образования;
  • рост профессионального мастерства педагогов;
  • удовлетворённость результатами  родителей.

Бюджет проекта

№ п/п

Перечень статей расходов и требующихся ресурсов

Запрашиваемая сумма, руб.

Собственные средства, руб.

Привлечённые средства, руб.

Общая сумма, руб.

1

Оборудование:

персональный компьютер;
принтер струйный;
сканер;
фотоаппарат цифровой;
носители информации  flash.

 


3000


2000

 

18000

2000
7500

 

 





32500

2

Расходы на деятельность:

бумага для офисной техники;
канцелярские товары;
расходные материалы для принтера;
организация и проведение творческих встреч, семинаров, конференций, выставок, презентаций.

 

3000

10000
7000

 

500
1200
2000
800

 


1500

1500

 




27500

 

ИТОГО:

25000

32000

3000

60000