Раздел программы: «Информационные
ресурсы Интернет».
Тема урока: «Возможности поисковых
машин».
Тип урока: обобщающий урок.
Вид урока: урок-семинар.
Технология: личностно-ориентированная.
Время проведения: урок, завершающий
тему «Информационные ресурсы Интернет».
Цели:
- познакомиться с различными поисковыми ресурсами сети Интернет, методами поиска информации;
- научиться выбирать оптимальные средства поиска информации в зависимости от поставленной задачи.
Задачи:
- Воспитательная – формировать культуру использования Интернет.
- Учебная – изучить средства поиска в наиболее популярных поисковых порталах Yandex, Rambler, Google.
- Развивающая – развивать память, умение сравнивать и анализировать, систематизировать информацию, умение быстро дифференцировать большой объем информации.
- Познавательная – расширение знаний по поиску информации в сети Интернет.
Оборудование: проектор, экран, компьютер с доступом в интернет.
План урока
- Организационный момент. Сообщение темы и постановка целей урока.
- Выступление учащихся с сообщениями по теме поисковая машина Yandex.
- Выступление учащихся с сообщениями по теме поисковая машина Rambler.
- Выступление учащихся с сообщениями по теме поисковая машина Google.
- Обобщение
- Лабораторная работа «Поиск информации в Интернет».
- Заключительное слово учителя. Подведение итогов. Выводы.
Подготовительная работа
При организации семинара использовалась
групповая форма организации самостоятельной
работы учащихся: учащиеся разбиваются на
группы. Каждая группа отвечает за конкретную
поисковую машину. Первая группа – поисковая
машина Yandex, вторая группа – поисковая машина
Rambler, третья группа – поисковая машина Google.
В группе 4 человека, каждый готовит информацию по
конкретному вопросу.
Вопросы для подготовки:
- 1-й учащийся:
- Принцип работы поисковой машины.–
- Удобство использования.
- 2-й учащийся:
- Внешнее оформление.
- Скорость работы.
- 3-й учащийся:
- Сложность языка запросов.
- 4-й учащийся:
- Наличие различных расширенных функций (управление форматом и ранжирование выводимой информации, перевод вводимых ключевых слов на другой язык)
Работая над заданием, ученики читают
материал по учебнику, дополнительную литературу,
обращаются к нужным сайтам в Интернете. Этот
приём способствует повышению активности
учащихся и объективной оценке их выступлений,
воспитывает культуру общения, ответственность
за порученное дело.
На семинаре выступает каждая группа, защищая
свою поисковую машину, рассказывая о её
возможностях. Кроме поисковых механизмов,
поисковые сайты оборудованы ещё множеством
полезных вещей. В итоге каждая группа заполняет
по своей поисковой машине таблицу. И пытаются
выяснить какая поисковая машина лучше. Каждая
поисковая машина имеет свои отличительные
особенности. Одна удобнее по интерфейсу, другая
лучше ищет, третья тщательнее сортирует. И
поэтому рекомендации пользователям
пользоваться не одним поисковиком, а искать на
нескольких поисковиках сразу.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Актуализация знаний
– Дайте определение понятию релевантность.
– Какие возможности поиска информации
предлагает сеть Интернет?
- создание запроса в одной из поисковых машин
- с помощью каталогов
- используя средства метапоиска.
(Демонстрация на большом экране возможностей поиска информации с повторением материала по прошедшей лекции и объяснением)
– Перечислите названия русскоязычных порталов представляющих средства поиска? (Наиболее популярные: Yandex, Rambler,Google)
– Назовите характеристики поисковых систем.
– Принцип работы поисковой машины:
- Удобство использования
- внешнее оформление
- сложность языка запросов
– Наличие различных расширенных функций (управление форматом и ранжирование выводимой информации, перевод вводимой информации на другой язык)
(Демонстрация на большом экране характеристик поисковых систем с повторением материала по прошедшей лекции и объяснением)
– Какие операторы языка запроса вы знаете?
(Демонстрация на большом экране основных операторов языка запроса поисковых систем с повторением материала по прошедшей лекции и объяснением)
– Сегодня проведём урок-семинар по теме «Возможности поисковых машин». Вы назвали основные характеристики поисковых машин. Каждый приготовил дома по своей поисковой машине ответы на конкретные вопросы.
II. Первое выступление по поисковой машине Yandex. (Выступают учащиеся первой группы)
III. Второе выступление по поисковой машине Rambler. (Выступают учащиеся второй группы)
IV. Третье выступление по поисковой машине Google. (Выступают учащиеся третьей группы)
V. Обобщение. Каждая группа заполнила таблицу по поисковой машине (согласно характеристик поисковых машин, а также таблицу языка запроса). Эту таблицу мы передадим в медиатеку гимназии для того, чтобы ей могли воспользоваться.
Можно сделать вывод: каждый поисковый узел не похож на другие, и для того чтобы извлечь полезную информацию из Интернета, нужно знать, где и как вести поиск.
VI. Лабораторная работа «Поиск информации в сети Интернет»
Перед проведением лабораторной работы повторим основные правила поиска информации. К золотым правилам поиска информации в сети можно отнести следующие требования:
- Учитывать особенности русского языка
- Не допускать орфографических ошибок.
- Избегать поиска по одному слову, использовать необходимый и достаточный набор слов.
- Не писать большими буквами.
- Исключать из поиска ненужные слова.
- Использовать возможности расширенного поиска.
- Пользоваться операторами языка запроса.
Проведение лабораторной работы
Цель урока: познакомить учащихся с поисковыми системами и правилами формирования запроса в поисковой службе, закрепление полученных знаний на предыдущем уроке.
Каждый учащийся получает технологическую карту и по ней выполняет лабораторную работу:
1. Найти в сети Интернет
- текст произведения А.П.Чехова «6 палата»
- найдите официальный сайт вашей любимой музыкальной группы;
- найдите сайт, посвящённый компьютерной технике и комплектующим;
- издателя и разработчика игры «Братья пилоты»;
- в каком году и где родился Мишель Нострадамус;
- когда и где родился Владимир Семёнович Высоцкий;
- задания ЕГЭ по математике.
2. Запишите оптимальный способ
нахождения данной информации (выбор поисковой
системы, вид запроса).
3. Использовать возможности нескольких поисковых
машин и определить наиболее эффективно
работающие поисковые системы.
4. Результаты работы оформить в таблице:
|
Вид запроса |
Yandex |
Rambler |
|
Вопрос |
|
Уровень релевантности | Уровень релевантности | Уровень релевантности |
5. Отчёт о лабораторной работе оформите на отдельном листе и пошлите учителю по электронной почте по адреcу school_8@mail.ru имя файла ваша фамилия и класс, наприме: Иванов10А.doc
VII. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. Выводы
– Сегодня на уроке информатики мы успешно провели семинар, который был всем полезен и интересен. Все группы очень хорошо подготовились, использовалась дополнительная литература, интересную информацию участники нашли в Интернете. Все выступления заслуживают хорошей оценки Молодцы! В качестве домашнего задания я попрошу участников к следующему занятию обобщить представленный материал, а также результаты лабораторной работы и сделать письменно выводы. Спасибо! До свидания!