Урок географии в 6-м классе по теме "Горы суши"

Разделы: География


Цель – сформировать знания о горах как форме земной поверхности.

Задачи:

а) сформировать знания:

  • о различиях гор по высоте,
  • об изменениях гор во времени под влиянием внешних и внутренних сил,
  • о значении гор для человека,

б) развивать практические умения работать с физической картой, шкалой высот; научить обозначать горы на контурной карте;

в) развивать коммуникативные навыки: умение высказывать свое мнение, делать тактичные замечания, задавать вопросы товарищу;

  • развивать географическую культуру учащихся;
  • развивать пользовательские навыки работы на компьютере: умение использовать средства навигации электронного учебника.

Оборудование:

  • географический атлас 6 класса (у каждого ученика),
  • физическая карта России,
  • физическая карта мира,
  • контурная карта и опорный конспект (у каждого ученика),
  • электронный учебник “Начальный курс географии 6 класс”1С – Образовательная коллекция, рекомендован Министерством образования РФ,
  • презентация урока в POWER POINT,
  • песня В.Высоцкого “В суету городов…”

Ход урока

1. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

Опять сегодня с нами литосфера – каменная оболочка Земли. Много тайн и загадок хранит она. Некоторые нам уже известны. (слайд 1)

Вопрос:

- Что в теме “Литосфера вам особенно запомнилось и понравилось?

(беседа)

1) Очень много мы узнали на прошлом уроке, когда изучали равнины суши. Вспомним о них по плану: (слайд 2)

  1. Что такое равнина?
  2. Какие различают равнины по высоте?
  3. Под влиянием каких факторов изменяются равнины?
  4. Значение равнин.

(фронтальная беседа по плану)

-Приведите примеры крупнейших равнин Земли. (учащиеся показывают равнины на карте)

2) А теперь узнаем, насколько успешно вы работаете самостоятельно.

Задание: вставьте в текст пропущенные слова.

(Индивидуальная работа на опорных конспектах, задание №1)

3) Взаимопроверка и выставление оценок. Учащиеся меняются с соседом по парте конспектами с выполненными заданиями, проверяют работу и выставляют карандашом оценку. После этого с правильные ответы появляются на экране (слайды 3-7).Так учащиеся учатся оценивать свою работу и работу партнера.

Одно из пропущенных слов – “горы”, понятие изучается на этом уроке. Т.О. осуществляется переход к новой теме.

2. Изучение нового материала.

Вы правильно отметили, что главной формой рельефа Земли наравне с равнинами являются горы. “Горы суши” - тема сегодняшнего урока (слайд 8).Учащиеся записывают тему в тетрадь.

1) Цели и задачи сегодняшнего урока - … (слайд 9)

2) Совершим маленькое заочное путешествие по горам.

(Создание образа гор с помощью слайд-шоу (10-25) и музыки – звучит песня В.Высоцкого “В суету городов…”)

3) Каждую форму рельефа мы изучаем по плану.

Вопрос:

- Сравните планы изучения гор и равнин. (слайд 26)

(они одинаковы)

3). Задание:

Откройте страницу электронного учебника и ответьте на вопросы:

Что такое гора? Какие элементы гор выделяют? (слайд 27)

(Самостоятельная работа с электронным учебником и опорным конспектом). После выполнения задания текст из учебника появляется на экране, беседа:

- С чем вы можете сравнить гору? (холм, вулкан)

- В чем отличие горы от холма? Вулкана?

4) Задание: рассмотрите рисунок на экране, выслушайте информацию о различии гор по высоте и заполните схему в конспекте.

(рассказ учителя по рисунку из электронного учебника – он появляется постепенно – и заполнение учащимися схемы в опорном конспекте) (слайд 28)

Задание:

С помощью атласа приведите примеры гор, разных по высоте. Объясните свой выбор.

(фронтальная работа с атласом и настенной картой мира и России)

5) Давайте обозначим некоторые горы на контурной карте.

Практическая работа на контурной карте:

инструктаж:

- работаем коричневым карандашом;

- линию на карте проводим вдоль направления главного хребта;

- надписи делаем ручкой.

(учитель показывает на доске порядок выполнения работы)

6. Вы знаете, что горы – очень подвижные объекты нашей планеты. Они постоянно растут под влиянием внутренних сил. Предлагаю решить задачу. (слайд 29)

(Решение задачи в опорном конспекте: Кавказские горы начали подниматься около 15млн. лет назад. Рассчитайте, какова должна быть высота гор при скорости поднятия 1 мм в год. Ответ – высота Кавказа должна составлять 15 км).

Гор такой высоты на Земле вообще нет, а самая высокая точка Кавказа – гора Эльбрус имеет высоту 5642 м.

- Чем это можно объяснить?

Учащиеся высказывают разные предположения, затем вместе с учителем делают вывод:

горы изменяются под воздействием внешних и внутренних сил.

Академик В.А.Обручев так описывал этот процесс: (Слайд 30)

“Задача разрушительных сил – полное разрушение гор. Снести все эти зубчатые гребни, крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания – вот к чему стремятся эти силы.… И рано или поздно… разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли”.

7) Горы красивые.

- Какое еще значение, кроме эстетического, имеют горы? (слайд 31)

Прочитайте текст учебника на странице 56, пункт 5 и ответьте на этот вопрос:

(самостоятельная работа с учебником стр.56, п.5, фронтальная беседа)

8) – Ребята, вам нравятся горы? А ведь у нас в классе есть путешественники, которые уже побывали в горах!

(очень короткие выступления детей с использованием их фотографий, выведенных на экран, слайды 32-34)

3. Подведение итогов.

Мы много узнали сегодня о горах. Обобщим информацию по плану (выступления учащихся с места)

Спасибо за работу! (выставление оценок)

4. Домашнее задание. (слайд 35)

Подготовить характеристику гор по плану с помощью §20; ответить на вопрос 9 и вопрос 4 (по желанию).

Приложение

Но оказывается, горы есть не только на суше, но и на дне океанов, и там они еще более красивые и загадочные. Их изучать мы будем на следующем уроке.