Применение информационных технологий в учебном процессе и в управлении образовательного учреждения

Разделы: Информатика, Администрирование школы, Общепедагогические технологии


“Если школа не идет в ногу с жизнью, учащиеся “перестают ее уважать, перестают ей верить. Когда учащиеся теряют доверие и уважение к школе, то учитель утрачивает авторитет и школа погрязает в проблемах плохой дисциплины и низкой успеваемости”.

Симур Паперт.

Информационная деятельность в современной школе может быть представлена как совокупность различных процессов:

  • преподавание ИКТ и информатики;
  • интеграция ИКТ в преподавание общеобразовательных предметов;
  • информатизация внеклассной работы;
  • создание и наполнение информационного ресурса;
  • информационное управление школой.

Следовательно, должны решаться в ОУ следующие задачи:

ИКТ в обучении школьным дисциплинам.

Информатизация образовательного процесса: проведение уроков по различным предметам с использованием мобильного компьютерного класса, преподавание предметов в кабинетах, оснащенной компьютерной техникой; использование уроков информатики для закрепления знаний по другим предметам; организация компьютерного тестирования учащихся, проектная деятельность учащихся.

ИКТ в управлении образованием.

Информатизация внеклассной работы: подготовка материалов для школьного сайта; работа кружка юных журналистов и студии компьютерного творчества; проведение мультимедиаконференций; выпуск школьной электронной газеты.

  • создание и наполнение школьного информационного ресурса: публикация в локальной сети и на сайте школы теоретических материалов и практических результатов деятельности учащихся и учителей; организация школьной медиатеки.
  • автоматизация управления школой:
  • переход от решения традиционных задач к задачам оптимизации управления школой; автоматизация обработки данных медико-психологической службы, информационное взаимодействие с управляющими структурами.

Формирование информационной культуры педагога.

В XXI веке “цифровые среды суть естественные среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность для веков предыдущих”.

Представляется, что сейчас уже идет процесс формирования информационной культуры педагога, в котором можно выделить пять уровней:

Уровень первый - высокий старт. Использование компьютера в качестве “пишущей машинки с памятью”.

Уровень второй - открытие возможностей. Именно на этом этапе учитель начинает привлекать своих учеников к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

Уровень третий - на пути к творчеству. Учитель начинает овладевать технологиями “созидания”: ему становятся доступными основные элементы

программ MS Power Point, MS FrontPage, MS Publisher.

Уровень четвертый - первые уроки. Постепенно из внешкольной жизни новые информационные технологии начинают проникать и на “его величество урок”.

Уровень пятый - поиски системы. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют ему новые информационные технологии.

Дистанционные образовательные технологии: проблемы и решения.

Для обучения учителей ИКТ целесообразно использовать любые возможности: от индивидуальных консультаций на базе кабинета информатики до профессионально и качественно организованной системы курсов Федерации Интернет Образования и др., в том числе дистанционную форму обучения.

Характерными чертами дистанционной технологии являются: гибкость, модульность, параллельность, экономичность и др.

Проблемы: на начальном этапе - полное отрицание со стороны коллег, на середине - скептическая заинтересованность и, наконец, профессиональное освоение.

Решения: освоение начальных навыков ИКТ, внедрение их в учебный процесс, профессиональный рост.

Творческая исследовательская деятельность педагогов и учащихся.

Хочется обозначить лишь основные моменты творчества и сотрудничества учителя и ученика:

  • проектная работа учителя и ученика;
  • публикации учителей, администрации в прессе;
  • участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях;
  • создание Портфолио ученика и учителя;
  • участие в дистанционном обучении и применение его в образовательном процессе.

Творческая деятельность способствует осознанию значимости работы каждого учителя и ученика, а также оказывает положительное влияние на весь коллектив.

На основании всего выше изложенного можно сделать следующие выводы:

  • информационные коммуникационные технологии дают наибольший эффект лишь в сочетании с передовыми педагогическими технологиями;
  • при создании единого информационного пространства школы решающим остается педагогический аспект;
  • совместная деятельность педагогов и учеников на общем информационном поле позволяет реализовывать идеи педагогики сотрудничества;
  • главной проблемой является изменение места роли учителя в современном учебном процессе.

Приложение

Схема 1

Схема 2