Внеклассное мероприятие "Мы ждем гостей"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Познакомить с правилами этикета, традициями разных народов.
  • Формировать приветственное отношение.
  • Развивать творческие способности детей, умение приглашать в гости и принимать гостей.

Ход занятий

В классе звучит музыка (А.Пугачева) “Эй, Вы там наверху”.

В классе расставлены столы по количеству команд.

I. Вступительное слово.

- Как вы думаете, ребята, для чего мы ходим в гости? Принимаем гостей? (предположения детей)

На это есть много причин. Очень приятно, когда, увидев тебя, люди радуются и улыбаются. Встречаются для того, чтобы обсудить важное событие, обменяться информацией, узнать новости, поделиться рецептом вкусного пирога. А может быть просто для того, чтобы почувствовать, что ты кому-то нужен, и ты не одинок.

II. Сообщения учеников: “Национальные традиции гостеприимства разных народов”.

Первый ученик.

Окружение любого человека - это семья, близкие, друзья, коллеги по работе, знакомые и незнакомые люди. И общение с ними выражается в самой разной форме:

- разговоры по телефону; обмен письмами; кратковременные визиты и просто случайные встречи на улице;

И все же из всех видов общения наиболее приятный связан с гостеприимством, веками складывались его национальные традиции.

Второй ученик.

Давно известен такой обычай (у “Горцев”). если гость окажется в кавказском селении, в доме “Горца” и похвалит какую-то вещь, то как бы ни была она дорога хозяину, его честь (“Горца”) не позволит не подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот окажется от подарка.

Третий ученик.

У Японцев не принято принимать гостей дома. Но если все-таки доведется это сделать, они долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких угощений. И как бы не извинялся перед гостем хозяин – это будет самым лучшим приемом гостя.

Четвертый ученик.

В Средней Азии гостей нередко принимают во дворе, который является. как бы частью дома. Поскольку большая его часть накрыта виноградником или плюшем и является своеобразной импровизацией летнего дома.

А в Турецких семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме основного своего назначения, выполняет роль своеобразного клуба. Там беседуют, слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы.

Пятый ученик.

Англичане, не станут заботиться об обилии угощения, они ограничатся только самым малым. Англичане считают, что в гости ходят не для того, чтобы много и вкусно поесть и попить, но и чтобы приятно провести время за беседой с людьми, к которым чувствуют особое расположение и дружбу.

III. Приятные приготовления.

Соревнования (четыре команды, состав из учеников и родителей).

Ситуация “ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ”.

Каждой команде даются задания, которые оценивает жюри.

Подписать пригласительный билет (домашние заготовки открыток).

  • Сервировка стола для чаепития.
  • Составление праздничного букета.
  • Складывание салфеток.

Каждая команда оценивается и объявляется баллы, набранные командой, (до пяти баллов).

IV. Чайная церемония.

Соревнования (четыре команды, состав из учеников и родителей).

Ситуация “ЗАВАРИВАНИЕ ЧАЯ”.

Из истории.

- На Руси начало чайных церемоний было положено по возвращению А.Никитина “Хождение за три моря”, когда впервые было привезено большое количество чайного листа. Настоящий чай пили исключительно в богатых домах, так как он стоил очень дорого и считался лекарством.

К чаю подавали кусковой сахар, варенье или мед, сдобу и пироги, наливали чай в чашки или стаканы.

А вот японцы, никогда не подают к чаю ни сахар, ни варенье, ни мед, исключение делают лишь для сушеных фруктов и сухой мучной выпечки. Вся церемония чаепития, у японцев, происходит в полном молчании, гости и хозяева никогда не ведут бесед - они пребывают в глубоком самосозерцании или раздумьях о законах бытия и гармонии окружающей природы.

Многие утверждают, что именно это самосозерцание и углубление в окружающую природу придают церемонии японского чаепития особую красоту.

Каждая команда оценивается и объявляется баллы, набранные командой, (до пяти баллов).

Полезные советы (Вредные советы Г.Остера)

Каждая команда получает листочек со стихотворением Г.Остера.

(Задание: -“Объяснить что в этих советах неправильного и вредного и как по-настоящему, нужно поступить в данной ситуации?”)

Если ты пришел к знакомым -
Не здоровайся ни с кем,
Слов “пожалуйста”, “Спасибо”
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома -
Пригодиться самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла...
Если к папе или маме
Тетя взрослая пришла
И ведет кокой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
“Стой, сдавайся! Руки вверх!”
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.

(обсуждение ситуаций, мнение участников)

VI.Ошибки гостя и хозяина.

Соревнование (кто больше найдет ошибок).

После соревнований Антон сказал Жене:- "Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Диски послушаем".

- Ладно, - ответил Женя,

- Приду.

Часов в восемь Антон уже перестал ждать товарища. Он набрал в таз теплой воды, собирался выстирать носки. В это время резко и сильно зазвенел звонок.

Пока Антон вытирал мыльные руки, шел к двери, кто-то несколько раз, подолгу отчаянно нажимал кнопку звонка.

- Привет, - сказал Женя, - это Я!

Он зашел в комнату, бросил мокрый плащ и кепку в кресло и огляделся.

А у вас ничего.

Подходяще.

-Это что? - и он схватил модель парусника с письменного стола.

Это отцу подарили, на память.

Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли?

Женя нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.

Антон взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную шариковую ручку, поочередно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Женя отправился бродить по комнатам.

Сколько стоит?

А это где покупали?

Поминутно спрашивал он, трогая хрустальную вазу, картинку на стене, веселого глиняного барана с золотыми рожками. Баран ему не понравился.

Чего барахло всякое в доме держите?

На лице Жени ясно выразилось презрение к вкусам хозяина. Зато туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Женя ткнул грязный палец в коробочку с кремом, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате, медленно оседая на ковер и маленький полированный столик. Антон в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянул к себе ручку холодильника.

- Ты колбасы нарежь, Антон.

- А это селедка, что ли?

И селедку давай, я знаешь, как соленое люблю.

Наевшись и напившись вдоволь чаю, Женя взялся за кепку.

- Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А марки твои я взял, мне они понравились, и ножик перочинный взял.

И гремя сапогами, он помчался по вестнице.

А как вы, ребята, как бы отнеслись к такому гостю?

(Дети называют ошибки гостя и хозяина.)

(Основные ошибки гостя: он не поблагодарил за приглашение, опоздал, слишком настойчиво звонил, прошел в верхней одежде в комнату, бесцеремонно рассматривал и трогал вещи, спрашивал о цене, требовал угощения, взял без разрешения ножик и марки, решил снова без приглашения прийти, шумел на лестнице. Есть и другие более мелкие ошибки. Были ошибки и в поведении хозяина.)

Правила для гостеприимных хозяев.

Соревнование (кто больше назовет Правил)

1. Хорошее настроение, радость, улыбка - самое главное при встрече гостей.

2. Хозяева должны позаботиться о каждом госте и следить, чтобы никто не чувствовал себя брошенным и одиноким.

3. Общаясь с гостями не старайтесь говорить громче их, кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее.

4. Умей слушать собеседника, тем приятнее ему будет разговаривать с тобой.

5. Если гость совершит какую-нибудь неловкость, не подавайте виду, что заметили это.

6. За стол хозяева садятся первыми, но не должны начинать есть раньше гостей.

7.Любое блюдо - конфеты, пирожные, надо вначале предложить всем, а потом уже взять себе.

8. Не заканчивай еду и не вставай, если гости еще едят. Ешь медленнее, чтобы не торопить их.

9.Принимая у себя друзей, продумай программу игр и развлечений.

10.Провожая гостя, помоги ему надеть пальто и отвори дверь.

11. Попрощайся с гостем и поблагодари его за приход. Каждая команда оценивается и объявляется баллы, набранные командой, (один балл за правило)

VIII. Правила для гостей.

Соревнование (кто больше назовет правил)

1. Приходи в гости по приглашению и без опозданий. Прийти раньше намеченного еще хуже, чем опоздать.

2. Если вы пришли с цветами, то, пожалуйста, не забудьте снять обертку заранее (пусть даже самую нарядную) и вручить их "живьем".

3. Когда тебя проводят в комнату, то следует сперва поздороваться с женщинами, а потом с мужчинами.

4. Веди себя сдержанно и скромно. Не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах. Не следует много и громко говорить, смеяться без повода. Ни к чему впадать и в другую крайность.

5. Помни, что если кто-то из других гостей тебе не приятен, не подчеркивай этого, иначе поставишь в неудобное положение хозяев дома.

6. Ешь то, чем угощают, не крути носом. Но при этом будь бдительным, чтобы хозяева не положили тебе в тарелку то, что ты просто не переносишь.

7. Сидя за столом, не тянись первым за самым вкусным и не накладывай в тарелку самую большую порцию.

8. Не будь ломакой! Если ты умеешь петь или играть, то не отказывайся, когда тебя об этом просят. Постарайся доставить удовольствие присутствующим

9. Постарайся избежать обсуждения гостей, которые уже ушли. Если тебе не понравилось в гостях или было скучно, то не рассказывай об этом другим.

10. Не следует напрашиваться в гости самим, а так же продлевать свой визит до бесконечности.

Каждая команда оценивается и объявляется баллы, набранные командой, (один балл за правило)

IX. Итог.

(высказывание ребят)

Что полезного Вы взяли для себя из данного мероприятия? Подводятся итоги соревнований. Определяется команда победитель. Команда победитель награждается ценным (сладким призом) и грамотой.

(чаепитие с пирогами, испеченными родителями)

С самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы всем было хорошо, приятно, удобно. Нужно научиться быть хорошим гостем хорошим хозяином. Надеюсь, что наш классный час вам в этом поможет.

Литература.

  1. Этикет во все времена. “Я познаю мир- Детская Энциклопедия”. Изд.АСТ.2000
  2. Васильева Л.П. Азбука вежливости. -М..: Педагогика, 1989 г.
  3. Цимболенко Н.А. Азбука быта и поведения. -Челябинск: Юж.-Урал. КН. Издательство, 1988 г.
  4. Сборник стихотворений Г.Остера. Вредные советы. Москва, 1999 г.