Урок окружающего мира с использованием ИКТ "Как ухаживать за кошкой и собакой?"

Разделы: Начальная школа


Тип: урок с использованием ИКТ.

Вид: комбинированный урок.

Время проведения: 7-й урок в разделе «Как, откуда и куда»?

Цели урока:

  • Познакомить детей с различными породами собак, кошек, их многообразием.
  • Воспитывать любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей.
  • Учить детей сопереживать, сочувствовать
  • Развивать мышление, учить анализировать, сравнивать, работать самостоятельно.

Оборудование: Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса начальной школы / А.А. Плешаков.
– М.: Просвещение, 2007. DVD диск «Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия 2006»,
проектор, интерактивная доска, намордник, чесалка для кошек, поводок, шампунь для животных, мягкие игрушки – собака, кошка.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Ребята, здравствуйте! У нас на уроке сегодня гости. Повернитесь, пожалуйста, к гостям и поприветствуйте их. Садитесь.
– Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение?
– На столе у вас лежат лица символизирующие настроение.
– Расскажите, пожалуйста, о каждой из них. 
– Поднимите то личико, которое в данный  момент  символизирует вашему настроению.

II. Повторение пройденного материала

– Итак, ребята, прежде чем начать изучение нового материала нам нужно повторить то, что мы прошли на предыдущем уроке.
– С какой темой мы познакомились на предыдущем уроке? (Как живут животные?)

1. Индивидуальная работа

1) Игра «Отгадай мой «домик»»

3) Игра «Чем питаются животные?» (на интерактивной доске)

Лягушка                    пыльца
Бабочка                     комары
Лиса                          желуди
Кабан                        мыши

2. Фронтальная работа

– Ребята, что необходимо растениям для жизни? (Вода, воздух, свет, тепло)
– Обоснуйте свой ответ.
–  А что необходимо животным для жизни? (Питание)
–  А кто ещё не сможет жить без воздуха, воды, тепла, света, питания? (Человек)
– Ребята, а где животные ищут защиту от врагов и суровых природных условий для себя и своего потомства? (В жилищах)
– Молодцы.
– А сейчас давайте проверим наших ребят, которые выполняли задания у доски. (Сигнальными кругами дети показывают правильно или неправильно выполнено задание: красный – неправильно, зелёный –  правильно)

III. Сообщение темы и цели урока. Работа над новым материалом

–  Ребята, все ли животные самостоятельно могут добывать пищу и строить себе жилище? (Нет. Домашние животные не добывают пищу самостоятельно. Жильё строит человек для них.)
–  У кого из вас есть домашние животные?
– Ребята, отгадайте загадки, и вы, догадаетесь, о ком пойдет разговор на нашем уроке.

Загадки.

В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (Собака)

Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище. (Кошка)

– Правильно,  это собака и кошка. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как нужно ухаживать за собакой и кошкой, познакомимся с разными породами собак и кошек, узнаем много интересного и полезного для нас.
– На предыдущих уроках окружающего мира мы беседовали об условиях жизни диких животных, но у многих из вас есть дома кошка или собака.
– Чем их жизнь отличается от жизни диких животных?  (Мы заботимся о них.)
– Ребята, послушайте стихотворение, и вы поймёте, о ком сейчас пойдёт разговор.

Ребёнок читает стихотворение.

В день, наверно, раз по десять,
Раз по триста каждый месяц,
Больше тыщи раз в году
В переулке и саду,
На вокзале,
Во дворе,
На мосту,
На пустыре,
На бульваре,
На проспекте
Вам встречались звери эти.
Может, даже вы видали
На ошейниках медали?
А скажите, вам известны
Их отвага, ум и честь?
Вот об этом-то сейчас
И пойдёт у нас рассказ.

– О ком же мы сейчас будем говорить?
– Правильно. Разговор мы начнём про собак.
– Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Она помогает людям во всем. Послушайте сообщения детей, которые они приготовили.

Ученик 1: Собака – верный друг и помощник человека с давних времён. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень – очень давно. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрался ли враг. А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно чутка она ночью, ведь в прошлом собака была хищником.

Ученик 2: Понадобилось очень много времени, прежде чем собака забыла далекие привычки и стала настоящим другом человека. Постепенно человек приручил собаку сторожить дом, она стала помогать на охоте: отыскивать дичь и приносить её хозяину, помогала хозяину защищаться.

– Ребята, все породы собак делятся на три группы. (Показ слайдшоу. См. Приложение 3).

Служебные собаки  – очень крупные собаки, мощные животные с оборонительной реакцией, беспредельно преданные человеку.
Охотничьи собаки. Эти собаки преимущественно используются для различных видов охоты. У них развит очень хорошо охотничий инсктинт, направляемый человеком путем умелой дрессировки.
Декоративные собаки. Назначение этих собак – дарить людям тепло и ласку. Общение с животным приносит ему радость.

После просмотра – ответы на вопросы.

– На какие три группы делятся все породы собак?
– Какие породы собак вы запомнили?
– Каково назначение декоративных собак, охотничьих собак, служебных собак?

IV. Физминутка для глаз

V. Продолжение изучения нового материала

–  Ребята, о каком животном можно так сказать: «Животное с «бархатными лапками».
– Правильно, это наши любимые питомцы – кошки.
– А почему говорят, что лапки у них бархатные?
– А сейчас послушайте информацию, которую приготовил … (см. Приложение 1)

Ученик 3: Невозможно определить время, когда человек приручил кошку.
Кошки очень умные, чистоплотные животные. Они постоянно чистятся и вылизывают свою шерсть. Это единственное животное, у которого отсутствует запах. Кошка – обладает острой наблюдательностью, легко приспосабливается к условиям обитания, поддаётся выучке и дрессировке.

Учитель: Сегодня на земном шаре насчитывается около 40 мл. кошек. В мире известно около 60 пород кошек, в нашей стране – 10 млн.

– А сейчас вы увидите некоторые породы кошек. (Показ слайд шоу. См. Приложение 2)

– Ребята, к нам на урок сегодня пришел гость, а кто он вы должны отгадать:

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,     
Это доктор … (Айболит)

– Ребята, а кто по профессии доктор Айболит?
– Он ветеринар.

VI. Словарная работа

Ветеринар – это человек, который помогает животным, если они заболели. Сегодня он нас познакомит, как нужно ухаживать за кошкой и собакой. Посмотрите, на предметы, которые он принес с собой. Кто,  знает для чего нужны эти предметы? (Ошейник, цепочка, шампунь для животных, намордник, щетка) Эти все предметы нужны для ухода за животными)
– Расскажите о каждом предмете, для чего он нужен. (Ответы детей.)

VII. Практическая работа

– Ребята, а кто уже надевал намордник на собаку и готов нам показать, как нужно это делать? (Ученик надевает намордник на игрушечную собаку.)
– Ребята, а кто покажет, как вычесывать кошку. (Ученик вычесывает игрушечную кошку).

Учитель: Уход за животными – это трудное, но интересное занятие. Мы должны ухаживать за ними, как за собой. Владелец животного обязательно должны периодически обращаться к ветеринару для осмотра животного, обследования и прививок. Эти меры предохраняют человека от заражения. Если вы взяли в дом животное, то отнеситесь к этому серьёзно. Вашему питомцу следует выделить его территорию, свою миску для корма и воды, которую необходимо мыть после каждого кормления.

VIII. Физминутка

IX. Работа по учебнику

– Откройте учебник на 54 – 55 странице.
– Ребята, рассмотрите, страницы, ответьте, о каких предметах ухода за животными мы не говорили ещё на уроке?
– Ребята, а сейчас ответьте на вопрос «Откуда берутся бездомные собаки и кошки?»

X. Обобщение

 – Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия. Доктор Айболит вам приготовил небольшие памятки, как ухаживать за кошкой и собакой (см. Приложение 4).

Памятка «Как воспитать здорового и умного котенка»

1. После того, как вы принесли котенка домой, дайте ему спокойно  обследовать новое жилище, покажите туалет, предложите блюдце с теплым молоком.
2. У котенка должно быть обязательно свое место, своя миска для питания и питья. Миску для питания нужно мыть после каждого кормления, а миску для питья 1  раз в день.
3. С 8 недель котенок должен получать разнообразную пищу 4 раза в день. В 6   месяцев котенка можно перевести на 2 разовое питание.
4 . Мыть кошку нужно 1 раз месяц.

 

Памятка «Как воспитать здоровую и умную собаку»

1. Чтобы вырастить из здорового щенка взрослую собаку, надо придерживаться трех основных правил.

2. Кормить щенка сырой пищей, а не вареной.

3. Собаке необходимо предоставить максимум свежего воздуха и солнца. В сутки рекомендуется делать собаке не менее двух часов. Кормление щенка.

1,5–2,5 месяца  – 5 разовое кормление.
2,5–4 месяца – 4 разовое питание.
После 8 месяцев  – 2 разовое питание.

4.  У собаки должна быть своя миска для питания и питья. Миску для питания нужно мыть после каждого кормления, а миску для питья  1 раз в день.

5. Мыть собаку с 2-месячного возраста летом можно каждые 10 дней, зимой один раз в 3 недели. Взрослую собаку летом моют каждый месяц, а зимой через 5 – 6 недель.

 XI. Подведение итогов

 – Итак, ребята, подошел к концу наш урок. Доктор Айболит прощается с вами. Ему очень понравилось у нас в гостях, и он обязательно придёт к нам ещё на другие уроки.Ну, а мы подведем итог нашей работы, но итог работы будет необычным. Итак, как же нужно ухаживать за кошками и собаками?
– Сейчас мы с вами послушаем, как ученики нашего класса ухаживают за своими питомцами. Они сочинили вместе с родителями небольшие стишки про своих животных,
которые, сейчас нам и расскажут.(Ребята рассказывают про своих питомцев, как они за ними ухаживают, в это время идет презентация «Мой четвероногий друг»)
– Спасибо. А сейчас возьмите личики, и покажите, какое у вас настроение после нашего урока. Урок окончен. Спасибо всем за работу.