Развитие интереса и творческой активности на уроках геометрии

Разделы: Математика


Основная задача современной школы – формирование активной, творческой личности, способной самостоятельно решать разнообразные задачи. Следовательно, существует необходимость в новом подходе к обучению математике и геометрии в частности.

Геометрия является важной учебной дисциплиной для многих профилей обучения. Она необходима будущим строителям и архитекторам, химикам и инженерам. Геометрия имеет большие возможности для развития: логического мышления; практических действий по моделированию геометрических и реальных объектов.

Успешность изучения школьного курса геометрии, творческая активность учащихся на уроке зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Урок должен быть интересным и увлекательным. Поэтому необходимо организовать процесс обучения геометрии таким образом, чтобы у каждого ученика сформировать интерес к предмету. Так как именно интерес к предмету является одним из важнейших факторов успеха в обучении. Чем ниже интерес, тем хуже результаты обучения.

В предлагаемом уроке, мы использовали различные методы обучения и задания таких типов, которые: дают возможность организовать деятельность по самостоятельному приобретению знаний и способов действий, активизируют мыслительную деятельность; формируют у учащихся: интерес к предмету, творческую активность, умение самостоятельно применять приобретенные знания.

I. Кроссворд. Кроссворд помогает повторить и закрепить теоретический материал. Использование таких заданий на уроке помогает привить интерес к предмету.

II. Проблемная ситуация – математическая сказка. Заканчивая изучение темы в качестве домашнего задания, предлагаем учащимся написать математическую сказку. Такое задание нетрадиционно для урока геометрии и поэтому вызывает живой интерес у учащихся. При написании сказок вырабатывается способность мыслить самостоятельно, развиваются творчество и фантазия. При этом дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое знание.

Требования к математической сказке:

  • В сюжетную линию необходимо включить свойства геометрических фигур.
  • Последовательность сюжета.
  • Логичность сюжета.
  • Законченность сюжета.
  • Оригинальность сюжета.

III. Задачи на готовых чертежах. [5] Задачи на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы на уроке, так как данные задачи находятся перед глазами на протяжении всего решения; активируют мыслительную деятельность учащихся; помогают запомнить определения, свойства и признаки четырехугольников.

IV. «Разрезные» теоремы. Одним из средств повторения, закрепления и проверки теоретических знаний на уроке геометрии являются «разрезные» теоремы.[1] «Разрезная» теорема  представляет собой комплект из четырех карточек, каждая из которых содержит:

1. Формулировку теоремы.
2. Чертеж к теореме.
3. Что дано и что надо доказать.

Доказательство самой теоремы.

Проверка знаний учащихся с помощью «разрезных» теорем очень эффективна. Учащиеся с большим удовольствием со­бирают  «разрезные» теоремы. Такой нетрадиционный способ проверки знаний вызывает у них большой интерес, занимает мало времени на уроке, позволяет достаточно объективно судить о знаниях учащихся и дает возможность учителю опросить большое коли­чество учеников. Хочется отметить тот факт, что не было ни одного ученика, который бы не попытался собрать «разрезную» теорему, многие собирают по две-три теоремы в течение урока.

V. Проект «Дворцовые паркеты». [4 ] Геометрические паркеты это одинаковые фигуры (элементы паркета), которые при заполнении ими плоскости, не перекрывают друг друга и не оставляют пустого пространства. Паркеты являются прекрасным материалом для вовлечения учащихся в интересную, содержательную, исследовательскую работу.

Задание: выложить дворцовый пол из плиток, имеющих форму четырехугольников. В ходе задания учащиеся думают самостоятельно о том, каким условиям должны отвечать стороны и углы четырехугольников для того, чтобы задание было выполнено.

1)     2)       

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Он развивает самостоятельность мышления, влияет на уровень усвоения знаний, учит умению представлять свой проект, стимулирует развитие познавательных способностей учащихся, обеспечивает развитие творческой активности.
Этапы реализации учебного проекта:

  • Этап планирования (выбор темы проекта).
  • Этап принятия решения и выполнения проекта.
  • Этап защиты проекта.

Открытый урок по геометрии в восьмом класса по теме «Четырехугольники».

Литература:

1. Шумихина В.В., Намятышева С.В. Использование «разрезных» теорем на уроках геометрии.// Математика в школе. – 1994. – №3.
2. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии. – М.: Просвещение, 1992. – 320 с.
3. Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. для 7 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 383 с.
4. Цукарь А. Геометрические преобразования и паркеты.// Математика. – 1999. – № 47.
5. Чернышова Л.Ф. Упражнения на готовых чертежах.// Математика в школе. – 1994. – № 6.