Организация и проведение городской недели науки и техники для учащихся 1–11-х классов (из опыта работы)

Разделы: Внеклассная работа


За последнее время в мире изменились приоритеты образования, воспитания. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. Актуальность разработки (опыта работы) состоит в том, что участие учащихся в предложенных мероприятиях и конкурсах – это один из способов обновления и пополнения новых знаний, это развитие коммуникативных навыков, навыков самоконтроля и самооценивания. Применение знаний в конечном итоге приводит ученика к самоопределению в жизни.

Интерес данная разработка представляет потому, что конкурсные задания, подготовленные по математике и информатике, прививают интерес учащихся к информатике, как к учебному предмету, так же важному, как и математика, интерес к данным наукам и современной компьютерной технике, что немаловажно в XXI веке.

Цели и задачи разработки материала

Цель – обмен опытом работы по использованию форм, методов проведения мероприятий для развития познавательного и творческого потенциала учащихся, коммуникативных навыков, навыков самоконтроля и самооценивания.

Задачи:

  1. Поддержка проведения Всероссийской Недели науки и техники.
  2. Активизация познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся и учителей.
  3. Формирование у учащихся интереса к науке и технике.

1. Основная идея разработки опыта работы.

Неделя науки и техники, судя по отзывам участников, анализа рефлексии мероприятий, всегда проходит интересно, с получением новых знаний, поэтому ребята готовятся и активно участвуют на мероприятиях, ждут проведения мероприятий с использованием новых форм, и мы, автор и соавторы, ежегодно меняем формы проведения с применением различных педагогических технологий и удовлетворяем потребности участников – учащихся общеобразовательных учреждений.

Теоретической основой опыта работы является педагогическая философия академика Игоря Петровича Иванова, его “Педагогика общей заботы”.

И.П. Иванов разработал такую концепцию взаимодействия взрослых и детей, которая вобрала в себя и развила все лучшие педагогические методы разных авторов. В ней все направлено на создание отношений товарищеской заботы, на творческое развитие личности, на улучшение себя и окружающей жизни через полезную деятельность.

Уникальность этой концепции в том, что она одинаково хороша и эффективна для любого человека. Именно принципы и методы концепции И.П. Иванова и создают комфортность воспитывающей среды.

Каковы же эти принципы?

Первый принцип заботливого отношения друг к другу. Забота является стержнем, на который “нанизывается” все остальное.

Второй – принцип совместной деятельности детей и взрослых (вместе планируем, вместе проводим, вместе анализируем. Например, в игре “Турнир юных программистов” команда состоит из учащихся и учителя, реализуется принцип совместной деятельности).

Третий – принцип целесообразности (все делать с пользой).

Четвертый принцип творческого отношения к делу.

Пятый – принцип “мажора”.

Всю неделю – Неделю науки и техники мы, организаторы, придерживаемся данных принципов. Методы выбранной нами концепции общедоступны.

Все это направлено на создание отношений товарищеской заботы, на предоставление каждому ребенку возможности раскрыть свои способности, на то, чтобы научить каждого, анализировать явления и события, иметь свое мнение о них и уметь его отстаивать. А в целом на то, чтобы и каждый ребенок, и каждый учитель, и воспитатель с удовольствием и радостью участвовали в Неделе науки и техники.

Основной проблемой, обоснованием актуальности, научной новизны и практической значимости инновации является то, что сегодня сталкиваемся с такой проблемой как отсутствие заинтересованности учащихся в знаниях по предмету “информатика”, успешного овладения этими знаниями. Современный учащийся должен владеть навыками работы на компьютере, разбираться в вопросах современной науки и компьютерной техники, так как этого требует возросший уровень жизни и переход современного общества на более высокий компьютерный и информационный уровень.

В рамках городской Недели науки и техники нами были подготовлены и проведены

  • в 2005-2006 учебном году – игры по логической математике для учащихся 2-9 классов (<Приложение 1>);
  • в 2006-2007 учебном году – олимпиады по информационной культуре и логической математике для учащихся 2-4 классов на личное первенство; викторина “Знатоки науки” для учащихся 1-11 классов на личное первенство; интеллектуальные командные игры по информатике “Эрудит” для учащихся 5-7 классов; интеллектуальные командные игры по информатике “Самый умный” для учащихся 8-9 классов, аналогичные телевизионной игре “Самый умный” (идея использования аналогии игры оказалась, по отзывам и рефлексии ребят, успешной) (<Приложение 2> <Приложение 2.1> <Приложение 2.2> <Приложение 2.3>) .
  • в 2007-2008 учебном году – интеллектуальная командная игра по логической математике и информатике “Умники и умницы” для учащихся 2-4 классов; интеллектуальная командная игра по информатике “Турнир юных программистов” для учащихся 5-9 классов; конкурс компьютерных рисунков “Манипулятор “Мышь” для учащихся 1- 4 классов; конкурс эссе “Я с компьютером на ты” для учащихся 5-9 классов; конкурс компьютерных презентаций “Я и компьютер” для учащихся 10-11 классов (<Приложение 3> <Приложение 3.1>).

Ожидаемые результаты по проведению мероприятий традиционной городской Недели науки и техники

1. Выявление одаренных учащихся.

2. Развитие у учащихся творческого, рационализаторского потенциала, интереса к науке и технике.

3. Внедрение инноваций в воспитательном пространстве.

Этапы реализации методической разработки:

1) Подготовительный – 2003 – 2004 г.г.

2) Экспериментальный – 2005 – 2006 г. г.

3) Аналитический – 2007-2010 г.г.

Методы оценки результатов по этапам:

1) Подготовительный – степень внедрения инновационных разработок с использованием новых компьютерных технологий; степень участия учащихся общеобразовательных учреждений (далее ОУ).

Итоги этапа – степень участия учащихся ОУ высокая, сценарии мероприятий разработаны и направлены для решения поставленных целей и задач.

2) Экспериментальный. Основной показатель успешности проведения мероприятий в рамках Недели науки и техники – это участие всех начальных и средних общеобраховательных школ города Усинска и использование учителями информатиками ОУ материалов из опыта работы через “Медиатеку” ЦДОД.

3) Аналитический. Основной показатель успешности данного этапа – определение степени достижения целей, положительного эффекта, подбора методов.

На данный момент – 2007-2008 г.г. – можно судить о том, что успеху разработки и высокой степени участия ОУ в Неделе науки и техники способствовали факторы:

финансовая поддержка Муниципального учреждения “Управления образования администрации муниципального образования городского округа “Усинск” на приобретение грамот и призов;

профессиональное мастерство педагогов Муниципального Образовательного учреждения дополнительного образования детей  “Центра дополнительного образования детей”, что подтверждается высокой результативностью участия в педагогических конкурсах с сценариями мероприятий Недели науки и техники:

2005 год – Дипломы лауреатов II степени Всероссийского открытого конкурса “Педагогические инновации – 2005” – Камашева Е.В.,.Александрова С.Г.

2007 год – Дипломы лауреатов II степени Всероссийского открытого конкурса “Педагогические инновации – 2007” – Белая С. В., Казанцева О. В., Камашева Е.В., Лузина В. Н.;

- соответствие содержания сценария мероприятий и конкурсов поставленным целям и задачам;

- учет возрастных особенностей учащихся;

- хорошее материально-техническое оснащение базы Центра дополнительного образования детей, используемое при проведении мероприятий.

Оценка продуктивности методической разработки

  1. Наблюдается включённость в воспитательный процесс учащихся и родителей общеобразовательных учреждений города.
  2. Наблюдается создание воспитывающей среды и положительного психолого-педагогического климата, демократического характера проведения мероприятий.
  3. Наблюдается наличие естественной связи: воспитание на уроке, воспитание вне урока, воспитание вне школы.
  4. Наблюдается удовлетворённость уровнем и характером повышения знаний и умений участниками воспитательного процесса.
  5. Внедряются при работе с детьми педагогические и компьютерные технологии.

2. Значение применения опыта работы.

1. Формирование воспитательного пространства как среды реализации личностно ориентированных потребностей ребёнка, помощи определения сферы интересов, способствование развитию способностей, развитию навыков самоконтроля и самоооценивания учащихся.

2. Развитие умения пользования учащимися компьютерными программами, средствами мультимедиа.

3. Создание оптимальных условий для раскрытия и развития личности всех участников воспитательного процесса, их саморазвития и самореализации в воспитательном пространстве.

3. Возможность использования методической разработки в практике работы других учителей.

Любой учитель, педагог дополнительного образования может применять разработки при наличии компьютера, проектора и желания развивать своих учеников.

Список литературы

  1. В.Б. Попов TURBO PASCAL для школьников. Учебное пособие – 3-е доп. изд. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 528 с.
  2. Окулов С.М., Пестов А.А., Пестов О.А. Информатика в задачах – Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. – 343 с.
  3. Que Development Group Microsoft Office for Windows 95 (6 книг в одной). Москва: Восточная Книжная Компания, 1997, 608 стр., ил.
  4. Информатика 6 класс/ Под. ред. Н.В. Макаровой – Санкт-Петербург: Питерком, 1999, 368 стр., ил.
  5. В.Т. Безручко. Практикум по курсу “Информатика”, Москва: Финансы и статистика, 2002, 271 стр., ил.
  6. А.И. Громов, М.Я. Сафин “Основы информатики и вычислительной техники”, М., Издательство Российского Университета дружбы народов, 1994, 116 стр.
  7. Попов В.Б. Основы компьютерных технологий. – Москва: Финансы и статистика. 2002.438 с.
  8. М.Ю.Шуба. Занимательные задания в обучении математике, Москва, 1995, 52 с.
  9. Приложения к газете “Первое сентября” – “Математика”, “Информатика”, “Английский язык” за 2006,2007 года. № 1-12.