Устный журнал на тему "Государственные символы Казахстана"

Разделы: Внеклассная работа


“Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев – вот ключевые слова, которыми следует охарактеризовать Казахстан, которым мы хотим построить”.

Из послания Президента
народу Казахстана “Казахстан-2030”

Цели и задачи:

1. Создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики.

2. Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине.

3. Познакомить учащихся с символами Казахстана: герб, флаг, гимн, с их историей.

4. Развить познавательный интерес, расширить кругозор в области государственной символики.

5. Воспитать у детей уважительное и бережное отношение к государственным символам Казахстана, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны.

Наглядности: символы республики Казахстан, рисунки с изображениями Астаны.

Звучит Государственный гимн Республики Казахстан.

Ведущий. Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно пробудить, потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Родину. Любовь надо воспитывать. Ведь по мнению Бернарда Шоу “патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно в ней ты родился”. А в философском словаре дано такое определение патриотизму: “нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”. Одной из актуальных тем патриотического воспитания является тема, связанная с государственной символикой Казахстана. Вашему вниманию предлагается устный журнал “Государственная символика Казахстана”.

На Знамени – орел несет светило,
И в сердцевине герба – шанырак
Так в суверенном мире наша сила
И в давней дружбе – благодарный знак.

Ученик: К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Ведь одним из первых шагов возникшего государства является обретение им своего флага, герба и гимна. Связано это с тем, что они являются символами политической независимости и суверенитета страны. В 1991 году весь мир облетела весть о рождении независимого государства, имя которому – Республика Казахстан. Теперь

У казахов своя земля,
Свои земли на все времена.

Ученик: Через немалые испытания прошел казахский народ, прежде чем завоевать право на свою государственную символику – Гимн, Герб и Флаг.

Есть слово гордое “Казах”,
В нем воплотилось государство
С Гербом и Гимном, есть свой Флаг,
Язык, в котором мудрость нации.

Государственные символы закреплены Конституцией Республики Казахстан в статье 9, а также статья 34 гласит, что “каждый обязан уважать государственные символы Республики Казахстан”.

Ученик: Эта триада символов возникла не сразу. Только в XX веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. В истории становления государственной независимости Казахстана, возродившегося на исторической арене в конце XX столетия, разработка новых официальных символов занимает также особое место. Хорошей традицией стала практика начинать учебный год с уроков, посвященных воспитанию уважительного отношения к государственным символам. Государственные символы – не только художественные образы, но и глашатаи идеи осуществления государственной независимости. Он способствует проникновению этой идеи в мысли и чувства людей. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн своей родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории, о том, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века.

1 страница устного журнала

“Государственный флаг Республики Казахстан”

Учитель: Слово “флаг” голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. Флаг это один из символов государства. Есть флаги и знамена корабельные, заводские, институтские, знамена спортивных команд, знамена воинских частей. С каких же пор пошел обычай поднимать и чтить флаг?

Ученик: Впервые знамена появились, пожалуй, у древних кочевых племен – скифов, только знамена были надувные. Это был длинный мешок, который формой напоминал дракона – с пастью, ногами и хвостом в виде рукавов. На ветру он надувался и должен был пугать врагов.

Учитель: Как мы с вами видим происхождение флага военное. В Средневековье собственное знамя было у каждого рыцаря, не говоря о графах, герцогах и королях. Цвет у знамени был самый различный.

Современные государственные флаги чаще всего состоят из цветных полос, как правило, они прямоугольные, но есть исключения: у Швейцарии и Ватикана знамена квадратные, а у Непала ... треугольные.

Ученик: “Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнце с лучами, под которым парящий орел”. Казахский народ с древних времен считал орла священной птицей. Образ орла в изображении Флага связан с пожеланием, чтобы независимый Казахстан парил высоко, жил вечно. У древка имеется вертикальная полоса с национальным орнаментом Казахстана. Автором Государственного флага является Шакен Онласынович Ниязбеков.

Ученик: В создании флага автор использовал небесно-голубой цвет, почитаемый многими народами с древних времен. Так, первый Тюркский каганат в VI веке почитал голубой цвет. У тюрков были широко распространены голубые шатры, а их предводители носили одежду голубого цвета. Народы Каганата назывались “голубыми тюрками”. Это, видимо, означало также определение “небесные тюрки”, “божественные тюрки”. В связи с этим святое знамя предков “бq рiлi байрак” или флаг, называли еще “Кq к асаба” – “Поднебесным”. Под этим знаменем они храбро сражались со своими врагами, отстаивали свои земли от набегов. Они смогли отстоять каждый метр земли, показывали чудеса храбрости и самоотверженности. Вместе с тем, они развили свою культуру, вошедшую в историю человечества, как культуру кочевников.

Ученик: Родиной пратюркского народа, его колыбелью является наша казахская земля. По утверждениям ученых, казахский народ сохранил многие качества, присущие тюркам. Эта особенность замечается и в языке казахов. В казахском языке есть слова и словосочетания: “когеру” – “голубеть” в значении процветать, “коктеу” – покрывать голубизной, в значении – обогащаться, обрастать. В голубом Государственном Флаге Республики Казахстан как бы соединились все понятия о процветании, счастье народа Казахстана, получившим свою независимость.

Ученик:

Смотрю на небо голубое:
Там высоко парит орел,
Восходит солнце золотое
Над птицей, будто ореол.
До боли мне знакомо это
Видение сквозь пики гор,
Осталось лишь добавить сбоку
Национальный наш узор.
Флаг, независимый и гордый,
Народом государству дан,
Пусть же всегда хранит свободу
Наш суверенный Казахстан!

2 страница

Государственный герб Республики Казахстан

И горит над миром образ твой:
Флаг казахский и казахский герб.
Д.Молдагалиев

Учитель: По словарю Ожегова С.И. герб – “эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах”. Государственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки в обрамлении крыльев мифических коней. В нижней части герба – надпись “Казакстан”. В Государственном гербе использованы золотой и голубой цвета.

Ученик: Автором Государственного герба Республики Казахстан Жандарбек Малибекович Малибеков и Шот-Аман Ыдырысулы Уалихан. Авторы не случайно выбрали в качестве основы составную часть юрты, как особый дар степной цивилизации, признанной во всем мире, как самый уникальный тип жилищной архитектуры – шанырак. Он не только имеет природное происхождение и напоминает небесный купол, но и по отражению в сознании людей является одним из важных элементов жизнеустройства. У казахов принято такое благородное приветствие: “Да будет у вас шанырак высоким, кереге широкими, порог крепким, счастливым”. Применяя слово “шанырак”, можно выразить все основные понятия, связанные с жизнью человека от рождения до смерти. С понятием “кара шанырак,” связаны многие традиционные ритуалы, дошедшие до наших дней. Например, отправляясь в дальний путь или приступая к важному делу, надо получить благословение в этом доме. Этому дому причитается особая доля подарков в связи с разными традициями и обрядами.

Ученик: Образ шанырака в Государственном Гербе республики – это образ нашего общего дома, общей Родины всех людей, проживающих в Казахстане. Счастье в нем зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надежности его уыков. Будущее государства также зависит от единства и согласия его граждан, от их общих усилий во благо общего дома – общей Родины.

Ученик: В Государственном гербе использованы образы крылатых коней, пегасов. Лошади были главными помощниками в хозяйстве, в войнах с захватчиками. Ведь конь является также стихией казаха. Издавна говорят: “Казак жылкы мiнездi”, этим еще раз подчеркивается наибольшая близость, схожесть с природой. Конь с крыльями символизирует мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. Они свидетельствуют также о чистых помыслах и стремлении к совершенствованию и достижению гармонии в обществе, с природой и мировой цивилизацией.

3 страница

Государственный гимн Республики Казахстан

“Гимн – это флаг сотканный из слов”.
А.Тажибаев

Учитель: Итак, в начале нашей встречи для вас прозвучал гимн Республики Казахстан.

Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?

Учитель: Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин Республики Казахстан, его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают и прикладывают ладонь правой руки к левой стороне груди, а военные отдают честь или салютуют оружием. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважение к её представителям.

Ученик: С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная песня, написанная ещё в 1956 году “Мой Казахстан” (“Менiн Казакстаным”) с внесёнными изменениями, приводящими песню в статус государственного гимна. Поскольку поправки в текст внесены Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым, он будет указываться, как соавтор текста. Музыка композитора Шамши Калдаякова на слова Жумекена Нажимеденова (1956), Нурсултана Назарбаева.

Ученик: По словам поэта Тажибаева А.: “Гимн – это флаг государства, сотканный из слов”. Безусловно, слова гимна должны быть священны и близки для народа. Для сотворения слова-символа, слова-клятвы требуются не только чувство исторической реальности, но также мудрость и прозорливость, а самое главное – пророческое озарение настоящего творца искусства. Именной такой песней-символом стала песня “Мой Казахстан”, написанная во время поднятия целины. Эта песня у всех на устах и близка всем по своему духу. Государственный гимн – это духовное знамя. Древние считали, что дух человека соответствует голубому цвету, ум – желтому, тело – красному. В этом плане голубой цвет нашего флага тоже, наверное, символичен. В гимне отражено стремление народа к свободе, глубокие корни и чаяния о будущем. Он призывает к дружбе и единению во имя гуманизма, мира и согласия на нашей древней и прекрасной земле.

Учитель: Итак, подводя итоги, мы можем с гордостью сказать: Казахстан-государство со своей историей, своим государственным языком, символами, закрепленными Конституцией и столицей. Приятно сознавать, что флаг Республики Казахстан все чаще можно увидеть на международных выставках, соревнованиях и встречах. Все больше представителей Казахстана занимают посты в разных международных организациях. Иностранцы, приезжая сюда, поражаются темпам развития Республики Казахстан. Казахстан – государство перспективное, развивающееся. Я считаю, что в будущем он станет еще лучше, еще крепче. Миролюбивая политика государства, развитие интеллектуального и экономического потенциалов являются залогом будущего процветания. Символом Казахстана также можно считать город Астану. Астана, в считанные недели ставшая современным городом, символизирует мощь и силу Казахстана.

Казахстан прошлого – историческая родина отважных тюркских племен, мощное среднеазиатское государство; Казахстан настоящего – независимое государство с высокими темпами развития, прочно завоевывающее себе место среди ведущих азиатских государств; Казахстан будущего – одна из признанных мировых держав.

Мы, жители Казахстана, и само государство – одно органически целое. Мы сделаем все возможное для его развития, а в итоге выиграем сами – мы будем гражданами развитого, независимого, мощного в экономическом и политическом смысле государство.

Литература

1. Ожегов С.И. “Толковый словарь русского языка”.

2. Байрамов А.Р., Каиргали Ш.Н., Назарбаева А.Н., Шаймерденов Е.Ш. “Государственные символы тюркоязычных стран”.

Творчество учеников

Моя Родина – Казахстан

Родина моя – Казахстан,
Ты священна и прелестна
Красотой своей известна
И могучей стала ты.
Своей степью бесконечной
Ты известна всем извечно,
Покоряя все мечты.
Твои горы золотые,
Твои реки голубые,
И леса твои в нарядах
Все искрятся и шумят.
Алтынай Рамазанова (13 лет)

Мой Казахстан

Мой Казахстан
Даже тысячи стран
Не сравнятся с тобой
Независимый мой
Столица Астана
Любимые города.
Казахстан мой рай
Любимый мой край.
Алтынай Рамазанова (13 лет)