Разработка урока музыки в 3-м классе с использованием ИКТ "Построение музыки – форма Рондо"

Разделы: Музыка


Цель. Развитие и закрепление темы «Формы музыки». Знакомство с новой формой – рондо; разучивание песни «Зачем нам выстроили дом» Д. Кабалевского.

Задачи:

  • развивать восприятие, память, внимание учащихся, а также исполнительские, творческие навыки;
  • пробуждать художественно-образное мышление, любовь к музыке;
  • обучать игре на инструментах;
  • активизировать самостоятельную познавательную деятельность.

Оборудование: ПК, музыкальный центр, синтезатор, русские народные инструменты (треугольник, колокольчик, бубен).

Тип урока. Углубление знаний. Закрепление.

Этапы урока
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала.
3. Изучение нового материала.
4. Физ. минутка.
5. Закрепление пройденного материала.
6. Подведение итога урока.

Ход урока

На экране тема урока.

Презентация.

Слайд 1

У. Музыкальное приветствие. Ребята, давайте вспомним, какие формы музыки вы знаете?
Д. Одночастная, двухчастная и трёхчастная.
У. Что представляет двухчастная форма?
Д. Это форма, состоящая из двух контрастных частей.
У. А трёхчастная?
Д. Форма состоящая из трёх частей, где первая и третья части повторяются, а средняя часть контрастна т.е. не похожа на крайние части.
У. Сегодня мы с вами познакомимся с новой формой построения музыки – Рондо. Это название ни о чём вам не говорит?

Дети отвечают, высказывая различные предположения, среди них конфеты под названием «Рондо».

У. А какой формы эти конфеты?
Д. Круглые.
У. Теперь подумайте и скажите, что означает слово рондо, если связать его с формой этих леденцов?
Д. Круг.
У. Правильно ребята, Рондо с французского означает круг, кружок, где главная мелодия постоянно повторяется через различные промежутки времени – ЭПИЗОДЫ.

Слайд 2
(При нажатии мышки, дети видят, как идет чередование главной темы – А с эпизодами – Б, В, Г, Д)

Ребята, сейчас для закрепления новой темы я вам загадаю загадку. На экране перед вами круг, определите, где же здесь главная тема, а где эпизоды.

Слайд 3
(В этом слайде используется анимация)

Д. Солнышко это главная тема, потому что она повторяется. А растения это эпизоды, они чередуются с главной темой.
У. Совершенно верно. Сейчас давайте прослушаем произведение великого австрийского композитора В. А. Моцарта, которое называется «Рондо в турецком стиле» (ПЕРВОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ).

Слайд 4
(Слайд сопровождается музыкальным примером)

У. Что вы можете сказать о построении этого музыкального произведения?
Д. Форма – рондо. Главная мелодия постоянно повторяется через различные промежутки времени – эпизоды.
У. Давайте исполним с инструментами эту чудесную музыку. Главную мелодию будем выделять бубнами, а в эпизодах колокольчиками и треугольниками (раздать инструменты).

ВТОРОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ «Рондо в турецком стиле» с исполнением детьми в ансамбле.

У. Какое средство выразительности, какое развитие музыки вы смогли определить?
Д. Смена громкости звучания – динамическое развитие, повтор, контраст.
У. Правильно, эти виды развития самые главные. Как отличается звучание главной темы и эпизодов?
Д. При помощи приема контраста.
У. И мы видим четкую границу между основной мелодией и её разработкой, т.е. можно сделать вывод: рондо не получится, если не будет контраста между темой и эпизодами.
Ребята, заметили ли вы, что в этом произведении есть моменты, где фортепиано передаёт как бы звучание барабана? Вы можете задать вопрос, почему композитор передает звуки барабана именно в этом произведении?
Потому что, когда жил Моцарт в Турции появился большой барабан. И композитор сумел в своём произведении передать звуки барабана.
Ребята, к группе, каких инструментов симфонического оркестра относятся барабаны?
Д. К группе ударных инструментов.
У. Внимание на экран.

Слайд 5
(Дети имеют возможность увидеть и услышать инструменты этой группы,
слайд сопровождается рассказом диктора за кадром)

У. А теперь повторите, какие инструменты относятся к ударной группе симфонического оркестра?

Дети перечисляют.

Слайд 6

У. Ребята обратите внимание на экран, вы видите слова песни «Зачем нам выстроили дом», главную мелодию, которой мы сейчас с вами разучим, но в начале прочитайте слова и определите форму произведения.
Д.Рондо.

Разучивание главной темы.

У. Чтобы закрепить новую тему, мы проведем небольшую музыкальную викторину. Внимание на экран.

Задание 1
Найдите схему построения (форму) музыки – рондо.

Слайд 7

Дети определяют правильность ответа, называя номер схемы (первая, вторая или третья), при неправильном ответе на экране высвечивается слайд например такой:

При правильном ответе высвечивается слайд в музыкальном сопровождении, например:

То же самое происходит и со вторым заданием.

Задание 2

Прослушав произведение, определите его форму.

Слайд 8

Слайд сопровождается музыкальным произведением и дети, прослушав его, определяют, к какой форме оно относится, а на экране также высвечиваются слайды, показывающие правильность ответов.
Проводится музыкальная викторина, с применением гиперссылок.
По окончании викторины учитель задает вопрос.

У. Ребята, какой инструмент вёл главную мелодию в этом произведении?
Д. Труба.
У. Может кто-нибудь из вас знает, к какой группе симфонического оркестра она относится?
Д. К группе медных духовых инструментов.
У. Давайте посмотрим, какие же ещё инструменты входят в эту группу.

Слайд 15
(Дети имеют возможность видеть и слышать рассказ об инструментах этой группы)

Презентация.

У. Вот ребята и подошёл к концу наш урок, скажите, что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось?
Д. Форму рондо, играть в ансамбле, знакомились с инструментами медно духовой группы. Водили хоровод. Интересно прошла викторина.
У. Спасибо за урок.

Выход из класса под музыку «Турецкий марш» Моцарта.