Планирование урока национальной культуры "Преклоняемся перед именем твоим"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Знакомство с жизнью и творчеством великого сказителя –певца народа Саха, писателя, драматурга, певца-импровизатора, носителя и творца фольклорной музыки, культовой поэзии, шаманских мистерий, создателя и постановщика национальных сценических танцев, знатока и возродителя фольклора С.А.Зверева-Кыыл Уола.

Цель урока:

  1. Углубление знаний учащихся о жизни и творчестве великого сказителя певца С.А.Зверева.
  2. Урок посвящается 100-летию со дня рождения С.А.Зверева.
  3. Воспитание чувства гордости своим земляком, любви к родной природе, родному слову.

Материалы:

  1. Вырезки из газет о С.А.Звереве.
  2. Книга на шести языках о С.А.Звереве, диск.
  3. К.Уткин, Д.Зверев “Уйэлэр сугуруйэр киьилэрэ” 1999г.(“Книга о выдающемся человеке века”
  4. Д.С.Зверев “А5ам туЬунан аман ес” 1995 .(Книга об отце).
  5. Н.Е.Петров “Улуу оьуокайдьыт, чулуу тойуксут” (О великом импровизаторе, сказителе-певце).
  6. И.Зверев “Сурэх алаьата” (сборник стихов)
  7. С.Зверев “Аман ес” 1971 г. (Сборник статей и очерков о С.А.Звереве)
  8. Портрет С.А.Зверева (заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусства Якутской АССР, член союза писателей СССР, народный певец.)
  9. Карточки, раскрывающие талант С.А.Зверева как поэта, писателя, народного певца, импровизатора, артиста, автора песен, музыки, постановщика танцев.
  10. Плакаты и раздаточные карточки с отрывками из поэмы “Утуйан турбутум” (“Пробуждение”).
  11. Рефераты учащихся о С.А.Звереве.

Х О Д   У Р О К А

1. – Дорогие дети, начинаем урок, посвященный памяти выдающегося сына народа Саха С.А.Зверева.

2.

“… Оксиэ, о5олоор,
Номох буолан умнуллубат
Норуот тыыннаах тыла!
Ууга эн тимирбэккин,
Уокка эн умайбаккын.
Килбиэннээх кэрэ бэйэ5эр
Кир, дьэбин сыстыбат!
Ол да иьин миэхэ
Уерууц-ерукуйууц тумсэн
Уруц чыычаах буолан уердустэ,
Санаам, иэйиим ыпсан
Хабдьы уерунуу ханыыласта.”

(Это отрывок из песни С.Зверева о языке народа Саха, о значении родного языка для каждого человека, о том, что как родной язык благотворно влияет на душу человека).

- Ребята, с какой гордостью Сергей Афанасьевич в своей песне говорит о родном языке, о его величии, о влиянии его на человеческую душу. Великому сыну народа Саха С.А.Звереву в этом году исполняется 100 лет со дня его рождения. Первый Президент Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаев подписал Указ о подготовке проведения юбилея великого сына Саха С.А.Зверева, утвердил план проведения юбилейных мероприятий в республике. Таким образом достойно оценен большой вклад С.Зверева в развитии культуры народа Саха, признаны заслуги перед своим народом.

3. (Показ рефератов учащихся о С.Звереве)

- Ребята, начиная со 2-го класса мы с вами ознакомились с материалами о С.Звереве, прочитали литературу, вырезки из газет, поэтому я хочу вам задать несколько вопросов:

- Кто скажет мне, где родился Зверев С.А. (район,наслег, алаас)

*Родился в Сунтарском улусе, Тюбяйском наслеге, местности Тегуруен у речки Ыгыатта*.

- Год рождения, месяц? (* 25 июня 1900 г.)

- Почему его назвали Кыыл Уола? (Сын Зверя?)

* Его родители жили в тайге, кормились в основном охотой, собирали съедобные растения, сушили, делали запасы на зиму. Отец Афанасий по прозвищу Зверь круглый год добывал пищу в тайге, промышлял пушнину, торговал, менял на продукты и товар, был свободолюбивым человеком, не пошел батрачить.*

- Почему его прозвали народным певцом?

* Сергей Афанасьевич с молодости скитался по родной Якутии, по населенным пунктам рек Вилюй, Алдан, Витим, Олекма, доходил даже до реки Амур, в основном на перекладных, иногда пешком. В таких тяжелых скитаниях его всегда выручал талант певца, сказителя- олонхосута, иногда даже шаманил. Он всегда, невзирая на расстояние, шел слушать других сказителей, народных певцов, таким образом, он впитывал в себе народную мудрость, фольклор, дух народа. Он не был простым певцом, а исполнял песни патриотические, поэмы, сказания-тойуки, эпосы-олонхо, музыкальные, фольклорные произведения в каждом жанре народной словесности.

Вот поэтому в одной своей поэме Сергей Афанасьевич написал о себе:

… Дойду урдугэр доло5ойдонон -,
Томтор аайы туойталаан,
Ыьыах аайы ыллаталаан
Алаас аайы ал5аталаан-,
Ааттаах ырыаьыт аатырбытым.

(Этот отрывок заранее написан на доске, и учащиеся читают вслух. В отрывке говорится, как Сергей Афанасьевич стал певцом, исполнителем тойука)

4. – Почему его еще прозвали певцом могучей, великой тайги?

По словам Сергея Афанасьевича, когда он бывал на природе, в тайге, ему в голову приходили слова тойука, стихи. Окружающая его природа, звери, птицы, деревья, ручьи, ручейки, шум тайги – все это, вместе взятое, входило в его душу, в сознание, как образы. Например, как он описывает внешность девушки-невесты:

“… Тыьы тыйаах кетердуу
Тырыбынас харахтаах
Тойон уйус кетердуу
Долгулдьуйар баттахтаах,
Тыкаарылыыр кетердуу
Лыцкынастай куоластаах…”

В этом отрывке невеста сравнивается с птицами, которые в наши края прилетают весной, гнездятся, выводят птенцов. У невесты сверкающие глаза, как у свиязи, черные, длинные волосы, как у чернети, звонкий голосочек, как у чайки. Народ Саха прозвал Сергея Афанасьевича певцом великой могучей тайги.

- Когда Сергея Афанасьевича приняли членом Союза писателей СССР?

(В 1939 году).

- Кто помог Сергею Афанасьевичу записать все его песни, тойуки, олонхо?

(Жена Федора Ивановна, так как Сергей Афанасьевич не умел читать и писать.)

5. С. А. Зверев автор многих фольклорных произведений, представляющих истинные творения искусства слова. Поэму “Сказание о Великой Москве” С.Зверев создал в честь 800-летия основания города Москвы. В дни празднования этой исторической даты он удостоился высоких почестей. Отрывок из поэмы золотыми буквами был записан на стенах Георгиевского зала Кремля, напечатан в газете “Правда”, включен в приветственное письмо трудящихся Москвы И.В.Сталину, высеченный на стальном листе, он вывешен на фасаде высотного здания улицы “800 лет Москвы”.

В этом произведении была высказана горячая любовь, признательность и вековечная благодарность народа Саха городу Москве и русскому народу.

В честь 850-летия основания Москвы, поэма подготовлена отдельным юбилейным, подарочным изданием на пяти основных европейских и мировых языках с компакт-диском и специальным приложением о Республике Саха (Якутии).

…Улуу Москуба
Орто дойду
Дор5оонноох охсор куолакала,
Аан дойду
Дарбааннаах набата
Буолар эбит,
Буолуон да буолар эбит!

Этот отрывок заранее написан на доске. В отрывке говорится о величии, о могуществе города Москвы.

(Далее прослушивание компакт-диска в исполнении автора.)

6.–Ребята, кто мне скажет, каким еще уникальным талантом обладал С.А.Зверев?

(Постановщик танцев и композитор.)

Благодаря С.Звереву, у народа Саха появились свои национальные сценические танцы, классические элементы которых создал он. Автор более тридцати танцев, большинство из которых поставлены на сцене им самим. Его танец “Узоры”, завоевавший всеобщее признание на всемирном фестивале молодежи и студентов, во всесоюзных смотрах, стал вершиной и основой танцевальной культуры народа.

(Прослушивание музыки танца “Узоры”.)

Особенностью и поразительной стороной творческой личности С.Зверева является то, что мелодии, музыку и всю драматургию к своим танцам и другим произведениям создавал и строил сам.

В 1945 году Государственный ансамбль танца СССР под руководством Игоря Моисеева записал у него семь его танцев. В консерватории имени П.И.Чайковского было записано свыше тридцати его песен и тойуков.

7. Артист – Сергей Афанасьевич еще работал артистом Нюрбинского государственного театра (1940-1951 г.г.) Его талант, как артиста, сохранился в памяти людей, он был еще постановщиком-режиссером своих произведений (“Куллустай Бэргэн” и “Кыыс-Кыскыйдаан” и др.

8. Показ учащимся книги С.Зверева “Аман ес” и задание прочитать стихотворение “Утуйан турбутум” (“После сна”). В этом стихотворении автор описывает пробуждение природы ранним утром, импровизирует. По аналогии дается задание ребятам на импровизацию по картинке. Как о писателе мы знаем о нем по изданным пяти книгам, в которые вошли поэмы, песни-тойуки, стихи, сказания.

9. –Ребята, знаете ли, вы что Сергей Зверев еще и шаман?

(Учительница показывает и читает вырезку из районной газеты “Сунтаар сулуьа” №5 12.02.99. “Уоттаах ойуун” (“Огненный шаман”).

- Ребята, почему Владимир Алексеевич Кондаков, психолог международной категории, ученый, доктор наук, президент Ассоциации народных целителей в своей книге назвал С.Зверева великим тойуксутом?

(С.Зверев во время якутского хоровода –осуохай слова сочинял на ходу, импровизировал и эти слова оказывали исцеляющие действия на людей, голос певца образует особую магическую среду. Поэтому люди приезжали издалека, даже из других улусов, чтобы услышать его осуохай.

10. – Ребята, знаете ли вы, кто из детей Зверева С.А. упорно работает по увековечиванию памяти отца ?

(Дмитрий Зверев – сын С.А.Зверева многое сделал для увековечивания памяти отца, прожившего почти всю жизнь в настоящей глухомани, вдали от центров цивилизации.

С.Зверев был простым охотником, жил примитивной жизнью, довольствовался тем, что “бог даст”, чем “одарит родная природа”. Не имел даже элементарного образования, не умел читать и писать. Но сегодня народ Саха гордится его именем, называет его “Посланцем Неба”. Он прошел путь от сказителя до писателя, от рядового исполнителя народных песен и танцев до заслуженного деятеля искусств.

11. В заключение урока прослушивание записи тойука “Сарсын, сарсын сарсыарда” (“Ранним, ранним утром”).

Приложение