“Главное умение — подметить в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиться того, чтобы “живинка” получила свое претворение в развитии в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность. Осознание успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим источником достоинства”.
Все когда-нибудь наблюдали за работой дирижера. Вспомните, как плавно и грациозно разрезает он воздух своей палочкой, заставляя весь оркестр повиноваться ее движению. Так и хочется войти в шумный класс, взмахнуть так же рукой - и вдруг все замолчат, сосредоточатся, будут внимать только вам, учителю... Но это дети, маленькие непоседы, и, в отличие от взрослых музыкантов, они не выдержат и одного акта, сорвутся, и концерт не удастся. Как же стать таким дирижером, чтобы каждый ученик “запел” свою индивидуальную партию в унисон? Для этого нужно потрудиться. Все дети разные. Одни - копии своих родителей, другие - “себе на уме”, третьи - тихони, а четвертые... Дети, которые приходят в школу, хотят быть принятыми, жаждут успеха, интересной и веселой жизни. Они с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличием в психофизиологическом развитии. Учителю, конечно, было бы удобнее работать с детьми, похожими друг на друга.
Любой процесс обучения несет в себе передачу исторического опыта индивиду, представляет взаимодействие обучающего (учителя) и обучаемого (ученика). Индивидуумом рождаются, личностью становятся, индивидуальность приобретают. Индивидуальность - особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого. Каждый ребенок - это уникальная и неповторимая личность, и способы взаимодействия с ним не могут быть универсальными. То, что хорошо подходит одному ребенку, очень часто совершенно не воспринимается другими. Индивидуальный подход - это ситуация успеха для каждого ученика. Функция учителя заключается в том, чтобы организовать и поддержать активность ученика.
Система Л.В. Занкова позволяет в полной мере раскрыть индивидуальность каждого ребенка. Исходя из общих целей, стоящих перед обучением по системе общего развития школьников, учитель решает следующие задачи: создать условия для продвижения в общем развитии всех учеников - их творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью (оригинальностью); эмоционально-волевой и нравственной сферы личности.
Система общего развития Л.В. Занкова ориентирована на всех детей, поступающих в школу. Значит, мы должны позаботиться об успешности вхождения в школьную жизнь детей с любой готовностью к обучению. Если ребенок в этом возрасте не обретает уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Ребенок - это личность, она не только вызывает и усиливает интерес к изучению, но и делает это необходимым в работе учителя. Чтобы правильно выстроить процесс индивидуального обучения, нужно знать уровень и особенности развития ребенка. При выявлении индивидуальных особенностей школьников большое значение я придаю наблюдениям за ними в различных ситуациях и беседам с учениками и их родителями. Выясняю причины недостаточной работоспособности детей. Много внимания уделяю формированию у них уверенности в своих силах. Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения ребенка, обеспечивать поддержку его способностей и учебных возможностей. Имеется в виду не любая трудность, а трудность теоретического познания, заключающаяся в самостоятельном открытии школьниками взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи.
Дети на уроках осуществляют умственную деятельность: наблюдение, сравнение, сопоставление, дифференцирование, обобщение, группировку, умозаключения, делают выводы, которые планируются учителем для каждого урока. На уроке нужно соблюдать принцип “идти от детей”, учитывать, что и как они выполняют и могут ли выполнить. Умственные действия учащихся определяются характером изучаемого материала, первый этап – система знаний поискового характера, ведущая к раскрытию единицы усвоения (понятия, правила, действия); второй – сличение результатов самостоятельной работы учащихся с вводимыми в учебнике определениями, правилами, третий – упражнение в применении знаний. Т.е. личность каждого ребенка раскрывается в самых необычных условиях. Большую роль играет соединение познания с эмоциями, положительные эмоции увеличивают возможности интеллекта. На уроках мы организуем, обмен мнениями при решении различных учебных задач, всегда поощряю разные точки зрения, разные способы решения. На уроках у нас доверительные отношения.
Развитие личностных качеств учащихся, в частности, познавательной мотивации - важный аспект системы Л.В.Занкова. Нельзя ограничиваться направленностью на умственное развитие детей, результат работы показывает, что воля, эмоции и мотивации - все эти процессы и качества личности обязательно должны развиваться у детей в позитивную сторону, причем самым естественным, можно даже сказать, неизбежным образом. Принцип осознания школьниками процесса учения подчеркивает необходимость развития самостоятельности учащихся, нацеливает на обнаружение собственных ошибок. Главное - установить причины ошибок, предупредить их повторение, приучая трезво оценивать свои возможности, вырабатывать взгляд на себя, т.е. рефлексию.
К третьему классу интересы коллектива неизменно выступают у ребят на первое место. Одновременно с ростом доброжелательного отношения к окружающим развивается критическое отношение к себе, и своим достоинствам и недостаткам. Дети уже научились сочетать свои интересы с интересами коллектива, отдавая при этом предпочтение последним.
Осуществить индивидуальный подход к ребенку помогают учебники по системе Л.В. Занкова, они построены как интересные книги, работая с которыми, ребенок обращается к авторам, одноклассникам, учителю, персонажам. Уровень содержания материала позволяет вовлекать в процесс общения всех учеников класса. Авторы во всех заданиях обращаются непосредственно к каждому ребенку, как бы разговаривая с ним. Учить нужно без принуждения, помочь каждому раскрыть свои возможности. Каждый ребенок неповторимо индивидуален, каждому на уроке должно быть комфортно. Нужно чувствовать, кого похвалить, кому улыбнуться вместо замечания, кому, какой вопрос задать; умело, используя индивидуальные особенности учащихся, подбирать задания, отличающиеся при общем содержании разной степенью трудности, чтобы каждый ребенок испытал радость открытия.
На уроках литературного чтения дети становятся “маленькими писателями”, способными выражать в слове свои переживания и впечатления. Умение анализировать литературное произведение - умение творческое, это происходит в творческой деятельности. Как говорил известный психолог Л.С.Выготский: “творческая деятельность - такая деятельность, которая создает нечто новое...”.
Мы с детьми полюбили этот предмет. Я иду на урок, как на праздник, потому что дети радуют меня каждый день, заряжают положительными эмоциями. Давно отмечена способность учащихся начальной школы к овладению навыками сочинения стихов. Познавая через литературу окружающий мир, дети учатся осмысливать специфику словесного искусства и проявляют интерес к самостоятельному творчеству, овладению приемами художественной речи. С первого класса дети познакомились с такими правилами стихосложения: рифма и смысл, и начали игру в рифмы, игра в рифмы переросла в двустишия, короткие стихи из нескольких строк.
Мой котенок.
У меня есть котенок,
Он кошачий ребенок.
Он меня не слушает,
Только рыбу кушает.
Не поймать его никак,
А зовут его Сквозняк.
Васильев Ренат
Мамочка.
Мама скажет: “Милый мой!”
Мама скажет: “Марш домой!”
С мамой в темноте не страшно
И не холодно зимой.
Грибкова Карина
Весна.
Что весной творится?
Прилетают птицы!
Тает снег и тает лед,
И на речке ледоход!
Появляется трава,
Оживает поле!
Ливень льет как из ведра,
Гром гремит:
Весна! Ура!
Симонян Лида
Весна.
Идет к нам весна.
Гонит холод со двора.
Снежинки последние тают
И тихо ручьем убегают.
Принесла весна уют,
Птицы звонкие поют,
Я люблю тебя, Весна!
Ведь кругом-то – красота.
Никитина Марина
Система Л.В. Занкова играет большую роль в развитии индивидуальности ребенка. Прежде всего, это касается учебников. Учебники разработаны на основе межпредметной интеграции и широкой внутрипредметной интеграции, что создает условия для индивидуализации обучения, для включения в активную учебную деятельность обучающихся с разным типом мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим. Содержание учебников разноуровневое. Каждый ребенок работает на своем уровне развития, оказываясь в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения, сталкиваясь с новыми условиями использования уже имеющихся знаний, с недостатком или избытком информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы. Ведь обучение идет от сложного к простому через коллективный поиск, в случае необходимости с оказанием помощи (дидактический принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности).
В учебниках математики очень хорошо представлен материал по преобразованию задач. Это дает простор творчеству. Ученикам нравится делать необходимые умозаключения, выводы, наблюдать, анализировать и синтезировать результаты своих наблюдений. Индивидуальность проявляется в поиске разных решений одного и того же задания. (Смотри ниже конспект урока математики по теме: “Сравнение дробей”)
Основой изучения математики в системе, направленной на общее развитие школьников, в первую очередь является ориентация обучения на самостоятельное (индивидуальное и коллективное) добывание знаний учащимися на основе использования и обобщения их опыта, результатов учебной и практической деятельности, наблюдений, обсуждения высказанных предложений, их анализа, сравнения и доказательного отбора. Максимальное внимание к личности каждого ученика, активизация всех его потенциальных возможностей и накопленного жизненного опыта служат психолого-педагогической основой как его продвижения в развитии, так и полноценного усвоения знаний, умений и навыков в процессе изучения предмета. Учитель дает простор индивидуальности каждого ребенка. Ученик по своему усмотрению выбирает вопрос или задание для самостоятельной работы. При этом все дети включаются в процесс обучения. Многие задания можно решать разными способами и они имеют несколько вариантов степени трудности для каждого по возможности в конкретных условиях. Мои ребята не боятся ошибок, задают вопросы, помогают друг другу, они все индивидуальны. Все могут получить хорошую оценку, нужно только потрудиться.
Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы. Особенно моим детям нравятся задания по математике на преобразование. Мне как учителю, конечно, трудно проверять тетради, когда все задания разные - индивидуальные, но желания ученика работать восхищают и снимают тяжесть проверки.
Рассмотрим домашнюю работу: Карина – ученица с повышенными интеллектуальными способностями по математике, а) сравнила дроби и записала равные, б) каждую группу равных дробей дополнила равными, в) и к каждой оставшейся дроби добавила еще несколько равных. А некоторые ученики решили только необходимый минимум. Каждый нашел работу по своим возможностям, каждому комфортно.
Главной задачей всегда остается не “подтягивание” до уровня успевающих путем дополнительных занятий, а раскрытие индивидуальности каждого ученика независимо от того, считается ли он в классе сильным или слабым.
В классе всегда есть дети, которые на уроках не выносят пауз, просят все новых и новых заданий, работают до самого звонка при полном напряжении внимания, не пропускают ни одной мелочи в ответах товарищей, замечают все промахи, ошибки, недочеты. Поощрение такой деятельности способствует развитию познавательной активности, стимулирует общение, обмен мнениями, такие дети первыми используют в работе дополнительные источники знаний, которые они самостоятельно находят и приносят в школу (энциклопедии и др.). Если не заниматься такими детьми индивидуально, то может произойти “выравнивание”, то есть им нужны дополнительные смысловые нагрузки, знания, требующие творческого поиска правильных способов решения, их следует систематически “загружать” знаниями повышенной сложности.
3 класс. Система Л.В.Занкова Урок математики
Тема: Сравнение дробей.
Цель:
1. Закрепить знания о сравнении дробей.
2. Закрепить навыки решения задач и уравнений,
преобразования их.
3. Развивать мышление, воображение, произвольное
внимание.
4. Воспитывать дружбу, взаимоподдержку.
Оборудование: Карточка – ребус, таблица с геометрическими фигурами, индивидуальные карточки с кругами, с домашним заданием, схемы задач.
Ход урока
1. Организационный момент: песня “Все мы делим пополам”
2. Актуализация знаний учащихся
- Разгадайте ребус: (ЗА-ДА-ЧА)
- С чего начнем урок? (с задачи)
Задача: Жили – были 2 брата-близнеца.
Один из них ежедневно спал 3 часть суток,
А другой – 4 часть суток. Кто спал в сутки больше?
(Третья часть больше, чем четвертая, значит, первый спал больше, то есть тот, который спал третью часть суток или т.к. делим на меньшее число частей).
- Какого вида эта задача? (на сравнение).
3. Постановка целей и задач урока
Кто догадался, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (о сравнении).
- Что можно сравнивать? ( отрезки, числа, неравенства, фигуры, дроби и т.д…, а так же возраст людей, кол-во детей в классах и многое другое.)
4. Поисково-творческая работа
Запись числа.
Итак, раз вы правильно разгадали – ребус мы продолжим решать задачи.
Стр. 136 № 308
Читаем задачу
1) 28 · 8 = 224 (км) – 1 тур.
2) 25 · 9 = 225 (км) – 2 тур.
3) 225 – 224 = 1 (км) – прошёл больше 2.
Ответ: второй турист прошёл на 1 километр больше.
- Измените вопрос задачи так, чтобы
последнее действие в её решении стало другим.
- Запишите самостоятельно 3 действие и ответ.
(Проверка.)
- Измените, условие задачи так, чтобы её
решение стало короче.
5. Актуализация знаний
- Работаем устно. КАРТОЧКА 1
1) Какой отрезок длиннее? [aв] или [вс]
- Проверьте с помощью линейки. Кто прав?
2) - Сравни фигуры.
- Что влияет на размер? (фон, цвет) (Проверка наложением.)
(Белые внизу кажутся крупнее, хотя равные)
- Найдите самостоятельно площадь квадрата. Что для этого нужно знать?
Танцевальная физкультминутка. Песня: “Все мы делим пополам” Дети произвольно танцуют.
6. Изучение нового материала
КАРТОЧКА 2. (Стр. 134 №305)
1) На сколько частей разделили каждый круг?
2) Посчитайте, сколько частей каждого круга
заштриховано? Запишите рядом дробью.
3) Назови числитель каждой записанной дроби.
Назови их знаменатели.(числители 4, 1, 5, 3/
знаменатель– 6)
4) Расположи дроби в порядке их увеличения.(1/6; 3/6;
4/6; 5/6)
- Каких дробей не хватает? Запиши их, сделав
соответствующие рисунки. (2/6; 6/6)
- Покажите свои рисунки.
- Что можно сказать про дробь 6/6? (Числитель и
знаменатель одинаковые, получился целый
закрашенный круг или 6/6 = одному целому).
Продолжим работу с дробями.
Откройте учебники на стр. 139 №313. (Правило)
5) Найдите пары дробей, которые можно сравнить по величине и запишите с ними верные неравенства.
Двое у доски.
1. 3/9<5/9; 5/9>2/9; 3/9>2/9.
- Можно ли записать эти дроби сложным (двойным) неравенством? 2/9<3/9<5/9
2. 5/8<7/8; 2/8<7/8; 5/8<7/8
Так же попробуй заменить сложным (двойным) неравенством? 2/8<5/8<7/8
- Есть ли ещё дроби, которые можно сравнить? 4/7>1/7
6) К остальным дробям самостоятельно подберите несколько дробей, с которыми их можно сравнить. Запишите, неравенства. Например: 10/12>2/12;7/15<8/15;5/6>2/6;2/3>1/3 (Взаимопроверка)
7) Попробуйте превратить эти дроби в сложные (двойные) неравенства
10/12; 7/15; 5/6; 2/3.
7. Повторение пройденного
Решите самостоятельно уравнение: стр.139 №314.
Х-532=365
Х=365+532
Х=897
—————
897-532=365.
(Проверка)
- Какие преобразования можно сделать?
(Преобразовать правую часть уравнения так, чтобы решение уравнения потребовало выполнения большего кол-ва действий).
- Преобразуйте правую часть уравнения так, чтобы у 1 ряда были действия 2 ступени, а 2 и 3 рядов – действия первой ступени.
(двое у доски.)
Х-532=73·5 или (730:2) | Х- 32=300+65 или (400-35) |
Х-532=365 | Х-532=365 |
Х=365+532 | Х=365+532 |
Х=897 | Х=897 |
————— | —————— |
897-532=73·5 | 897-532=300+65 |
- Подумайте, как можно уравнение превратить в неравенство.
(Поставить знак > или <). По вариантам и у доски.
1 вариант > | 2 вариант < |
Х – 532 > 365 | Х – 532 < 365 |
значит, Х > 897 | значит, Х < 897 |
898 – 532 > 365 | 896 – 532 < 365 |
899 – 533 > 365 | 895 – 532 < 365 |
Молодцы! - Вспомните тему урока… Что же мы с вами сегодня сравнивали на уроке?
8. Итог урока: - Дайте оценку нашей работе, все ли было понятно, легко ли, с каким настроением работали?
9. Подумайте дома: (индивидуальные карточки)
Семь розочек на торте. К чаю был куплен торт. Тремя прямыми линиями его разрезали на 7 кусков. На каждом куске при этом, оказалось, по одной розочке. Как разрезали торт?